О том, почему современное образование пресмыкается перед несуществующим завтра |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2018-05-17 20:32 Что не так с нашим образованием? Обыватель ответит: все. И едва ли ошибется. Во всяком случае я, человек, ныне работающий в школе, точно не стану его, обывателя, переубеждать. Но вот почему с нашим образованием все не так? Кто виноват?
Удивительно, но этот вопрос давно не кажется никому особенно сложным. Ответы даются с легкостью. Сегодня есть две основных версии. С точки зрения консерваторов, почвенников и прочих славянофилов, во всем виноваты враги, пятая колонна и продавшиеся западным сионистам либералы. По мнению самих либералов, прогрессивной интеллигенции и прочих интеллектуалов, входящих в «Фейсбуке» в категорию «только 5% людей способны пройти этот тест» (решить квадратное уравнение или назвать столицу Бразилии), образование у нас угробили дураки.
И вот я, человек, ныне работающий в школе, решительно эти версии отвергаю. С дураками у нас, конечно, все в полном порядке, и людей, которые корысти ради продвигают всякое нехорошее, тоже, наверное, чуть больше, чем общество может себе позволить, но все же объяснять крах системы образовании только их существованием я отказываюсь. Есть иные причины. Одна из проблем сегодняшней школы (хоть начальной, хоть средней, хоть высшей) — патологическая устремленность в будущее. Патологическая? Я вижу, как читатель здесь округлил глаза. Я слышу, как часто он задышал, готовый вот-вот взорваться. Я знаю все его возражения наперед. Человек учится одиннадцать лет в школе, потом пять в университете, все полученные им знания пригодятся ему в лучшем случае через шестнадцать лет, за это время лет мир может изменится до неузнаваемости, и образование должно и просто обязано подготовить человека к любым переменам. Все вроде логично. Да и вообще про необходимость школы ориентироваться на будущее сам премьер говорил. Так чего автор бредит? Но автор хочет задать вопрос. Кто-нибудь на самом деле знает, какое оно, это будущее? У кого-нибудь есть прогноз хотя бы на 10 лет вперед, который исполнится с точностью хотя бы на 70%? Я все понимаю, кругом одни футурологи, не пророчествует сегодня только ленивый, но почему эти массовые гадания так похожи на коллективный психоз? В страхе перед грядущим люди совсем обезумели. Одни предрекают нам автоматизацию всего и вся, пугают, что если мы не сделаемся умнее машин, то деградируем в получателей пособий. Другие стращают экологической катастрофой и уверяют, что завтра восторжествуют фермеры-гринписовцы, обладатели сакрального знания по изготовлению ручных молотилок, и да здравствуют уроки труда! Третьи увещевают, что катастрофа нас ждет совсем иная — духовно-нравственная, а значит надо учиться быть не умнее, не практичнее, а добрее, и нам просто не выжить без Закона божьего в школах. Четвертые грозят новыми революциями и мировыми войнами, убеждают, что надо срочно понаделать побольше гуманистов, думающих о слезинке ребенка, можно даже наклонировать.
Само собой не обходится тут без банальных спекуляций, без лоббирования кем-нибудь собственных вполне себе сиюминутных интересов. Но все же, все же будущее современного человека отчего-то устрашает. Нет, оно и раньше «хомо сапиенса» настораживало — слишком уж мало светлых промежутков в истории цивилизации, но теперь Завтрашний День — это ну просто какой-то новый бог. И если ему не угодишь, если не принесешь правильной жертвы, если не будешь на него неустанно молиться, то все — кирдык. Что этот бог из себя представляет, никто не знает, чего ему взбредет, никто не понимает, но готовиться вступить в его царство небесное, понятное дело, надо со всем тщанием. И о том, чтоб никто не филонил, заботятся сегодня жрецы из Министерства образования. Ведь это там решают, что в наши школы нужно напихать побольше всего нового страшного и при этом как можно дольше не выкидывать старого доброго. Это там готовят наших детей ко всему, что только можно вообразить. И даже к тому, чего вообразить нельзя.
У нас с одной стороны раздаются лозунги о том, что новое поколение нужно учить учиться, развивать в них способность самостоятельно находить информацию (тупо гуглить), а с другой — во время ЕГЭ по русскому языку не разрешают пользоваться словарями. С одной стороны у нас кричат, что хватит забивать головы молодежи «ненужным и устаревшим» знанием, что память, мол, как и Москва, не резиновая, а с другой — на ЕГЭ по литературе строго настрого запрещают пользоваться текстами, а за отсутствие цитат из Толстого и Достоевского или за цитирование неточное ребятам подло снимают баллы. А еще у нас ведь образцы этих ЕГЭ, ОГЭ и прочих ВПР каждый год истерично переписываются. Наше образование мечется не только из крайности в крайность, оно разрывается на тысячи крайностей. И никакой системы. Я тут поучаствовала в проведении ВПР (всероссийская проверочная работа) по биологии в 5-х и 11-х классах. Интересные, скажу я вам, наблюдения.
Мне очень было любопытно, учитывали ли хоть сколько-нибудь составители этих работ, что дети разного возраста вообще-то отличаются как типом, так и скоростью мышления. Почему-то одиннадцатиклассники выполняли работу, состоящую из 14 заданий, за полтора часа, а пятиклассникам на восемь заданий отводилось только 45 минут, это при том, что и в первом, и во втором случае были как совсем примитивные задания, так и те, на которыми нужно было поразмыслить. Вообще идиотизм заданий в работах для 11 класса меня обескуражил. В некоторых я, недоумевая, долго искала подвох. В частности, зависла я над таким вот заданием: «На фотографиях изображены лисица, орел, клоп, пшеница и перепел, подпишите каждое изображение». Над другой так называемой самодостаточной задачей (когда решение содержится в условии), предложенной без пяти минут выпускникам, я просто долго-долго хохотала. Какой-то загадочный Валентин Александрович, обобщая какую-то загадочную статистику медучреждений, собрал данные об изменении массы тела с возрастом у пациентов мужского пола и отразил закономерность на графике. График показывал, что мужчины набирают вес только до 16 лет. Не веря глазам своим, я полезла в ответы. На радость всем фанатам жарено-жирного, привожу ответ дословно: «После 16 лет масса тела остается постоянной». Зато от несчастных пятиклассников ожидали, чтоб они вспомнили, чем отличаются ракообразные от прочих членистоногих, чтоб они распределили сорта картошки по степени токсичности, а также чтоб после прочтения текста про бурундука дети подробно описали почему-то бобра, хотя бобры в тексте даже не упоминались. Ощущение такое, что о принципе «от простого к сложному» авторы работ даже не слышали. Ощущение такое, что о том, что образование — это, прежде всего, система, причем система понятная и логичная, составители учебных программ сегодня даже не догадываются. Впрочем, какая к черту система, когда мир абсурден, а представления о будущем шизофреничны? Какая к черту последовательность, когда завтра с одинаковой вероятностью может наступить и рай земной, и апокалипсис. Когда благодаря искусственному интеллекту человеку останется лишь потреблять, доверяя графикам сумасшедших Валентинов Александровичей, и когда из-за техногенного катаклизма выживут лишь умеющие добывать огонь трением и способные минимизировать количество цезия в радиоактивной морковке. Но насколько правомерна вообще установка образования на будущее? Разве так было всегда? Отнюдь. Когда-то оно ориентировалось даже не на настоящее, а на прошлое. Когда-то гимназисты изнывали от изучения мертвой латыни, античной философии и античной же геометрии. Принцип был примерно такой: до нас жили разные поколения, талантливейшие и умнейшие люди своей эпохи оставили нам свое знание, так давайте благодарно примем это наследство, в конце концов, и они, эти талантливейшие и умнейшие, прежде чем сделать свои открытия усердно изучали труды предшественников, значит это работает! А теперь говорят, что нет, нифига не работает. Теперь, говорят, надо натолкать в программу всего-всего и как следует перетасовать. На кой черт Пушкина вести от Гомера? Наоборот же веселее. И почему бы в пятом классе не познакомить детишек с органической химией? Ну, эксперимента ради! И что такого, если дети с первого класса проектами обложены? Чего им, сложно десяток страниц напечатать по каждому предмету, да пяток презентаций нашлепать? Ну, давайте тогда обучение слепой печати в детских садах организуем! И программирование еще введем! И ничего, что семиклассники по слогам продолжают читать, как-нибудь рассосется. Главное, чтоб они, как пионеры, готовы были. К разному. Ко всему. И вот готовят наших детей к этому разному, к этому всему и при это ничему не учат. А главный урок между тем впереди. И урок этот будет жесток. Будущее наступит такое, что наши дети все равно предстанут перед ним безоружными. Источник: www.gazeta.ru Комментарии: |
|