Культурная нейронаука — Мария Фаликман |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2018-05-17 11:40 Новые направления когнитивных исследований в гуманитарных науках: Нейроархеология / культурная нейронаука "Не только мозг творит культуру, но и культура формирует, созидает и заставляет работать мозг так, а не иначе." Как связаны генотип и культурные практики? В чем заключаются особенности познания представителей западной и восточной культур? Как профессия и образование влияют на функционирование и строение мозга? Культурная биология, или культурная нейронаука, как ее называют в последнее время, - одна из самых новых и наиболее бурно развивающихся областей когнитивных исследований на стыке исследований мозга и культурной или когнитивной антропологии, которая всегда изучала универсалии и культурно-специфические особенности человеческого познания. И хотя когнитивная антропология была частью когнитивной науки как целого с самого момента ее зарождения, только сейчас она начинает вырываться вперед, причем в интересном и неожиданном взаимодействии с нейронаукой. Человеческий мозг как «биоартефакт». Нейроархеология — на основе раскопок и восстановления культурных практик выдвигать гипотезы о том, как мог выглядеть, как мог работать мозг представителей разных этапов, разных эпох человеческого развития (Malafouris, 2010). ______________________ Фаликман М.В., Коул M. «Культурная революция» в когнитивной науке: от нейронной пластичности до генетических механизмов приобретения культурного опыта. В обзоре представлено новое направление когнитивных исследований на стыке экспериментальной психологии, нейронаук, культурной антропологии и генетики, интенсивно развивающееся в течение по следнего десятилетия — «культурная нейронаука». Анализируются теоретические подходы и эмпирические данные, полученные в рамках двух линий исследований в данной области. C одной стороны, это изучение структурной и функциональной пластичности мозга при освоении различных форм культурного опыта (грамоты, профессиональных навыков и т.д.). С другой стороны — исследование мозговых и генетических коррелятов стилевых особенностей восприятия, памяти, внимания и категоризации, прежде всего их аналитического либо, напротив, холистического характера у представителей культур «индивидуалистского» (западного) и «коллективистского» (восточного) типа. Затрагиваются методологические проблемы подобных исследований. Результаты исследований и выводы представителей «культурной нейронауки» соотносятся с положениями культурно-исторической психологии Л.С. Выготского. Майничева А. Ю. Новое в гуманитарном знании: нейроархеология и нейроистория искусства. Впервые в отечественной науке рассмотрены подходы нейроархеологии и нейроистории искусства - новых направлений гуманитарного знания, разработанных британским историком искусства Дж. Онайансом. В рамках рассматриваемых дисциплин ведется исследование мозговой деятельности людей путем анализа их произведений. Базовыми для этих дисциплин являются нейропластичность, утверждающая, что мозг человека меняет свою конфигурацию в ответ на приобретение личного опыта и собственных действий, и зеркальные нейроны, предназначение которых заключается в том, чтобы люди могли имитировать действия друг друга. Благодаря нейроподходу удается выйти за рамки когнитивно-семиотического объяснения культурных явлений. Перспективы развития нейрогуманитарных наук существенны как для археологии, так и для этнографии, они связаны с разработкой методологической базы, методик анализа и проведением конкретных исследований по разным регионам и народам. Фаликман М.В. Новая волна Выготского в когнитивной науке: разум как незавершенный проект. Выявляются две встречные тенденции в современной когнитивной науке: доминирующее влияние нейронаук и возрастающий интерес к тем аспектам познания, которые отличают психику человека от работы технического устройства. Обсуждаются актуальные направления, в которых в центре внимания находится проблематика культурно-исторического конструктивизма. В качестве примеров подобных направлений, представляющих собой по сути «выготскианскую» волну в когнитивной науке, рассматриваются, во-первых, нейроархеология и «теория материального вовлечения» Л.Малафуриса, во-вторых, представления о «расширенном познании» и «предсказывающем кодировании» Э.Кларка, а в-третьих, теория «культуры как познания, укорененного в среде» Д.Ойзерман. В «теории материального вовлечения» Л.Малафуриса в качестве ключевых оригинальных понятий выступают понятия «метапластичности» и «материального знака», с опорой на которые автор анализирует коэволюцию психики и материальной среды в истории человечества. Согласно теории «расширенного познания» Э.Кларка, когнитивная система человека на всех этапах становления человечества разомкнута в материальный мир, который тем самым является ее неотъемлемой частью, и рассматривать их можно только в неразрывной связи. Теория «культуры как познания, укорененного в среде» Д.Ойзерман дает оригинальное объяснение широко обсуждаемой в современной культурной нейронауке дихотомии индивидуалистских (западных) и коллективистских (восточных) культур. В числе основополагающих принципов, объединяющих данные подходы и теории, – выраженный интерес к эволюции и типичное для конструктивистских подходов к познанию представление о предсказывающем характере человеческого познания. На наш взгляд, это наведение мостов между актуальными когнитивными исследованиями и культурно-деятельностной психологией, во многом основанное на принципе предвосхищения, можно рассматривать как одну из первоочередных задач современной психологической науки. Источник: yalebooks.yale.edu Комментарии: |
|