Как устроены медицинские чат-боты — разбираемся на примере бота DOC+ |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2018-05-12 22:01 Сбор анамнеза — неотъемлемый этап осмотра пациента. Врач опрашивает больного о патологиях, оперативных вмешательствах, полученных травмах, течении заболевания. Часто он сам записывает информацию, которую сообщает ему больной, но иногда просит заполнить специальную анкету-опросник. Обычно сбор анамнеза занимает до 60% времени консультации и длится порядка 15 минут. Поэтому на Западе в связи с дороговизной рабочего времени врача существует практика, в рамках которой первичный доврачебный осмотр пациента проводят медсестры. Они заполняют специальные анкеты, на которые в дальнейшем опирается врач. Однако такой подход лишь перекладывает процесс сбора анамнеза с одного человека на другого. Поэтому сегодня разрабатываются и внедряются технологии на базе искусственного интеллекта в формате чат-ботов, которые сокращают время сбора анамнеза в несколько раз и снижают вероятность ошибки. Это экономит ресурсы поликлиники и «разгружает» медсестер и докторов, давая последним возможность глубже изучить симптомы заболевания и поставить более точный диагноз. О том, какие чат-бот решения уже существуют сегодня, что они умеют, и как устроен чат-бот DOC+, расскажем далее. «Пишите врачу круглосуточно в приложении DOC+» Кто разрабатывает чат-ботов В мире медицинских сервисов есть множество различных симптом-чекеров. Большинство из них основывается на традиционной вопросно-ответной системе — в них нет искусственного интеллекта, а все задаваемые вопросы «заскриптованы». Такие решения могут собирать жалобы и анамнез пациентов в рамках наиболее распространенных кейсов. Примером такой системы может быть WebMD. Приложение собирает данные и показывает пользователю информацию о болезнях, сопровождающихся указанными симптомами. Как работает чат-бот DOC+ В рамках Data Science направления мы в DOC+ разрабатываем инфраструктуру алгоритмов машинного обучения. Бот — самый близкий к конечному пользователю продукт, но технологии, лежание в его основе, используются и в других наших решениях (о некоторых из них мы писали в предыдущих статьях). Основа бота — алгоритмы, обученные на данных обезличенных электронных карт пациентов DOC+, а также информации из открытых справочников и баз данных по медицине. При этом, так как речь идет не о простых рекомендательных алгоритмах, а о сложной медицинской системе, работа которой связана со здоровьем людей, для её разработки мы привлекли практикующих врачей. Всего в проекте приняли участие более 30 докторов: они помогали вырабатывать правила для NLP-системы (ведь пациенты могут описать один и тот же симптом десятками разных способов), разрабатывали перечни уточняющих вопросов для самых популярных симптомов, тестировали самого бота и давали (и продолжают давать) обратную связь о его работе. Почему мы создали бота Ключевая цель бота — сократить время, которое пациент и доктор тратят на консультацию. Приложение собирает анамнез за 1–3 минуты, что намного быстрее, чем отвечать на аналогичные вопросы врачу. Компоненты бота «Мозги» бота состоят из 4 ключевых частей: системы обработки естественного языка (NLP), рекомендательной системы, модуля определения группы диагнозов и модуля, формирующего дополнительные вопросы по анамнезу жизни и заболевания. Отметим, что простым текстом вводятся только первичные жалобы. Практически все остальные вопросы для ускорения процесса реализованы в специальном интерфейсе — кнопки, барабаны, списки с множественными выбором и т. п. Рекомендательная система. В её основе лежит нейронная сеть. Сам процесс опроса и определения симптомов заболевания напоминает системы, используемые, например, в e-commerce или оценочных сервисах. Обученный на 100 тыс. реальных жалоб из ЭМК DOC+, наш модуль рекомендательной системы умеет находить симптомы, которые часто встречаются вместе. Например, если пациент сказал про кашель и насморк, бот уточнит у него про боль в горле и повышенную температуру, а также задаст уточняющие вопросы по этим симптомам. Определение группы диагнозов. Когда вопросы про все наиболее вероятные симптомы уже заданы, включается третий этап опроса. Как было отмечено, поставить диагноз по одним только жалобам проблематично. Но во многих случаях этого достаточно, чтобы с большой точностью установить группу заболеваний — например, заболевания дыхательной системы или заболевания ЖКТ. Именно это и делает классификатор, основанный на алгоритмах Gradient Boosting и Random Forest. В рамках каждой группы мы заранее знаем наиболее важные для постановки диагноза симптомы и можем уточнить у пациента их наличие. Например, головная боль — не самый частый симптом при заболевании дыхательных путей, и рекомендательная система может о нем не спросить, но он может быть важен, чтобы отличить грипп от простуды. Таким образом, система задает вопросы по не самым частым, но тем не менее важным симптомам, дополняя собранную ранее информацию. Дополнительные вопросы по анамнезу жизни и заболевания. Когда все жалобы собраны, пациент отвечает еще на несколько вопросов — когда началась болезнь, принимал ли он какие-либо препараты и т. п. Все они сформулированы по результатам анализа онлайн-консультаций и интервьюирования врачей. / Пример работы бота при сборе анамнеза жизни Также система может попросить пациента прикрепить результаты анализов или другую информацию, полезную для врача, например, анамнез жизни: аллергии, хронические болезни, перенесенные травмы и операции. Все эти запросы выбираются из подробных справочников. По окончании работы бота вся информация в структурированном виде попадает в интерфейс врача, где он может с ней ознакомиться непосредственно перед консультацией. Эти данные автоматически переносятся в медкарту, также сокращая время, затрачиваемое врачом на ведение документации. Планы на будущее Мы будем расширять функционал и область применения чат-бота. В наших планах создать систему, которая будет полезна и на консультациях с узкоспециализированными специалистами, и в работе контакт-центра. Дополнительное чтение: несколько полезных статей из нашего блога «Только спросить»:
Источник: geektimes.com Комментарии: |
|