Как стать умнее: поддаются ли тренировке наши мозги

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2018-05-06 10:00

работа мозга

Вы можете повысить свой интеллектуальный потенциал, но сделать это не так просто, как обещают авторы многочисленных тренингов

Можно ли стать умнее благодаря специальным тренировкам? Такая идея основывается на теории пластичности мозга: независимо от того, сколько вам лет и чего вы добились в жизни, ваш мозг постоянно меняется, чтобы приспособиться к новому опыту.

Эта теория основана на многолетних научных исследованиях, которые в результате привели к созданию многомиллиардной индустрии по тренировке мозга. Но есть одно «но». Когда ученые задавались вопросом, способны ли специальные тренировочные игры сделать человека умнее, ответ был один: нет.

Кэролайн Уильямс (Caroline Williams), автор книги о контроле над умом (Override: My Quest To Go Beyond Brain Training and Take Control of My Mind), последние два года посвятила поиску ответа на вопрос, почему так происходит и что мы можем сделать для того, чтобы научиться максимально использовать потенциал своего мозга.

«Вооружившись списком покупок для самоусовершенствования — от тренингов по расширению внимания до развития способности ориентироваться на местности, — я отправилась искать то, что имело бы научное обоснование. Мой мозг стимулировали магнитными импульсами, меня учили медитировать… И я поняла, что подобные игры помогают усовершенствоваться в конкретном направлении, но при этом никак не улучшают общее состояние, «тренированность» мозга», — делится Кэролайн.

Однако новая волна нейронауки может предложить лучший путь. В последние годы нейрофизиологи изучают коннекто?м — структуру связей в нервной системе организма, — чтобы выяснить, как отдельные области связаны с нейронными сетями и как деятельность этих сетей отличается у разных людей. Это важно, поскольку различия в способностях, вероятно, сводятся к тому, насколько хорошо мозг способен комбинировать информацию из разных областей, чтобы создать что-то большее, чем просто сумма его частей.

То есть вместо того, чтобы стремиться к укреплению конкретных участков мозга, имеет смысл работать над тем, чтобы научиться задействовать различные нейронные сети в зависимости от поставленной задачи. Это звучит сложнее, чем очередная тренировочная игра, но в целом вполне достижимо.

«Работая с учеными из Бостонской лаборатории внимания и обучения, я поняла, что для продолжительного сосредоточения на объекте важно не укреплять нейронные сети, необходимые для фокусировки, как я думала раньше. Суть в том, чтобы позволить мозгу переходить от жесткого сосредоточения к бесцельному блужданию, поскольку эти два состояния задействуют две разные схемы (дорсальная система внимания и система режима по умолчанию соответственно)», — пояснила Уильямс.

Задание состояло в том, чтобы в течение 12 минут нажимать на одни изображения и игнорировать другие с целью нахождения баланса между двумя этими психическими состояниями, оставаясь в достаточной мере сосредоточенным. Впоследствии подобный навык автору удавалось применить во время плавания в бассейне и некоторых форм медитации. По ее словам, это может работать с любым видом деятельности, требующим концентрации, но не слишком сильной: например, игра на музыкальном инструменте, мелкая работа руками, пение в хоре.

Аналогично пришло понимание того, что для улучшения математических способностей надо не тренироваться считать в уме, а учиться контролировать свой страх по отношению к вычислениям.

«Мой страх отвлекал энергию от схем, которые были нужны для решения задачи, поэтому ученые из Бостонской лаборатории блокировали электрическими импульсами нейронные связи, отвечающие за эмоции, позволив таким образом направить всю энергию туда, куда нужно. При этом такое воздействие вовсе не обязательно — ученые утверждают, что замедление действий и расслабление произведут аналогичный эффект», — рассказала Кэролайн.

Подобные исследования свидетельствуют о том, что полностью отказываться от идеи тренировки мозга не стоит. Достичь значительных изменений можно, но только не путем манипуляций с «двигателем», а путем обучения «вождению».

Перевод: Людмила КРЫЛОВА


Источник: www.theguardian.com

Комментарии: