"Обряды перехода. Сколько раз за жизнь умирал традиционный человек?" Лекция №4 из...

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2018-05-31 13:05

Психология

Ч е л о в е к — сверхсложная система, и теория систем гласит, что сложная система не сводима к подсистемам, из которых состоит. Человек состоит из первой сигнальной системы (инстинкты лимбической системы, бессознательное, душа, anima, хайят) и второй сигнальной системы (язык, абстрактное воображение неокортикса, разум, дух, spiritus, рух).

У человека есть гендер — социальный пол, полоролевое поведение. Гендер устанавливается через воспитание. Когда мать — "наседка", а отец — "подкаблучник", то она установит сыну свои врожденные инстинкты, и он останется не повзрослевшим "маменькиным сынком", гермафродитом. Его Анима (индивидуальное бессознательное мужского эго, представление мужского эго о женском — К.Г. Юнг) подчинит его эго. В этом случае, мать "дрессирует" ребенка. И он приобретает навык: по эмоциям матери угадывать ее желания. Если его не перевести на мужское логическое мышление, он зависнет на эмоциональной стадии восприятия.

Когда в семье нет отца или он "подкаблучник" (такой же "маменькин сынок"), это делает армия. Там недоросля учат подчиняться мужчине и понимать слова, а не угадывать и исполнять женские желания.

"А н и м а — фактор наивысшей важности в психологии мужчины, где всегда действуют эмоции и аффекты. Она усиливает, преувеличивает, подделывает и мифологизирует все эмоциональные отношения к профессии и людям обоих полов. Лежащие в основе этого фантастические хитросплетения — ее рук дело.

Когда Анима уже в достаточной мере упрочилась, то она изнеживает характер мужчины и делает его восприимчивым, раздражительным, капризным, ревнивым, тщеславным и неприспособленным. Он находится в состоянии "недомогания", и распространяет это недомогание все шире и шире.

Молодые люди, до наступления зрелости (примерно до 35 лет), могут переносить без ущерба (кажущуюся полной) потерю Анимы. Важно, чтобы мужчина справился с задачей быть мужчиной.

~~~~~~~~

Подрастающему мужчине необходимо освободиться от аниматической зачарованности матерью.

~~~~~~~~

Существуют исключительные случаи, когда наступает гомосексуальность, которая характеризуется, как правило, идентификацией с Анимой. Признавая частотность этого явления, очень спорно понимать его, как патологическое извращение. На основании психологических данных, речь идет здесь, скорее, о неполном отвязывании от гермафродитического архетипа, что связано с ярко выраженным сопротивлением против идентификации себя с ролью половины полового существа. Подобную диспозицию, при всех обстоятельствах, нельзя расценивать только лишь как негативную. Ведь она оберегает тот праЧеловеческий тип, который, до известной степени, исчезает у существа, ограниченного одним полом". (с) К. Г. Юнг, "Об Архетипе и, в особенности, о понятии Анима".

Во избежании вышеописанного, всегда существовал ИНСТИТУТ ИНИЦИАЦИЙ. В племени мальчика "отдирали" от матери, и дальше он проходил этапы взросления.

"РАЗЛИЧНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ ИСПЫТАНИЯ (для мужчины - моё прим.) НЕСУТ В СЕБЕ ДУХОВНЫЙ СМЫСЛ. Неофит готовится к ответственности, налагаемой взрослой жизнью, и, одновременно, пробуждается к жизни духовной, ибо испытания и ограничения происходят на фоне наставлений, знакомства с мифами, танцами и пантомимами. Физические испытания преследуют духовную цель: ввести ребенка в культуру, сделать его "открытым" для восприятия духовных ценностей."

"МИСТИЧЕСКАЯ СМЕРТЬ неофитов не несет в себе отрицательного заряда. Напротив, эта смерть в детстве, вне сексуальности, в неведении, в общем состоянии непосвященности — повод для тотального возрождения Космоса и племенной общности. Ибо, повторяя свои творческие деяния, Боги, Герои-просветители, мистические Предки вновь появляются и действуют на Земле. Мистическая смерть детей и их пробуждение являются частью грандиозного повторения Космогонии, антропогонии и всего сущего, что характеризовало первоначальную эпоху "Времени снов". Посвящение вкратце повторяло священную историю племени, а, в конечном счете, священную историю Мира. И это повторение вновь освящало весь Мир..."

"Феномен такой драматической разработки ритуала посвящения становится еще более очевидным, если покинуть Австралию и Огненную Землю, и обратиться к религиям Меланезии, Африки и Северной Америки. Обряды становятся все более сложными и разнообразными, испытания более болезненными, физическое страдание достигает уровня пытки, сама агрессивность ритуала разлучения мальчика с матерью внушает мысль о мистической смерти.

Так, у готтентотов, новичок может оскорбить и даже ударить свою мать, и это будет знаком того, что он освободился от ее опеки. В некоторых местах проживания Папуа неофит топчет тело своей матери и, ставя ногу ей на живот, подтверждает факт своего отделения. У племени Диейри мужчины вскрывают вены и выпускают кровь на тела неофитов, чтобы одарить их смелостью. У Караджери, Итшимунди и других австралийских племен неофиту дают пить кровь. Этот обычай встречается также в Новой Гвинее, где ему дают следующее объяснение: вместе с мужской кровью новичок получает силу, потому что та кровь, которой он обладал до сих пор, была исключительно кровью его матери.

В этом последнем примере мы имеем дело с двумя разными, но совместимыми идеями:

1) Утробный плод питается материнской кровью, и у ребенка кровь его матери;

2) В посвящении, которое окончательно отрывает мальчика от матери, необходимо дать ему мужскую кровь.

На северо-востоке Новой Гвинеи во время посвящения практикуют надрезание полового органа — операция, заменяющая рассечение; новичкам объясняют, что таким образом у них удаляют кровь их матерей, чтобы они могли стать сильными и красивыми. У Вангла-Папуа, с архипелага Бисмарка, материнскую кровь удаляют, прокалывая нос, что заменяет операцию над гениталиями. Как объяснял один туземец Джону Ниллсу, "это делают для удаления "дурной" крови, собравшейся со времени, когда он находился в материнском чреве; эта кровь — его женское наследство". (с) Элиаде Мирча, "Тайные общества. Обряды инициации и посвящения", 1956 г.

В государственных религиях реальную инициацию для третьей касты заменили на формальную — обряд крещения. Невротиками легко управлять с помощью страха смерти, а служитель церкви выполняет функцию психолога, снимает экзистенциональный невроз в обмен на подчинение.

Инициация сохранилась только у касты жрецов и воинов. Поэтому Гегель в своей "Феноменологии духа" говорит:

~~~~~~~

"Господин — тот, кто смотрит смерти в глаза.

Раб — тот, кто поворачивается к ней спиной, делая вид, что её нет.

Господин борется со смертью. Он не может победить смерть.

Но на этом пути он получает раба".

~~~~~~~

Капиталистическому обществу "маменькины сынки" необходимы. Они эгоистичны, эмоциональны и конъюнктурщики, легко приспосабливаются к новым вводным от хозяина, ими легко манипулировать через СМИ, а для воспитания "маменькиного сынка" вводят "секспросвет" в школах и детсадах, ювенальную юстицию и т.д.

Человек — это конструкт, его конструируют под конкретный общественный проект, под общественную философию. "Теория стадийного развития" Т.Д.Лысенко, гласит, что рост и развитие растения (организма) — это два разных процесса. Все мы родились, растем, стареем и умираем, это рост организма. А психическое развитие может зависнуть на 5-летнем уровне, если не развиваться. В тепличных условиях человек сам не разовьется, для этого необходимо преодолевать адреналиновые барьеры, на что он "без пинка", зачастую, не способен.

"То, что нас не убивает, делает сильнее". (с) Фридрих Ницше

"Экзистенциальный подход В. Франкла и Дж. Бюдженталя придерживается более осторожного взгляда на человека, который исходит из того, что, изначально, человек не обладает сущностью, но обретает её в результате самосозидания. Причём, позитивная актуализация не гарантирована, но является результатом собственного свободного и ответственного выбора человека".

"Необъяснимое" обожание матери и является, по мнению Эриха Фромма, важнейшим из известных ему корней деструктивного характера..."

"Страх дракона соответствует не боязни отца, а чему-то более первичному, а именно, страху мужчины перед женщиной, в целом. Инцест героя — это инцест с Великой и Ужасной матерью, которая ужасна по своей природе, а не становится таковой опосредованно, через вмешательство третьего лица. Верно, что дракон символизирует также и страх героя. Но дракон достаточно ужасен и без какого-либо дополнительного устрашения. Спуск в пучину, в море или глубокую пещеру достаточно страшен и без преграждающего путь пугала отца.

Двуполая конституция уроборического дракона показывает, что Великая Мать имеет мужские, но не отцовские черты. Агрессивные и деструктивные черты Великой Матери — например, ее функция убийцы — можно считать мужскими. Среди ее атрибутов мы находим также фаллические символы, как уже указал Юнг. Это особенно ясно видно в атрибутах Гекаты: ключ, плеть, кинжал и факелы — это мужские, но, все же, не отцовские символы.

Когда жрецы-евнухи Великой Матери осуществляют кастрации и жертвоприношения, они представляют ее ужасный характер. Но представлять этих кастрированных жрецов в качестве образов отца невозможно. Фаллические фигуры, более соответствующие этой роли, всегда зависимы. Великая Мать контролирует и использует их, и это противоречит их независимому значению, как фигур отца.

Агрессивные и деструктивные элементы, присущие Великой Матери, могут также представляться символически и ритуально, как отдельные, обособленные от нее фигуры, в виде ее спутников, жрецов, животных и т.д. Воинствующие группы, предающиеся мужским оргиям, такие как Куреты, часто относятся к сфере Великой Матери так же, как и фаллические супруги, которые вершат ее разрушительную волю.

На еще более поздней стадии в матриархально организованных группах индейцев Северной Америки исполнительная власть вождей зависит от Старой Матери. В эту категорию также необходимо включить не только вепря, который убивает юного бога, но и дядю по материнской линии, как инструмент совокупной власти, направленный, к примеру, против сына Исиды, Гора.

Даже фаллическо-хтонический бог моря Посейдон и стая его чудовищ, по своей природе, относятся к сфере Великой Матери, а не к области Beликого и Ужасного Отца.

Однако, позднее, когда на смену владычеству Великой Материй пришел патриархат, роль Ужасного Отца проецируется на мужских представителей ее ужасной стороны, особенно, когда в интересы патриархального развития входит подавление этого аспекта и выдвижение на передний план фигуры "доброй матери".

Рассмотренные нами две формы инцеста, по существу:

- пассивный уроборический инцест, в котором погибал зародыш эго, и

- матриархальный инцест, в котором мать соблазняла сына, а инцест заканчивался матриархальной кастрацией.

Но героя отличает именно активный инцест, намеренное и сознательное открытие себя опасному влиянию женщины, и преодоление извечного страха мужчины перед женщиной.

~~~~~~~~

Преодолеть страх кастрации — значит преодолеть страх материнской власти, которая для мужчины ассоциируется с опасностью кастрации.

~~~~~~~~

Это подводит нас к вопросу, имеющему важное диагностическое, терапевтическое и теоретическое значение. Разграничение различных архетипических стадий позволяет нам решить, с каким типом инцеста мы имеем дело, и каково положение эго и сознания. Короче говоря, определить эволюционную ситуацию, в каждом отдельном случае.

В "Психологии бессознательного" Юнг еще настолько зачарован Фрейдом, что не может распознать архетипических различий в этой ситуации и, в результате, упрощает проблему героя, рассматривая ее редуктивно.

Женский элемент гермафродитного сына-любовника, который Юнг выводит из регрессии к матери, напротив, является совершенно первичным, как показывает структурно недифференцированный характер гермафродита, и не является результатом регрессии уже развившейся мужественности. Этот характер складывается на более глубоком уровне, где еще господствует Великая Мать, и мужественность еще не упрочилась. Поэтому никакого "самоотречения от мужественности" нет, просто эта мужественность пока еще не достигла никакой независимости.

По общему признанию, самокастрация, посредством которой юноша жертвует своей мужественностью, регрессивна. Но это лишь частичная регрессия, или, если быть более точным, мы можем сказать, что его развитие было подавлено в зародыше. Женоподобный характер юноши является промежуточной стадией, ее можно также считать межполовой стадией. Интерпретация жреца или пророка, как представителя такого промежуточного типа, психологически точна, хотя и не верна биологически.

~~~~~~~~

Нужно отличать СОЗИДАТЕЛЬНУЮ СВЯЗЬ ЗРЕЛОГО ЭГО С ВЕЛИКОЙ МАТЕРЬЮ и связь, при которой эго еще не в состоянии избавиться от ее власти.

~~~~~~~~

Что означает кастрация на этой стадии героического инцеста? Не является ли представление об извечном страхе мужчины перед женщиной вводящим в заблуждение обобщением психологии неврозов?

Для эго и для мужчины, ЖЕНЩИНА — СИНОНИМ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО И НЕ-ЭГО. И поэтому — синоним ТЕМНОТЫ, ПУСТОТЫ, НЕБЫТИЯ, БЕЗДОННОЙ ЯМЫ. Юнг пишет: "...следует заметить, что ПУСТОТА ЯВЛЯЕТСЯ ВЕЛИКОЙ ЖЕНСКОЙ ТАЙНОЙ. Это нечто совершенно чуждое мужчине; Бездна, неизведанные глубины, инь..."

~~~~~~~

Мать, лоно, яма и ад — тождественны.

~~~~~~~

Лоно женщины — это место из которого появился человек, и поэтому каждая женщина является первичным лоном Великой Матери всего порожденного, лоном бессознательного. Она угрожает эго опасностью самоуничтожения, потери самого себя — другими словами, смертью и кастрацией.

Мы видели, что нарциссический характер одержимого фаллосом юноши образует связь между сексуальностью и страхом кастрации. Смерть фаллоса в женщине, символически, приравнивается к кастрации Великой Матерью, а, на языке психологии, это означает РАСТВОРЕНИЕ ЭГО В БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ.

Но мужественность и эго героя уже больше не тождественны фаллосу и сексуальности. На этом уровне, ИНАЯ ЧАСТЬ ТЕЛА ПОДНИМАЕТСЯ СИМВОЛИЧЕСКИ, КАК "ВЫСШИЙ ФАЛЛОС" ИЛИ "ВЫСШАЯ МУЖЕСТВЕННОСТЬ": ГОЛОВА, СИМВОЛ СОЗНАНИЯ, С ГЛАЗОМ, В КАЧЕСТВЕ РУКОВОДЯЩЕГО ОРГАНА. И эго теперь отождествляет себя с этим.

Опасность, которая угрожает "верхнему" принципу, символизируемому головой и глазом, тесно связана с помощью, оказываемой герою тем, что мы назвали "небом". Эта верхняя часть уже развита и активна, еще до начала борьбы с драконом. В мифологическом смысле, это доказывает его божественное происхождение и его рождение, как героя; психологически, это указывает на его готовность предстать перед драконом в качестве героя, а не в качестве низшего обычного человека.

~~~~~~~~

Когда борьба увенчивается победой, эта верхняя часть его характера укрепляется и окончательно формируется, но, в случае поражения, ей грозит уничтожение".

~~~~~~~~

"Таким образом, Ужасная Мать, всеобъемлющий символ этого пожирающего аспекта бессознательного, является Великой Матерью всех чудовищ. Все опасные аффекты и импульсы, все зло, которое исходит от бессознательного и подавляет эго своим динамизмом – это её потомство. Именно это подразумевается, когда Гойя использует, в качестве девиза для своих работ серии "Капричос", слова: "Сон разума рождает чудовищ». Или когда, в греческой мифологии, Геката, первозданная и всемогущественная богиня, выступает, как мать поедающей людей Эмпусы и Ламий, которые пожирают плоть мальчиков. Она является заклятым врагом героя, укрощающего лошадь бессознательного, как всадник или рыцарь, или убивающего дракона, как Михаил.

~~~~~~~

Он несет с собой свет, форму и порядок из чудовищного, кишащего хаоса Матери Природы..."

~~~~~~~

Эрих Нойманн, "Происхождение и развитие сознания".

Комментарии: