«Обезумевший китайский геймер приговорен к смертной казни за то, что убил друга, продавшего без его согласия виртуальный меч, которым они владели в многопользовательской ролевой игры Legend of Mir3».
«20-летний американец пустил себе пулю в лоб из 22-калиберной винтовки из-за потери виртуальных артефактов в популярной онлайновой игре EverQuest»
«В Великобритании, одурманенный игрой Manhunt 17-летний юноша заманил своего приятеля в городской парк и зарезал»
«В Туапсе подросток, из-за того, что родители отобрали у него клавиатуру компьютера, чтобы он не смог ночью играть в свою любимую игру «Готика», убил спящего отца, нанеся ему шесть ударов молотком по голове, а затем позвал мать и под страхом смерти заставил ее вернуть отобранную клавиатуру, после чего спокойно пошел доигрывать».
«В Питере молодому геймеру во время игры поступил приказ из виртуального пространства убить собственного отца: он нанес отцу несколько ударов ножом, один из которых оказался смертельным».
«Уфимский студент ранил ножом отца за то, что тот уже глубокой ночью вырвал провода из компьютера, не дав ему доиграть эпизод в World of Warcraft, а затем выбросился из окна и разбился насмерть».
«В Удмуртии подросток убил отца из-за компьютерной игры»...
Можно продолжать до бесконечности... Люди с головой погружаются в виртуальное пространство, однако уход из реального мира не остается бесследным для психического здоровья человека. И чем безумнее и агрессивнее игра, тем ощутимее удары по психике. Далеко не все выдерживают такой сумасшедшей нагрузки и ломаются. Последствия подобной ломки ужасны. Речь идет не только о жестоких убийствах и самоубийствах, которые совершают геймеры, лишенные виртуального наркотика. Широкую огласку получили трагические случаи, когда российский мальчик умер во время многочасовой компьютерной игры от инсульта, а китайская девочка - от истощения после многосуточной игры в World of Warcraft, причем в виртуальном пространстве геймерше устроили «крутые» виртуальные похороны...
Эмоциональная сфера человека крепко связана с его физиологией, и поэтому болезненное увлечение компьютерными играми способно приводить к тяжелым соматическим заболеваниям. Об этом уже говорят ученые и врачи. Для кого-то решающими могут стать два-три года постоянной игры, для кого-то несколько месяцев.
Игровую зависимость, или игроманию, сегодня не напрасно сравнивают с наркотической. Эта беда, с которой очень непросто справиться. Некоторые психиатры, к примеру, утверждают, что требуются специальные подходы к ее лечению, отличные от подходов, используемых для лечения и реабилитации алкоголиков и наркоманов.
Число одержимостей растет, примером тому стала относительно «новая» одержимость от компьютерных игр, на которые подсели и продолжают подсаживаться тысячи, десятки тысяч. Естественно, что количество игр в связи с этим только увеличивается. Компьютерные игрушки, как и наркотики, приносят их производителям огромные барыши, которые напрочь затмевают им совесть. И это ставит производителей компьютерных игр в один ряд с наркобаронами. Для тех и для других жизнь человеческая - ничто, а деньги - все. Их бог - золотой телец, они ему поклоняются, они ему служат, принося в жертву своему кумиру отнюдь не свое здоровье и не свою жизнь, но жизни и судьбы молодых людей.
Компьютерная зависимость, как проблема неправильного воспитания
Люди разных каст и стран Пляшут в круге бесконечном Окружая пьедестал, Окружая пьедестал! Сатана там правит бал, Там правит бал! Сатана там правит бал, Там правит бал! Из арии Мефистофеля в опере Шарля Гуно «Фауст»
Человек не может стоять на месте, ему свойственно развиваться, и это внутреннее развитие, безусловно, откладывает отпечаток на всю сферу его деятельности. То есть человек еще и развивает все вокруг себя. Это естественный процесс, который и является причиной прогресса: научного, культурного, экономического, социального... Без прогресса невозможно движение вперед, а значит, невозможно полноценная жизнь (Жизнь - это движение). Однако прогресс должен быть контролируемым и по возможности максимально управляем, потому что в противном случае, он может запускать новые или сопровождать и поддерживать уже имеющиеся нежелательные, вредоносные, губительные для человека и общества процессы. К сожалению, нередко именно так и происходит.
Возможно, поэтому и говорят, что сатана олицетворяет собой прогресс. Действительно, очень многие достижения науки, культуры открывают перед человечеством радужные перспективы, однако эти же достижения нередко начинают использоваться в далеко негуманных целях. Примеров тому можно привести массу. Самый яркий пример - замечательные открытия в физике, которые с одной стороны пошли на пользу человечеству, с другой стороны были взяты на вооружение военной промышленностью. Кино, театр, литература, безусловно, несут людям «разумное, доброе, вечное», учат любить. В то же время сегодня они ассоциируются с низкопробным, вульгарным развлечением, часто порочным, развращающем и разрушающем человеческие души.
Таким душевредным развлечением на сегодняшний день безусловно, являются компьютерные игры, являющиеся побочным эффектом интенсивной компьютеризации. Благодаря компьютеризации в значительной степени облегчается труд и обучение людей, эффективность их работы повышается в разы, для специалистов становится доступнее информация любого уровня, дальнейшая компьютеризация предвещает разработку и реализацию головокружительных проектов. Но она же становится сегодня серьезнейшей проблемой. Кибер-зависисмость - это непросто новое слово, это диагноз, который сегодня врачи могут поставить огромному числу наших соотечественников, преимущественно детей и подростков. Речь в данном случае идет и о компьютерных играх в том числе.
Они наводнили все кругом. Мало того, что в них можно свободно поиграть в любом компьютерном клубе, интернет-кафе, так к тому же дисками с играми завалены и прилавки многих даже неспециализированных магазинов, диски легко приобрести в метро, переходах, на улице. Любые компьютерные игры можно, наконец, скачать в интернете. А поскольку компьютеры сегодня есть практически в каждой семье, то найти компаньонов в сети и поиграть «онлайн» может позволить себе любой школьник. Интерес к компьютерным играм перерос в игроманию, которая, как настоящая эпидемия, разрослась сегодня до невиданных пределов, затронув почти все слои общества. Сегодня в компьютерные игры играют и стар и млад, играми «заряжены» компьютеры в редакциях, проектных институтах, коммерческих организациях, продовольственных базах, магазинах, гаражах и пр. Играют, не смотря на запреты руководства, обеспокоенного тем, что люди в рабочее время тратят время и силы не на работу, а на прохождение бесконечных уровней и уничтожение монстров...
Я абсолютно согласен с утверждением специалистов (например, неврологов) что некоторые компьютерные «игрушки» как нельзя лучше способствуют развитию реакции у пациентов, страдающих различными заболеваниями, в какой-то степени способны тренировать сердечно-сосудистую, нервную, мышечную системы. В частности, с этой целью современная медицина с большим успехом использует метод биологически обратной связи, который построен на использовании специальных компьютерных программ. Но наряду с этим в обиход вошло множество компьютерных игр, которые предназначены исключительно для развлечения и не несут никакой пользы.
Не все игры являются однозначно вредоносными. Есть, к примеру, и специальные развивающие игры, которые даже рекомендуются психологами и педагогами. Однако уверен, что все подобные «назначения» не являются панацеей, больше того, они, скорее всего, окажется бесполезными, если для достижения цели использовать только развивающиеся игры, отказавшись от комплексного подхода. Потому что истинное развитие происходит в познании реального, а не искусственного, виртуального мира и инструментом для познания не может служить электронная игрушка, какой бы совершенной она не была. Для этой цели существуют другие механизмы. И если слишком серьезное внимание уделять так называемым развивающим играм, то можно сильно просчитаться. Так, кандидат физико-математических наук иеромонах Адриан (Пашин) уверенно заявляет, что «даже так называемые "умные" игры не столько развивают интеллект, сколько закабаляют его. Они развивают лишь те стороны интеллекта, которые в жизни оказываются бесполезными, так как эти игры всегда помещают человека в сильно упрощенный мир, регулируемый несколькими четко сформулированными правилами, в то время как окружающий нас действительный мир ни в какой конечный набор правил втиснут быть не может. Эти игры не развивают творческую интуицию».
Это мнение священника и ученого. А вот мнение заведующего отделением Центра охраны психического здоровья детей и подростков Анатолия Григорьевича Мазура, которое он высказал в интервью известному отечественному психологу Татьяне Львовне Шишовой: «Компьютер искажает мышление ребенка, учит мыслить не творчески, а технологически. Есть задача, итог и комплекс средств, при помощи которых можно решить эту задачу. Все!
Таким образом, мышление ребенка программируется, творческие способности не развиваются. Происходит роботизация мышления, уходят эмоции, сострадание, человечность - то, что раньше всегда было присуще детям. Поэтому, на мой взгляд, для развивающегося ребенка компьютер вреден. Чем позже мальчик или девочка за него сядут, тем лучше». «Компьютерные игры разрушают интеллект, - подтверждает член правления Общества православных врачей Санкт-Петербурга, врач высшей категории Николай Федорович Жарков, - Ребенок приучается жить и действовать по инструкции».
Но даже относительно не опасные игры могут навести существенный вред, если на них по - настоящему «подсесть». А плотно подсаживается на «игрушку», по разным данным, от 10 до 15 процентов увлекающихся компьютерными играми! И начинается все с малого - всего лишь с интереса и первого опыта. И дело здесь не в возрасте. Прихожанин нашего храма рассказывал мне, что как-то вечером после работы решил поиграть в стратегическую «игрушку» на компьютере сына и... заигрался. В четвертом часу ночи проснувшаяся супруга фактически силой отогнала его от компьютера, потому что по его же словам, он готов был играть до утра. С тех пор он запретил себе даже притрагиваться к каким-либо то ни было компьютерным играм.
Это лишь подтверждает мнение врачей, что даже взрослые люди с, казалось бы, уже сформировавшейся психикой, могут стать компьютерными игроманами, так называемыми геймерами. Несколько лет назад один врач признался мне, что он - геймер. Днем еще держится, а все ночи напролет играет. На сон уходит два-три часа, затем он спешит на работу лечить людей (в полусонном состоянии!). Вечером отсыпается для того, чтобы ночью вновь погрузиться в виртуальный мир... На мой вопрос, не испытывает ли он желание «завязать», этот человек только плечами пожал. Жены у него нет, детей тоже, живет он один, а игра приносит удовольствие, хотя и сомнительное, конечно... Он понимает, что это зависимость, но бороться с ней пока (!) не собирается.
По словам врача-психотерапевта по игровой зависимости из Новосибирска Ирины Анатольевны Олейниковой, «как и любые другие зависимости, игровая зависимость от компьютерных игр (особенно, ролевых!) формируются исподволь, постепенно, и вот уже человек отмечает, что у него установился четкий ритм: игра после работы, игра после школы, игра в обеденный перерыв и т.д. А далее начинается период борьбы между естественным и зависимым образом жизни и, в случае поражения, происходит полное доминирование зависимого поведения». Сможет ли человек побороть разгорающуюся в нем страсть к игре, зависит от его воспитания, эмоционального состояния, образа жизни, его морально-нравственных ориентиров. Если человек изначально эмоционально подавлен, неудовлетворен собой, у него имеются коммуникативные нарушения, то вероятность, что он плотно подсядет на игру возрастает в несколько раз. «В конце концов, компьютерные игры становятся у таких людей стилем жизни, главной ее целью, они вытесняют реальное общение», - подчеркивает врач.
Самостоятельно выйти из этого состояния очень трудно. Врач-психотерапевт Ирина Олейникова говорит, что есть примеры, когда самозабвенное пристрастия детей, подростков к компьютерным играм проходило, и на этой почве вырастал серьезный профессиональный интерес к компьютеру, они становились успешными программистами, системными администраторами... Но, думаю, что это скорее исключение из правил. И уж точно интерес к игрушкам пропал у них не сам по себе, а кто-то очень помог им разобраться в проблеме и подсказал, что нужно делать, в каком направлении двигаться. Обычно, если игра засосала по-настоящему, вырваться из ее объятий нелегко. Но соглашусь с доктором: крайне важно не пропустить грань между простым увлечением и болезнью.
Болезнью!.. Говоря о болезни, врачи имеют в виду отнюдь не только патологическую страсть к компьютерным играм. Вот что рассказала об этом Директор Новосибирского ООО «Центр психического здоровья» Юлия Эдуардовна Максимова: « Кибераддикция (компьютерная зависимость) относится к нехимическим аддиктивным (зависимым) расстройствам. Но при наличии достаточного стажа при компьютерной зависимости, как и при любой другой, наряду с симптомами психической зависимости проявляются признаки физической зависимости, такие как снижение настроения, чувство тревоги, нарушение сна, отсутствие чувства отдыха после сна, головные боли, снижение аппетита, снижение либидо. Со временем у кибераддикта развивается социальная дезадаптация - потеря работы, семьи, сужение круга интересов, чувство безысходности. Всё это нередко приводит к развитию клинически выраженной депрессии. В таких случаях наряду с психотерапевтическим воздействием необходима консультация психиатра».
Компьютерные игры, вернее глубокое погружение в них, наносят вред и взрослым, и детям. Но прежде всего, детям, потому что они находятся в стадии развития и любое деструктивное вмешательство в этот процесс чреват серьезными отклонениями, которые могут сказаться в будущем, независимо от того, будет ребенок продолжать играть, или остановится. Врачам известно, что отрицательные последствия некоторых функциональных нарушений или соматических заболевания дают знать о себе спустя годы, и тоже самое происходит при компьютерной зависимости. Самый опасный возраст, в котором дети особенно часто «подсаживаются» на игру - 12-15 лет.
Следует отметить, что степень поражения психики ребенка, чрезмерно увлекающегося компьютерными играми, во многом зависит не только от изначального его психического состояния, но и от того, в какую именно игру он играет. «Спокойные» игры в меньшей степени влияют на психическое состояние детей, активные, зачастую агрессивные - в большей. То, что жесткие ролевые «игрушки» с погоней, стрельбой и кровью развивают в детях агрессивность - доказанный психологами и физиологами факт. За рубежом раньше начали проводить такие исследования, у них накопился соответствующий опыт, полученные результаты достоверны, они показывают, что уровень агрессивности у школьников, играющих в «крутые» ролевые игры в значительной степени превышает уровень агрессивности их сверстников, не увлекающихся подобными «игрушками».
Врач-психиатр Центра охраны психического здоровья детей и подростков Руслан Марсельевич Гусманов рассказывает: «Практически все подростковые ролевые компьютерные игры построены на агрессии и убийствах. А ведь ролевая игра не простое развлечение. В таких играх быстро усваиваются модели поведения. Поэтому в ряде стран детям до 18 лет запрещено играть в некоторые особо агрессивные компьютерные игры, так как они могут подвигнуть незрелую, неразвитую личность на реализацию агрессивных импульсов уже не в игре, а в жизни». К чему это может привести, даже страшно представить.
Доктор Николай Федорович Жарков, член правления Общества православных врачей Санкт-Петербурга, утверждает: «Виртуальная реальность компьютерной игры становится ближе для ребёнка, чем реальная жизнь; реальность становится чуждой, опасной и непознаваемой по сравнению с небольшим и знакомым миром любимой игры. Один игровой подросток так описывает отчуждение от окружающего мира и бегство в виртуальную реальность: "Когда я встаю из-за компьютера и выхожу на улицу, мне не хватает оружия, которое есть у меня в игре. Без него я чувствую себя беззащитным...».
Известно отношение почившего Патриарха Алексия к компьютерным играм, которые, по его словам «пропагандируют культ насилия, убеждают нас, что человеческая жизнь ничего не стоит». «Компьютерные игры, - говорил он, - столь популярные среди детей, с малых лет приучают их мысли о том, что убийство - это вполне обычная вещь. А когда мы слышим, что подростки, даже девочки, зверски расправляются со своими сверстниками, нас это ужасает, мы не можем понять, откуда в них эта жестокость».
В последнее время все чаще приходиться слышать о совершенно бессмысленных кровавых убийствах, совершенных подростками. ...Семнадцатилетний подросток из американского штата Огайо открыл огонь из отцовского пистолета по родителям за то, что они отобрали у него диск с игрой Halo 3, в которой геймерам нужно сражаться с пришельцами. Мальчик украл у отца ключи от сейфа, где лежал диск с игрой, а также девятимиллиметровый пистолет. Он взял оружие, зашел в комнату к родителям и расстрелял их в упор. Мать подростка погибла, отец получил тяжелое ранение в голову, но остался в живых. Подросток вложил пистолет в руку отца, чтобы оправдать себя, а сам сбежал с места преступления, взяв с собой только самое дорогое - диск с игрой.
Четырнадцатилетний американский мальчик расстрелял в школе своих сверстников - троих убил, пятерых ранил. Позже двое юношей 17-ти и 18-ти лет, тоже американцы, взорвали в школе несколько мин, а потом начали расстреливать разбегающихся учеников из охотничьих ружей. Они убили двадцать человек, а когда приехала полиция, застрелились. При обыске полиция нашла у них в доме жесткие батальные игры с участием монстров, инопланетян и прочей нечисти. Кроме того, как оказалось, все они были завсегдатаями известных порно-сайтов, регулярный просмотр которых беспощадно треплет неокрепшую психику молодых людей.
А вот и самый «безобидный» случай: первоклассник угнал у отца машину и покатил по оживленной магистрали, при этом пытался активно маневрировать. Потом выяснилось, что ребенок, оказывается, был большим поклонников виртуальных ралли.
А теперь давайте вернемся к нечисти. В последнее время появились игры, в которых задействованы бесовские персонажи с главным героем - сатаной. При этом сам играющий, по своему желанию, может встать на сторону как сражающихся с бесами, так и самих бесов. Но независимо от того кого выберет игрок - демонов или «добрых ангелов», он соприкасается пусть и с виртуальным, однако же, все-таки бесовским миром. Святитель Игнатий Брянчанинов сказал, что если мы даже невольно обратим свое внимание на дьявольские вещи, это так или иначе коснется нашей души. Вспоминаются слова доктора медицинских наук, врача-невролога, профессора иеромонаха Анатолия (Берестова), который недавно предупреждал, что демонические компьютерные игры подготавливают подростка к восприятию сатанизма и кабалистики как нормальной реальности жизни». Так и хочется добавить: «...реальной жизни, которой, юные геймеры не боятся!» Предупреждение преподобного Серафима Саровского о том, что, будучи сотворены с силой и свойствами Ангелов, бесы обладают для человека и для всего земного невообразимым могуществом, не воспринимаются подростками адекватно. Ведь они уже не раз встречались с бесами на виртуальном поле боя и привыкли к мысли, что с ними можно справиться или, по крайней мере, улизнуть. В одной из статей о сатанинских компьютерных играх я прочитал, что такие игры воспитывают в подростках запанибратское отношение к сатанизму. И с этим утверждением сложно не согласиться. Нужно ли говорить, насколько серьезную опасность представляет это для души подростка?
«Самое опасное - это то, что компьютерные игры убивают в детях духовность и располагают впоследствии к оккультным занятиям», - утверждает иеромонах Адриан (Пашин). Сатанинские ролевые компьютерные игры обязывают играющего принимать на себя роль компьютерного персонажа, т.е. беса. И если даже обычные, неролевые компьютерные игрушки при злоупотреблении ими способны вызывать психологическую зависимость, то ролевые игры, требующие от играющих примерять на себя различные личины, особенно бесовские, тем более опасны для психики. По признанию одного из игроков, игравшего в массовую (отмечу, не демоническую) онлайновскую ролевую игру в течение трех недель, он - цитирую: «деградировал во всех отношениях - какое-то отупение приходит, когда возвращаешься в реальный мир. Бывает, читал, что так привяжешься к своему вымышленному персонажу, что начинаешь ассоциировать себя с ним.
Думаю, что у меня этого не было, но что-то пободное уже начало происходить». Почувствовав неладное, этот человек, по его же утверждению, перестал играть. Но многие не смогли найти в себе силы отказать себе в этом сомнительном удовольствии. Врач-психотерапевт Иркутского психотерапевтического центра Александр Мантахаев в интервью корреспонденту местной газеты сообщает: «Путей ухода от реальности множество - от алкоголя, наркотиков до увлечения игровыми автоматами и компьютерными играми. Компьютерные игры, зависание в Интернете и ролевые игры живого действия (так называемые полевые игры) для кого-то не больше чем развлечение. Но люди с неустойчивой психикой могут попасть в игровую зависимость, а в случае с ролевиками (в данном случае имеются в виду все те же полевые ролевые игры) - еще и застрять в каком-нибудь образе. Например, девушка, сыгравшая королеву, может постоянно позиционировать себя как высочайшую особу.
А у человека, однажды вошедшего в образ вампира, может появиться реальное желание пить кровь». Но такое же прочное вхождение в образ может произойти и у компьютерного ролевика. Доктор Мантахаев утверждает, что если не обращать внимания на происходящее и думать, что ситуация разрешится сама собой, игровая зависимость приведет к полному отторжению реального мира, а застревание в образе может затянуться на долгие годы. Кроме того, просидев за компьютером целый день (хотя известно, что играют, не отрываясь от экрана сутки и более), игрок с помутившимся сознанием может перенести виртуальное поле битвы во двор, на соседнюю на улицу, и тогда его противниками станут не ужасные монстры или бесы, а прохожие...
Заведующий отделением Центра охраны психического здоровья детей и подростков Анатолий Григорьевич Мазур рассказал о восемнадцатилетнем пациенте, который, «зависнув» на какой-то военной стратегической игре, впал в психотическое состояние. «Пришлось его лечить как настоящего больного», - признался Анатолий Мазур. По его словам, проблема компьютерной зависимости в последний год стала отчетливо выраженной. Патология явно нарастает. Отделение, которое возглавляет этот доктор, рассчитано на шестьдесят коек. Из них более трети пациентов - жертвы компьютерных игр. Это дезадаптированные дети, полностью «вышибленные» из жизни, у них не осталось других интересов, кроме игры. Она стала для них как наркотик для наркомана, считает доктор.
Специалист С.-Петербургского Психолого-педагогического медико-социального центра «Развитие» Алла Панфилова подтверждает, что масштабы компьютерной зависимости среди подростков будут расти, еще и потому, что компьютеры становятся все более доступными. Компьютерная зависимость не слишком отличается от наркотической или алкогольной. Главное отличие, по мнению питерского психолога, - это более «положительный» имидж пристрастия к компьютерным играм. О наркомании и алкоголизме много говорят, подростки, как правило, осведомлены об их неприятных последствиях. В то же время, компьютерная зависимость имеет «ореол креативности», ее последствия не очевидны, социально она не осуждается. Однако, по мнению Панфиловой, именно этот вид подростковой зависимости может преобладать в будущем.
Недавнее исследование, проведенное специалистами одного из одного из американских университетов, показало, что молодые люди, часто играющие в видеоигры, связанные с насилием, склонны к употреблению наркотиков и алкоголя. В частности, была выявлена четкая взаимосвязь между большим количеством часов, проведенных за видеоигрой, и более частым употребление алкоголя и наркотиков. Вот как прокомментировал это петербургский священник, кандидат педагогических наук Алексий Мороз. «Если из алкогольной, наркотической зависимости, - сказал он, - человека со временем еще можно как-то вытащить, можно привести его к нормальному восприятию существующей действительности, то в игровой зависимости происходит глобальное изменение внутренней структуры души человека. Он не просто убегает от мира в виртуальную реальность, он начинает жить по ее законам и принципам. Здесь происходит развитие таких страшных качеств, как гордость, эгоизм, эгоцентризм, внутреннее самопогружение, равнодушие к чужой боли и чужим страданиям». «Компьютерно-игровая зависимость - это самый страшный и тяжелый вид зависимости», - подчеркнул священник.
Почему компьютер так притягивает детей, почему дети становятся зависимыми от компьютерной игры? Один мой знакомый, задавший этот вопрос, вспоминал свое детство: «Мы часами играли в индейцев и «бледнолицых собак», менялись ролями, лазали по стройкам и старым домом, прыгали с крыш, делали луки, наконечники для стрел, пращи и деревянные ружья, стреляющие металлическими пульками, доходило порой и до травм. Однако же при этом не теряли рассудок!» Но в том-то и дело, что все дворовые игры происходят в реальном мире, мальчишкам нужно рассчитывать на свои собственные силы, учиться правильно оценивать ситуацию, не воображаемую, а происходящую на самом деле, адекватно реагировать на жизненные, а не запрограммированные кем-то обстоятельства. Им нужно учиться жить, а не играть. В виртуальной игре все не так, все понарошку, но проблема в том, что, погрузившись с головой в виртуальный мир, они это понарошку со временем начинают восприниматься как реальное событие.
Вот что говорит по этому поводу доктор медицинских наук, заведующим кафедрой детской и подростковой психиатрии, психотерапии и клинической психологии Российской медицинской академии постдипломного образования, президент Фонда социальной и психической помощи семье и детям Юрий Степанович Шевченко: «Прежде всего, он (компьютер) дает все те эмоции, которые может, но не всегда дает ребенку жизнь. Это широчайший спектр - от положительных эмоций до отрицательных: восторг, удовольствие, увлеченность, досада, гнев, раздражение.
И все это можно испытать, не двигаясь с места! Есть и другой важный аспект: ребенок в игре получает власть над миром. Компьютерная мышка - как бы аналог волшебной палочки, благодаря которой, практически не прикладывая усилий, ты становишься властелином мира. У ребенка создается иллюзия овладения этим миром. Проиграв, он может переиграть, вернуться назад, что-то переделать, заново прожить неудавшийся кусок жизни. Это особенно засасывает детей, которые болезненно ощущают свою неуспешность, детей, которым в силу тех или иных причин не удается идти в жизни по пути, так сказать, «радостного взросления».
Далее хочу привести фрагмент интервью православного психолога и публициста Ирины Яковлевны Медведевой с игуменом N. Он сказал: «Ошибка в игре (компьютерной) не приведет к ссадине на коленке или разбитому носу. Расстреливая на экране противника, можно чувствовать себя вполне комфортно и защищено. Жалости и сострадания не возникает, наоборот - они полностью подавляются ощущением своей значимости, своего могущества, ощущением себя почти сверхчеловеком! Важно отметить, что хотя все эти ощущения иллюзорны, они чрезвычайно впечатляют, повышают эмоциональный градус, а потому накрепко отпечатываются в сознании ребенка. ... Компьютерная игра сильнейшим образом воздействует именно на эмоциональную сферу ребенка, формирует личность мощно и почти необратимо, то есть фактически зомбирует человека, вводя в его сознание жесткие стереотипы поведения...
Кого воспитывают эти игры? Отвечу: беспринципного эгоцентрика, апатичную, бездумную и асоциальную личность, которая желает только наслаждаться, и не понимает: зачем нужно работать, иметь семью и быть за нее ответственным, зачем защищать свою страну, свой народ. Такие персонажи становятся сегодня массовым явлением в молодежной среде». И далее: «Нельзя не заметить, что компьютерная игра, в отличие от подвижной или интеллектуальной игры со сверстниками, позволяет освободиться от всех нравственных норм. Важен только результат, важны очки. Всё другое второстепенно и несущественно. Нравственные принципы превращаются в ненужный анахронизм».
Кстати, по словам психолога Татьяны Львовны Шишовой, в Москве есть Центр коммуникативных исследований, сотрудники которого занимаются изучением компьютерных игр. Так вот они пришли к выводу, что современные игры преднамеренно моделируют девиантное, деструктивное поведение.
«Не надо иметь семь пядей во лбу, чтобы с уверенностью заявить о том, что речь идет о целенаправленных и продуманных механизмах подавления личности с целью наиболее эффективного управления (манипулирования), - утверждает психолог лицея Новосибирского государственного технического университета Татьяна Эдуардовна Тверье. - Кому это надо? Вопрос, который компетентны решать иные специалисты»...
«Психологи всех мастей и рангов, - говорит Татьяна Тверье, - уже неоднократно подчеркивали саморазрушительность аддиктивного поведения, делающего человека рабом, а потом и заложником, иной реальности. Схема очень проста: если в погоне за удовольствиями и безумными целями, личность полностью делегирует всю себя чему-то вымышленному, виртуальному, то это с неизбежностью означает отказ от себя по частям и, как следствие, утрату целостности и гибель. Возможно, суррогатное поведение - есть подсознательное стремление к саморазрушению, отход от реальной жизни и, в конечном счете, некоторый вариант антижизни. С психологической точки зрения к антижизненным вариантам поведения ведут недостаток эмоций, фанатичная увлеченность чем-то одним - все то, что психологи и называют «социальным слабоумием»». По словам Тверье, мы сейчас как раз и переживаем эпидемию «социального слабоумия» и являемся свидетелями всех отрицательных явлений, с нею связанных.
«Условно говоря, - объясняет Тверье, - посредством чудовищной духовной мутации человек разумный превращается в человека зависимого. «Кто кем побежден, тот тому и раб» (2 Пет. 2, 19), - свидетельствует Апостол Петр. Это - незыблемое правило. Свобода духовно зрелой личности определяется ее собственным отношением к происходящим событиям, а свобода духовно слабого человека зависит от «длины его цепи» - той цепи, на которую он вольно или невольно себя посадил».
Основополагающий фактор игровой зависимости, считает новосибирский психотерапевт Ирина Анатольевна Олейникова, - это особенности характера плюс воспитание. Подвержены зависимости (и не только игровой) те, у кого не сформирована система ценностей, нет привычки контролировать свои эмоции. Профилактика для детей и подростков начинается, прежде всего, в семье, отмечает Ирина Олейникова. Родители должны проявлять неподдельный интерес к жизни, интересам, проблемам ребенка. Помочь определиться с наклонностями по интересам, организовать для него высокую занятость в спорте, музыке, прочих делах. Как это ни банально, но безделье рождает проблемы, уверена врач.
Священник Алексий Мороз говорит о том, что компьютерная зависимость чаще всего наблюдается в семьях, где отсутствует духовная атмосфера, где нет внутреннего мира, но есть недостаток внимания и дефицит любви. «Если ребенка в семье не замечают, с ним мало общаются, то он убегает в виртуальную реальность и там получает компенсацию, удовлетворение, признание. Поэтому, чтобы излечиться от этого, необходимы изменения внутри семьи. Надо изменить духовную атмосферу, научиться относиться друг к другу со вниманием, любовью. Только при этих условиях возможно добиться каких-то изменений», - уверен отец Алексий.
В большинстве случаев компьютерная, интернет - или игровая зависимости возникают на фоне срытой или явной неудовлетворенности окружающим миром и невозможности самовыражения, при страхе быть непонятым. Эти состояния зачастую являются следствием неполноценно развитой, (в духовном смысле) или духовно неразвитой, нецеломудренной личности. «Добродетель целомудрия, проповедуемая Церковью, является основой внутреннего единства человеческой личности, которая должна пребывать в состоянии согласия душевных и телесных сил», - так записано в Основах социальной концепции РПЦ. Следует обратиться к истокам, когда зрелая личность начинала формироваться еще в семье, уточню - в патриархальной семье, в которой сохранились глубокие традиции, основанные, прежде всего, на вере отцов, на вере Православной, на вере культурообразующей, как доминанте воспитания.
«Семья как домашняя церковь есть единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви, - говорится в Основах социальной концепции РПЦ. - Опыт семейного общения научает человека преодолению греховного эгоизма и закладывает основы здоровой гражданственности. Именно в семье, как в школе благочестия, формируется и крепнет правильное отношение к ближним, а значит, и к своему народу, к обществу в целом. Живая преемственность поколений, начинаясь в семье, обретает свое продолжение в любви к предкам и отечеству, в чувстве сопричастности к истории. Поэтому столь опасно разрушение традиционных связей родителей с детьми, которому, к сожалению, во многом способствует уклад жизни современного общества». И компьютерные игры, приводящие к зависимости, начинают играть в этом не последнюю роль.
К сожалению, практически все специалисты признают, что защитить сегодня от кибермании наших детей невозможно никаким другим способом, кроме как правильного, целостного воспитания прежде всего внутри семьи. Именно в семье начинает формироваться тот самый духовный иммунитет, который наиболее полно защищает ребенка от вредных для души современных веяний, отвращает от пустых и греховных занятий. Беда в том, что современная семья, воспитанная на телевизионных программах, не может дать ребенку такого воспитания. А если и сможет, то стоит ребенку выйти на улицу, как он оказывается во власти совершенно иных явлений, чуждых его нравственному состоянию, но навязываемых обществу и принимаемым этим обществом. Авторитет родителей может быть незыблем, однако столкнувшись совершенно с иной жизнью, в которой, оказывается, можно все! ребенок начинает жить по принципу «и нашим, и вашим». И вот здесь свое слово должна сказать школа. Воспитание должно проходить и в учебных заведениях, и в семьях. Снова и снова! мы говорим о необходимости преподавать в школах культурологический - подчеркиваю! - культурологический предмет Основы Православной культуры, изучение которого не только помогает в воспитании, но и еще образовывает человека, возвращает его к истокам, укрепляет его духовный фундамент, повышает нравственный потенциал.
«Мы должны совмещать образование с воспитанием и воспитывать достойных граждан нашей страны, которые любили бы свою Родину, знали бы свою историю, были бы патриотами», - говорил покойным Патриарх Алексий, выступая на одном из ежегодных собраний Российской академии образования, членом которой он являлся. По его словам, образование и воспитание - «это два крыла, которые делают человека человеком с большой буквы».
Я обращаюсь к родителям, дети которых играют в виртуальные игрушки: пока не поздно, обратите самое серьезное внимание на их опасное увлечение. Посмотрите, в какие именно игры они играют! И если это окажется какими-то «страшилками», «стрелялками», немедленно принимайте меры. Я обращаюсь к педагогам, психологам, врачам: рассказывайте детям о негативных последствиях игры на компьютерах, приводите больше примеров разрушения психики подростков в результате чрезмерного увлечения виртуальным миром. Я обращаюсь ко всем людям, которым не безразлично психическое здоровье наших детей: оградите подрастающее поколение от агрессивных компьютерных игр. Если нужно, создайте специальную комиссию, которая бы провела исследование на рынке компьютерных игр по выявлению из них наиболее опасных, разрушительных. И если по каким-то причина не представляется возможным запретить некоторые из них, то, по крайней мере, потребуйте, чтобы на этикетке диска стояла предупреждение о возможной опасности, которая исходит от таких «игрушек».
Совершенно ясно, что без помощи государства нам этой задачи не решить. Наше правительство должно оказывать полную и всестороннюю поддержку в воспитании и образовании подрастающего поколения. Эта поддержка заключается не только в финансировании социальных и учебных программ, но и в жестком ограждении населения, особенно молодежи от вредоносных веяний современной жизни - проституции, наркомании, алкоголизма, игромании. Однако этого не происходит. Руки не доходят? Больше того, на фоне этих глубоко порочных явлений происходят более изощренные вещи: на глазах у того же государства насаждаются
- толерантность, которая, в частности, предлагает узаконить половые извращения и дать все права тоталитарным сектам; - ювенальная юстиция, по сути, отправляющая родителей в отставку и примеряющая на себя их роль в воспитании детей; - сексуальное просвещение, призванное на самом деле развращать детей, а также пропаганда абортов и «грамотной» (слово-то какое!) контрацепции среди молодежи; - гламурный образ жизни, чтобы детям было к чему стремиться; - реклама пива, презервативов; - низкопробные развлекательные телевизионные передачи, понижающие культурный уровень населения, растлевающие народ; - оккультизм (астрология, медитация, йога, демонические компьютерные игры, сатанинские книги типа «Гарри Поттера» и пр.) с целью зародить в людях нездоровый - - интерес к потусторонним, то есть бесовским силам.
У правительства немало важных вопросов, многие из которых должны быть решены в кратчайшие сроки. От скорости принятий правильных решений будет зависеть финансовое, экономическое положение государства. Но разве духовно-нравственное состояние народа, населяющего эту страну, не является самой важной, самой насущной задачей, на решение которой В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ должны быть брошены все силы? Необходимо понять, что без полноценной государственной поддержки один предмет ОПК кардинально не изменит ситуацию.
Также как не изменит ситуации и воспитание в семье, поскольку, как я уже говорил, и сами-то взрослые потеряли из виду нравственные ориентиры. Нужно, чтобы правительство грамотно оценило происходящее, правильно расставило приоритеты и начало совместно с Русской Православной Церковью, имеющей огромный опыт духовного воспитания, широкомасштабное наступление и на бездуховность, и на безнравственность, царящие в нашем обществе. Другого пути у нас просто нет.