Кибербудущее сегодня

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2018-05-10 14:13

Трансгуманизм

Кибербудущее сегодня

Алина Бессонова, второкурсница факультета Евразии и Востока, небезразлична к глобальным проблемам человечества. Появившийся интерес к направлению трансгуманизма со временем определил область её научных исследований и породил критический взгляд на эту проблему.

Сегодня трансгуманизм набирает популярность. В развитых странах в основном решены проблемы физического выживания людей, и они все задумываются об удлинении своей жизни, о здоровье, о развитии своих способностей, а современные биотехнологии создают все возможности для этого: трансплантация органов и тканей, изменение пола, искусственное оплодотворение, воссоздание человеческого организма на базе компьютерного моделирования.

Главной опасностью трансгуманизма является то, что подобные перспективы модифицируют человека лишь внешне, но не духовно. По модели трансгуманистов человек ограничен удовлетворением своих потребностей, в его сознании нет никаких более высоких смыслов. Сторонники этого движения лишь замедляют человеку смерть, не продлевая этим самым жизнь. Популярный фантастический сериал «Чёрное зеркало» показывает будущее человечества, в котором варианты развития событий рассматриваются с точки зрения потребностей современного человека, идущего по пути трансгуманизма. В таком мире, полном прогресса, но бездуховности, люди слишком зависимы от социальных сетей, они бездушны, хотят лишь забавы и не стараются сделать свою жизнь и жизнь всего человечества лучше. Человек погибает как духовное существо, ориентируясь лишь на свои животные потребности.

Таким образом, за модель культуры трансгуманисты берут природу, совершенствуя её чисто технически. Но когда эту модель пытаются реализовать на практике, то удаётся лишь замедлить процесс старения человека, отодвинуть его смерть ценой последовательных и постоянных вмешательств в человеческий организм, причём весьма болезненных и серьёзных, например, путём постоянной пересадки органов или клеток. Приведём пример. Недавно умерший в возрасте 101 года американский миллионер Дэвид Рокфеллер старший перенёс две пересадки почек и семь пересадок сердца. Последняя была сделана в конце 2016 года, но новое сердце не прижилось. Вторая половина его жизни почти целиком прошла в больнице. А это значит, что полноценную жизнь по модели трансгуманистов создать не удаётся.

Но все теоретики так или иначе признают, что биологическая модификация человека будет нарастать, что сложившиеся представления о человеке будут отступать под давлением новых технологий. Никто не видит выхода, альтернативы. Значит, требуется новый подход к проблеме.

Мы считаем, что проблема трансгуманизма может быть решена, если рассмотреть её как экзистенциальную проблему, то есть проанализировать в свете философии экзистенциализма. Для экзистенциализма наиболее важен вопрос о свободе человека. Согласно экзистенциалистам свобода реализуется через выбор человеком смысла своей жизни. Рассмотрим, каким образом этот смысл понимают сторонники трансгуманизма, и на этой основе попытаемся обосновать позицию их противников.

У человека есть культура, которая создаёт технику, а техника – это искусственное, неорганическое тело человека, которая как бы достраивает его естественное, биологическое тело. Трансгуманисты берут за точку отсчёта отдельного индивида, рассматривая его как обычное живое существо. Смысл жизни человека тогда сводится только к её проживанию с целью получения удовольствий, к её продлению и продолжению своего рода. Всё как у животных. По модели трансгуманистов, в сознании человека нет никаких более высоких смыслов.

Рассмотрим эту же проблему с позиции, противоположной трансгуманизму, которая предполагает, что у человека помимо природного существования есть другая, надприродная цель. Для этого есть все основания: человек, будучи живым существом, всё же не является животным, так как обладает мышлением и является универсальным существом, а создаваемая им культура — это не просто продолжение природы, а явление более высокого порядка. Подобной сверхцелью, то есть сверхсмыслом человека, например, могло бы стать установление гармонии во Вселенной.

Более высокая культура не должна отрицать природу, она должна выстроить с ней равноправные, гармоничные отношения. Если биосфера уже не способна быть источником обновления, то надо найти новый источник. Им может стать только такой человек, который обладает новым пониманием смысла своей жизни. Этот смысл должен выходить за пределы простого физического выживания и потребления. Лишь в этом случае человек будет не преобразовываться в новый вид, а продолжит развиваться, причём не путём изменения его тела и его биологии, а совсем иначе — духовно, при этом сознательно поддерживая в процессе развития неизменность своего организма, каким он сложился в предшествующей эволюции. Природа и культура станут служить этому развитию и обновлению человека. А раз он будет обновляться, как когда-то обновлялась биосфера, то он должен долго оставаться молодым. В этом случае усилия науки будут направляться на поиски способов продления молодости, а не замедление старости. В общем, у человечества есть иные варианты развития, чем предлагаемая его сторонниками физическая модификация человека.

Алина Бессонова

Источник: m.vk.com

Комментарии: