Н. Карр Пустышка. Что Интернет делает с нашими мозгами

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2018-05-20 22:46

Психология

Н. Карр Пустышка. Что Интернет делает с нашими мозгами

Эта книга – систематизация богатого опыта, наработанного нейрофизиологами, психологами, физиологами, исследователями масс-медиа в области работы человеческого мозга в контексте технологических открытий. Здесь ярко выражен исторический дискурс: подробно рассматриваются открытия разных веков – от создания алфавита и изобретения станка Гуттенберга до формирования и развития интернет-технологий 21 века. Ключевой мыслью автора является тезис, взятый из работы Й. Макьюэна: «Воздействие технологии …меняет способы восприятия, последовательно, не встречая сопротивления» [1]. То есть, мы и сами не осознаем поначалу, насколько изменились способы фиксации внимания, восприятия, анализа и обработки информации под влиянием каждодневного обращения к ресурсам сети.

Читатель или потребитель информации?

Нет, речь не только о способах восприятия печатных или оцифрованных книг или сетевых ресурсов. Речь о чем-то большем – смене характера самого процесса чтения и мышления. Как же меняется мышление современного человека?

Оно начинает «блуждать», если нужно прочесть длинный документ, главу книги или большую статью (вы это знаете по себе).

Мышление приобретает «клиповый», фрагментарный характер. Автор отмечает: «Даже не находясь возле компьютера, я испытывал непреодолимое желание проверить почту, пройтись по ссылкам или поискать что-то через Google» [1].

Снижается уровень вовлеченности в тему, степень запоминаемости, умение систематизировать прочитанный материал.

Человеческий мозг – динамическая система

В книге приводятся, в том числе, опыты нейрофизиолога Мерцениха, результатом которых стало доказательство пластичности мозга на клеточном уровне. То есть, мозг человека способен непрерывно изменяться на основе поведенческих схем и моделей, приобретенного опыта, сигналов органов восприятия. Это открытие стало одним из ключевых в нейрофизиологии, потому что дало возможность применять ряд терапевтических методов для пациентов с различными нарушениями мозговой деятельности, а психологам позволило разработать множество способов когнитивной и поведенческой терапии.

Однако факт нейропластичности мозга имеет и теневую сторону, как замечает Н. Карр: «По мере того как за счёт повторения физической или умственной деятельности в мозгу появляются и усиливаются те или иные связи, они постепенно начинают превращать эту деятельность в привычку» [1]. То есть пластичность и эластичность – это разные вещи. Потому что нейронные связи остаются в новом состоянии, без возврата к прежнему. А уж каким оно будет: позитивным для человека либо нет – вопрос второй. Такие процессы обусловливают появление как хороших, так и плохих привычек. Этим можно объяснить и депрессивное состояние, и многие психические расстройства (обсессивно-компульсивное, невроз навязчивых состояний и пр.). То есть, концентрация на неблагоприятной симптоматике только закрепляет соответствующие нейронные связи, что затрудняет выход из такого состояния. Это объясняет также многие зависимости. И если человек ежедневно выбирает путь наименьшего сопротивления: глотает по верхам информацию, не концентрируется ни на чем надолго, выбирает первое пришедшее на ум решение – то все это формирует устойчивые мозговые взаимосвязи и становится принципом жизни.

Технологии, меняющие сознание

Н. Карр подробно рассматривает историю создания часов, географических карт, книгопечатного станка, развитие техники письма.

Самой настоящей эпохой, как свидетельствуют изыскания автора, стало для человека повсеместное распространение печати и книгопечатания. Потому что чтение тесно связано с мышлением. Как было показано в Лаборатории динамического познания Вашингтонского университета при сканировании головного мозга людей в процессе чтения, этот процесс ни в коем случае нельзя считать пассивным: «читатели моделировали в своей голове каждую новую ситуацию... Они брали из текста детали о действиях и ощущениях и переносили их на собственные знания из прошлого» [1]. При этом восприятие художественной реальности по своим механизмам мало чем отличается от восприятия совершенно реальных событий.

Появление интернета – это еще одна важная эпоха в развитии человечества, влияние которой на нас очевидно и необратимо. В чем особенности Сети как технологии новейшего времени, изменяющей сознание?

Она интерактивна.

Задействует сразу несколько органов восприятия, включая тактильные (ощущение кнопки мыши), зрительные, визуальные, аудиальные.

Она порождает новый язык.

Сеть придает любым медиа социальный характер.

Интенсивность воздействия стимулов – когнитивных и сенсорных – вызывает устойчивое привыкание, закрепляемое на уровне нейронных связей в мозгу.

Наличие гипертекста усложняет процесс восприятия.

Однако наличие разных форматов не является залогом улучшения понимания. Наоборот, как показали эксперименты, внимание может рассеиваться, и человек становится более склонным искать информацию по верхам, чем углубляться в тему. «Образно говоря, - пишет Н. Карр, - мы переживаем то, что можно назвать обратной траекторией развития цивилизации: из людей, занимающихся культивированием личного знания, мы превращаемся в охотников и собирателей в лесу электронных знаний» [1].

Более того, устойчивые нейронные связи сохраняют степень своего влияния, даже когда человек не в сети.

Человеческий или искусственный интеллект? Прогнозы

У ученых вызывает опасение такое коллективное изменение характера мышления и восприятия. В книге Н. Карра высказана мысль о том, что знаменитый эффект Флинна не оправдает себя к концу этого столетия (эффект Флинна – это доказательство неуклонного повышения интеллекта человечества на всем протяжении развития цивилизации). При этом, согласно теории Флинна, это вовсе не означает того, что мы умнее наших далеких предков. Мы просто научились более эффективно находить применение собственному интеллекту. Наши современники во многом бессознательно стали отождествлять человеческий мозг с компьютером: «биологическая память функционирует подобно жёсткому диску, хранит кусочки информации в заданных местах и представляет их мозгу для проведения расчётов, то выгрузка этой информации в Сеть не просто становится возможной… она освобождает нас. Она позволяет нам пользоваться большими резервами для хранения данных и расчистить место в собственном мозге» [1]. Однако и у оцифрованных книг прошлого, которые остаются в коллективной памяти человечества, есть недостаток. В новом виде они теряют свою специфику. Потому что изменяется способ хранения информации и восприятие адресата. Поэтому искажения в культурной преемственности неизбежны.

Кроме того, биологическая память человека тоже искажается: вместо того, чтобы запоминать, расширять ее объем и оперировать множеством данных, наш современник предпочитает фиксировать информацию в сети, что постепенно опустошает мозг человека и лишает его необходимой активности. Пользование сетью – это не просто быстро, удобно и интерактивно. Это еще и необходимость идти по путям, предложенным другими. «Когда мы ищем информацию с помощью Google или другой поисковой машины, то следуем сценарию. Когда мы изучаем продукт, рекомендуемый нам Amazon или Netflix, мы следуем сценарию. Когда мы выбираем значения из списка категорий для того, чтобы описать себя на странице в Facebook, мы следуем сценарию» [1].

При этом, споры ученых об искусственном или настоящем человеческом интеллекте неизбежно затрагивают иной важный вопрос: рост интеллекта, его развитие не гарантируют развития эмоциональной сферы. Увеличение агрессии в мире, утрата способности глубоко сострадать и сочувствовать – это еще одна теневая сторона технологического прогресса.

Литература: Карр Н. Пустышка. Что Интернет делает с нашими мозгами: Электронный ресурс: Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=566650. Дата доступа: 14.05.2018.

Автор: Павловская Гражина, психолог.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Статью можно прочитать по ссылке: https://clck.ru/DR9NV

Скачать с litres: https://clck.ru/AQYtG

Скачать с ozon: https://clck.ru/DR9Ni

Скачать с labirint: https://clck.ru/ARTWm


Источник: clck.ru

Комментарии: