Культурная нейронаука — Мария Фаликман

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Новые направления когнитивных исследований в гуманитарных науках:

Нейроархеология / культурная нейронаука

"Не только мозг творит культуру, но и культура формирует, созидает и заставляет работать мозг так, а не иначе."

Как связаны генотип и культурные практики? В чем заключаются особенности познания представителей западной и восточной культур? Как профессия и образование влияют на функционирование и строение мозга?

Культурная биология, или культурная нейронаука, как ее называют в последнее время, - одна из самых новых и наиболее бурно развивающихся областей когнитивных исследований на стыке исследований мозга и культурной или когнитивной антропологии, которая всегда изучала универсалии и культурно-специфические особенности человеческого познания. И хотя когнитивная антропология была частью когнитивной науки как целого с самого момента ее зарождения, только сейчас она начинает вырываться вперед, причем в интересном и неожиданном взаимодействии с нейронаукой.

Человеческий мозг как «биоартефакт».

Нейроархеология — на основе раскопок и восстановления культурных практик выдвигать гипотезы о том, как мог выглядеть, как мог работать мозг представителей разных этапов, разных эпох человеческого развития (Malafouris, 2010).

______________________

Фаликман М.В., Коул M. «Культурная революция» в когнитивной науке: от нейронной пластичности до генетических механизмов приобретения культурного опыта.

В обзоре представлено новое направление когнитивных исследований на стыке экспериментальной психологии, нейронаук, культурной антропологии и генетики, интенсивно развивающееся в течение по

следнего десятилетия — «культурная нейронаука». Анализируются теоретические подходы и эмпирические данные, полученные в рамках двух линий исследований в данной области. C одной стороны, это

изучение структурной и функциональной пластичности мозга при освоении различных форм культурного опыта (грамоты, профессиональных навыков и т.д.). С другой стороны — исследование мозговых и генетических коррелятов стилевых особенностей восприятия, памяти, внимания и категоризации, прежде всего их аналитического либо, напротив, холистического характера у представителей культур «индивидуалистского» (западного) и «коллективистского» (восточного) типа. Затрагиваются методологические проблемы подобных исследований. Результаты исследований и выводы представителей «культурной нейронауки» соотносятся с положениями культурно-исторической психологии Л.С. Выготского.

Майничева А. Ю. Новое в гуманитарном знании: нейроархеология и нейроистория искусства.

Впервые в отечественной науке рассмотрены подходы нейроархеологии и нейроистории искусства - новых направлений гуманитарного знания, разработанных британским историком искусства Дж. Онайансом. В рамках рассматриваемых дисциплин ведется исследование мозговой деятельности людей путем анализа их произведений. Базовыми для этих дисциплин являются нейропластичность, утверждающая, что мозг человека меняет свою конфигурацию в ответ на приобретение личного опыта и собственных действий, и зеркальные нейроны, предназначение которых заключается в том, чтобы люди могли имитировать действия друг друга. Благодаря нейроподходу удается выйти за рамки когнитивно-семиотического объяснения культурных явлений. Перспективы развития нейрогуманитарных наук существенны как для археологии, так и для этнографии, они связаны с разработкой методологической базы, методик анализа и проведением конкретных исследований по разным регионам и народам.

Фаликман М.В. Новая волна Выготского в когнитивной науке: разум как незавершенный проект.

Выявляются две встречные тенденции в современной когнитивной науке: доминирующее влияние нейронаук и возрастающий интерес к тем аспектам познания, которые отличают психику человека от работы технического устройства. Обсуждаются актуальные направления, в которых в центре внимания находится проблематика культурно-исторического конструктивизма.

В качестве примеров подобных направлений, представляющих собой по сути «выготскианскую» волну в когнитивной науке, рассматриваются, во-первых, нейроархеология и «теория материального вовлечения» Л.Малафуриса, во-вторых, представления о «расширенном познании» и «предсказывающем кодировании» Э.Кларка, а в-третьих, теория «культуры как познания, укорененного в среде» Д.Ойзерман.

В «теории материального вовлечения» Л.Малафуриса в качестве ключевых оригинальных понятий выступают понятия «метапластичности» и «материального знака», с опорой на которые автор анализирует коэволюцию психики и материальной среды в истории человечества. Согласно теории «расширенного познания» Э.Кларка, когнитивная система человека на всех этапах становления человечества разомкнута в материальный мир, который тем самым является ее неотъемлемой частью, и рассматривать их можно только в неразрывной связи.

Теория «культуры как познания, укорененного в среде» Д.Ойзерман дает оригинальное объяснение широко обсуждаемой в современной культурной нейронауке дихотомии индивидуалистских (западных) и коллективистских (восточных) культур. В числе основополагающих принципов, объединяющих данные подходы и теории, – выраженный интерес к эволюции и типичное для конструктивистских подходов к познанию представление о предсказывающем характере человеческого познания. На наш взгляд, это наведение мостов между актуальными когнитивными исследованиями и культурно-деятельностной психологией, во многом основанное на принципе предвосхищения, можно рассматривать как одну из первоочередных задач современной психологической науки.


Источник: yalebooks.yale.edu

Комментарии: