МЫШЛЕНИЕ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ ЛУЧШЕ ВСЕГО РАЗВИВАЮТ СКАЗКИ |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2018-05-18 16:00 МЫШЛЕНИЕ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ ЛУЧШЕ ВСЕГО РАЗВИВАЮТ СКАЗКИ Вопрос о готовности ребенка к школе рассматривает любая педагогическая система, впрочем, как и традиционная психология. Что-то очень существенное происходит с ребенком, какие-то качественные изменения, в результате которых он становится «готовым» к обучению в школе. Каковы же внешние признаки этой «готовности» и означает ли она, что ребенок уже готов расстаться с детскими играми и фантазиями сказки и начать усваивать абстрактную понятийную информацию? С точки зрения вальдорфской педагогики одним из признаков готовности ребенка к школе является смена зубов. Это явление свидетельствует о том, что жизненные силы ребенка уже закончили работу над формированием физического тела, и часть их уже может освободиться для того, чтобы ребенок мог целенаправленно учиться. Но это не означает, что ребенок уже стал маленьким, но еще мало знающим взрослым, что готовность его к обучению означает просто готовность к наполнению информацией. Ведь преобразования, которые должны произойти с ребенком в начальных классах, выразятся не только в умении писать и читать, в запоминании определенных фактов и таблицы умножения, т.е. в «овладении знаниями и навыками», зафиксированными в государственной учебной программе. Наверное, каждый согласится, что эти преобразования проявляются как в развитии мышления, так и в развитии склонностей, привычек, характера, личностных качеств, памяти ребенка. Если до смены зубов в формировании личности ребенка на первое место можно поставить воспитание воли, то есть научение действовать в физическом мире, то в период между сменой зубов и половой зрелостью на первый план выступает формирование чувств и характера. Если в возрасте «до смены зубов» ребенку следовало предоставить физически проявленные в движении образцы для подражания, то во втором семилетии воспитатель получает возможность влиять на ребенка посредством внутреннего смысла образов и иносказаний. И главным воспитательным средством здесь становится язык, речь. И об этом говорит не только вальдорфская педагогика. Например, известный украинский педагог и ученый Сухомлинский подчеркивал, что «предельно важно, чтобы чарующий мир природы, фантазии, сказки, в котором дети пребывали до школы, не был отгорожен от них классной дверью. Ребенок лишь тогда будет дорожить школой, когда учитель сумеет постепенно, исподволь подготовить его к постоянному творческому, умственному труду». И далее: «Сказка — это, образно говоря, свежий ветер, раздувающий огонек детской мысли и речи. Если бы не творчество, не составление сказок, речь многих детей была бы сбивчивой и путанной, а мышление хаотичным». Таким образом, опытный, известный всему миру педагог говорит о значении сказки в начальной школе, о том, что фантазия сказки влияет на формирование мышления, речи и даже логики ребенка. Так до каких же пор рассказывать сказки? Вальдорфская педагогика говорит о том, что основной возраст для сказок — между четырьмя и девятью годами. В дошкольный период воспитатель рассказывает простые сказки и сопровождает их кукольным представлением, т. е. опирается на подражание и пример. Сказки, которые рассказываются в первом классе, опираются на богатство образности, в том числе и образности языка. С яркой образностью сказка раскрывает истинную сущность героев. В сказках детям становится доступным тысячелетний опыт всего человечества, потому они проникают в глубокие духовные истины. Чаще всего это проявляется в настоящих народных сказках, называемых «волшебными». Сказки помогают детям усвоить, что такое справедливость и несправедливость, в них рассказывается о первых жизненных шагах героев, о борьбе добрых и злых сил, они требуют от ребенка умения следить за ходом событий и иногда рассказываются изо дня в день, «с продолжением». Обучение в школе достигает своей цели, если действительно удается организовать его так, что бы оно оказалось родственным той духовности, которая живет в растущем человеке, в ребенке. Как для взрослого естественно логически мыслить и разумно действовать, так для ребенка этого возраста естественно представлять все в образах и сравнениях, заниматься «детским творчеством». Э.Хен сказал: «Постигнутым является то, что претворено силой фантазии ребенка. Тогда это превращается в его достояние». Образность сказки, а не абстрактность понятий является истинным средством воспитания детей на этом возрастном этапе. При этом нельзя забывать, что постепенно все большее значение в жизни ребенка «второго семилетия» приобретает способность следовать авторитету. Естественный, а не искусственно насаждаемый принуждением авторитет служит проводником во внутренний мир ребенка. В возрасте около 9—10 лет наступает трудное время для ребенка, когда он отделяет себя от окружающего мира, окружающих людей, начинает к ним критически относиться. Несмотря на то, что первые проблески переживания своей индивидуальности, своего «Я» наступают у ребенка значительно раньше, на третьем или четвертом году жизни, все же вплоть до девяти лет дети не в состоянии достаточно сознательно отмежеваться от мира, установить различие между содержанием своего сознания и сознанием окружения. Только в возрасте 9—10 лет ребенок вдруг осознает самостоятельность своего «Я», приобретает способность как бы «со стороны» наблюдать за собою, своими воспитателями и окружающим миром. У него появляются сомнения в авторитетах, в ценностях того мира, от которого он отделился. Чтобы подготовить ребенка к переживанию кризиса 9 лет, учителю и воспитателю важно наполнять душу ребенка уже несколько иными, отличными от настроения волшебных сказок, пробуждающими образами сначала басен и легенд (второй класс), затем библейских историй (третий класс). В баснях человеческие слабости отданы животным. Мех и перья помогают скрыть тот факт, что речь идет о нас самих. Через смех и возмущение ребенок учится критическому мышлению. Однако если рассказывать слишком много басен, то смех и возмущение рискуют перерасти затем в язвительность. Таким образом, басням нужен противовес — рассказы, которые не показывают отдельные гротескные черты человека в зверином обличье, но повествуют о человеке-герое, способном преодолеть свои «звериные» инстинкты, приручить зверей, победить зло, угрожающее миру. Именно с такими героями мы встречаемся в легендах и сказаниях о жизни святых людей. Еще ближе к реальным жизненным авторитетам подводят ребенка библейские истории. Во всей мировой литературе мы не найдем другого произведения, которое бы трактовало тему авторитета так последовательно, как Библия. Конечно, в третьем классе из Ветхого Завета берутся лишь отдельные истории. Это рассказы о том, как люди нарушают заповеди Господни, о том, как Господь вынужден наставлять их на путь истинный. Его наказания подчас суровы, но он не мелочен, умеет прощать и опекать даже строптивых и преступных. Образы в этих рассказах иные, чем в сказках, баснях и легендах, они гораздо глубже и многозначительнее. Не все истории имеют счастливый конец, но они всегда несут в себе сильный моральный заряд. Рассказывая библейские истории, учитель преподносит ребенку моральность без морализирования. Когда дети возмущаются поступком Адама и Евы, дрожат от страха перед Всемирным потопом, вздыхают с облегчением, что Аврааму не пришлось приносить в жертву Исаака, радуются вместе с Давидом и сжимают кулаки в гневе на Голиафа, они вживаются в события, забывая о себе. Но в то же самое время в душе и сознании дети переживают эти события, приобретая тем самым душевный опыт и определенные моральные установки отношения к миру. Это и есть наилучшая подготовка к будущему кризису, который наступит после 9 лет. Конечно, все это становится возможным лишь тогда, когда учитель сам по-настоящему глубоко ощущает истинность образов тех историй, которые рассказывает классу. Дети, которым недостает духовной пищи в виде сказок, былин, мифов, ищут «пищу» в другом месте. Они начинают читать страшные истории в газетах или обмениваться со школьными приятелями бульварными рассказами, могут испытывать временами растерянность и скорбь одиночества. Фантазия таких детей остается недоразвитой, питается подножным кормом телесериалов, фильмов ужасов и комиксов. Поэтому ребенок, который раньше был весел и беззаботен, вдруг может стать жестоким или замкнуться в себе, считая окружающий мир построенным на насилии и злобе. Совсем плохо, если ребенок вдруг выбирает себе в качестве идеала уголовника или преступника. Понятно, что в этом случае ребенок направляется на уголовный путь. Искаженная фантазия, сформированная фильмами о насилии, как показывает криминалистика подросткового возраста, также может привести ребенка к преступлению, когда он просто повторяет, «играет» то, что увидел. Но ведь, может возразить читатель, ребенку в будущем предстоит жить в реальной жизни, а не в среде иллюзорного комфорта вальдорфской школы. Действительно, многие считают, что преподавание в школе может обойтись без образного, художественного обучения. На это можно ответить словами Каролины фон Гейдебранд, которая в своей книге «О душевной сущности ребенка» говорит о том, что каждое живое существо лучше всего растет именно там, где оно находит необходимые жизненные условия. И если маленький росточек в будущем большого дерева, который требует много воды и тени, посадить в воспитательных целях на солнце при скудном водном рационе, то вместо могучего дуба мы, в лучшем случае, вырастим чахлое деревце. Кроме того, еще раз обратим внимание сторонников реалистического воспитания, что через образы сказок, басен и легенд, через авторитет учителя ребенок учится моральному отношению к миру, учится хотеть делать добро и противостоять злу. В заключение заметим, что сочинение сказок, умение создавать образы, т. е. «детское творчество» в начальной школе, является основой способности к творческому выполнению заданий в старшей школе, в том числе интеллектуальных, умения принимать нестандартные решения в будущем, когда школа уже окончена, а умение связывать между собою отдельные сказочные образы затем перерастает в логическое мышление. Галина ДМИТРЕНКО Комментарии: |
|