IoT как универсальная предметная область для многопрофильного технического университета |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2018-05-30 16:59 Студентка спрашивает: «А Интернет вещей – это когда
я захожу в Интернет и покупаю там себе вещи?» Эту статью мы подготовили совместно с нашими коллегами из Института информационных технологий МИРЭА. Курс IoT Академии Samsung (о программе мы писали ранее) в МИРЭА стартовал в пилотном режиме в прошлом году, и поскольку учебный год заканчивается, хотим поделиться интересными наблюдениями и выводами. Ноу-хау студентов МИРЭА. Добавляем монетки в ребристый радиатор. 25 рублей – и компьютеру Samsung Artik 10 не страшен перегрев! Как тебе такое, Илон Маск? IoT Академия Samsung в МИРЭА Двухсеместровый факультатив по Интернету вещей проводился с октября 2017 года для студентов 3 и 4 курсов направлений подготовки «Информатика и вычислительная техника», «Информационные системы и технологии», «Программная инженерия» и «Автоматизация технологических процессов и производств». На конкурсной основе были сформированы 5 групп по 15 человек (всего в институте ИТ МИРЭА обучается более 3000 студентов).
В итоге получилось не только подключить к курсу Академии все направления IT подготовки, обеспечить студентов реальными кейсами и внедрить формат проектной деятельности, но также углубить подготовку в сфере программирования микропроцессорной техники. А Хакатон внес в учебный процесс соревновательный дух. Кроме того, для студентов это был новый опыт поиска технических и архитектурных решений, программирования IoT устройств и систем, работы с зачастую непредсказуемым реальным «железом». Для вуза это важно не только с точки зрения необходимых навыков для профессиональной карьеры в области системной инженерии, но и привлечения заинтересованных студентов к научно-исследовательской деятельности. Ведь Интернет вещей — это широчайшее поле для исследований! Система мониторинга – полезная и вполне посильная задача для студента Антон Миронов, преподаватель и координатор курса, считает: Системная инженерия – это важнейшее направление, без неё не имеет шансов к реализации четвертая промышленная революция (Индустрия 4.0). Пока бизнес не увидит, не поймет и не оценит риски внедрения новой технологии, деньги на ее развитие привлечь не получится. Конечный заказчик не покупает IT-решение, он покупает прибыль от его будущего примененияВ рамках программы мы уделяем большое внимание возможностям применения технологии в реальном мире. Об этом Антон Миронов говорит так: Сейчас IT и бизнес не всегда находят общий язык. «Менеджеры» и «разработчики» разобщены в силу специфики своих задач, предметных областей и критериев оценки результатов деятельности. И потому так важно будущим разработчикам владеть основами экономики и менеджмента. К тому же не секрет, что за редким исключением менеджерская карьера в нашей высокотехнологичной области начинается с инженерных позиций.Более того, с развитием информационных технологий происходит специализация – например, нарастает разрыв между разработчиками прикладного программного обеспечения, и разработчиками «железа». С этой точки зрения Интернет вещей – это область пересечения специалистов совершенно разных профилей. Как же удалось реализовать эту многопрофильность в вузе с традиционным делением на кафедры и направления подготовки? Кафедры МИРЭА в разрезе Интернета вещей Предметная область Интернета вещей стала связующим звеном как между направлениями подготовки института ИТ, так и между разными профилями каждого направления. Свою специфику в данной области нашли и все выпускающие кафедры института:
Изначально не ставилась задача адаптации курса Академии под специфику, специализацию и области интересов кафедр института. Но в течение года, в процессе обучения студентов и получения от них обратной связи, кафедры открывали для себя новые возможности использования учебных материалов, опыта и кейсов Академии. На ее базе начало развиваться взаимопроникновение компетенций программистов и инженеров («кодеров» и «железячников»). Более того! Посещать курсы по собственной инициативе (и сначала инкогнито) стали студенты Института кибернетики. Казалось, должен был бы возникнуть вопрос: как быть с различиями между кафедрами, направлениями подготовки и профилями? Но само собой получилось так, что люди добирают то, чего им не хватает: «железячники» начинают программировать, а «кодеры» – осваивают схемотехнику. Итог: 11 студентов из числа слушателей курса пишут выпускные квалификационные работы по тематике IoT. Дипломы, конечно, «заточены» под кафедры, направления подготовки и профили: каждый рассматривает кейс IoT с точки зрения их специфики. Студенты МИРЭА пришли послушать доклады на InoThings++. Для многих это был первый опыт посещения профессиональной конференции Дополнительный курс по микроконтроллерам Как мы рассказывали, для усиления подготовки студентов было решено организовать ещё один дополнительный факультатив по микроконтроллерной тематике. В итоге получился отдельный проект. Лекции вел эксперт Олег Артамонов (olartamonov) из Unwired Devices, по их материалам он начал серию статей, а МИРЭА записывал и публиковал видео на YouTube, причем в формате 360 градусов! В лекциях и на лабораторных работах были рассмотрены следующие темы:
Как говорят, аппетит приходит во время еды — к концу курса наши студенты решили, что очень не хватает лекций по еще двум важным темам: о средствах отладки и об опыте мелкосерийного производства устройств вычислительной техники. В итоге только в мае 2018 года весь курс из девяти лекций был завершен. Семинар по интерфейсам. Осциллограф вместо тысячи слов. Хакатон 15 апреля 2018 года состоялся открытый 12-часовой хакатон Института ИТ под названием PandaHack, собравший более 110 участников из вузов и колледжей. В хакатоне было три трека, один из них был посвящен Интернету вещей. Добродушная Панда – неофициальный символ институтаЗадание трека состояло в том, чтобы с помощью типового комплекта оборудования IoT Академии Samsung и других компонентов разработать программно-аппаратный комплекс мониторинга параметров микроклимата (температура, влажность, давление, состав газов) в отсеках космического корабля. Командам были доступны датчики влажности и температуры, газоанализаторы, микрокомпьютеры Samsung Artik 10; по заданию компоненты системы мониторинга должны были быть разнесены в пространстве, а значит, их требовалось соединять по беспроводной связи – для этого были выданы модули связи WiFi и LoRa. Система должна была выводить графики изменения показателей, предупреждать о выходе параметров за допустимые границы, иметь удобный интерфейс пользователя. Разрушаем стереотипы, что электроника – не женское дело Цели хакатона были:
Для многих это был первый подобный опыт. Студенты сомневались, стоит ли участвовать, «потянут ли» задания. Например, ниже на фото просто «космический» интерфейс к системе, созданный студентом кафедры промышленной информатики Вячеславом Старовойтовым. Вот такой талант был открыт на хакатоне! А ведь и он сомневался, стоит ли участвовать. Но прошло мероприятие, и он спросил: «А когда следующий хакатон»? Возвращаясь к основной теме статьи – необходимости объединения усилий со стороны разных кафедр, направлений подготовки и профилей. Хакатон показал, что это действительно так: ребята сами стали заявлять к участию смешанные, многопрофильные команды. И в работе четко выявилось преимущество разделения труда: кто-то рисует интерфейс, кто-то программирует backend, кто-то разбирается с подключением датчиков. На хакатоне студенты сами начали формировать многопрофильные команды! Ещё одно интересное наблюдение на хакатоне: студенты 1-2 курсов (внезапно явившиеся на трек IoT в значительном количестве), объединенные в одну большую команду, продемонстрировали невероятный энтузиазм (и что неожиданно – аккуратность в использовании техники). Им не хватало опыта и знаний по сравнению с более старшими участникми, но в целом они смотрелись достойно. В итоге появилась идея в следующем году в порядке эксперимента разрешить и студентам 2 курса обучаться по программе «IoT Академия Samsung». А вот изначальный расчёт на бакалавров 4 курса показал, что студенты попросту перегружены: преддипломная практика, диплом, госэкзамены – в таких условиях сложно выделить время на посещение факультатива, пусть даже и очень интересного и полезного. Большая сводная команда младшекурсников Наши планы в МИРЭА На следующий учебный год МИРЭА снова будет в роли пилотной площадки: по инициативе вуза курс будет адаптирован для уровня студентов колледжа МИРЭА. Samsung приветствует возможности развития программы в соответствиями с потребностями или приоритетами того или иного вуза. Заключение Неожиданный эффект! Курс «IoT Академия Samsung» стал для института информационных технологий МИРЭА объединяющей площадкой – активностью, которая собрала не только студентов различных кафедр, направлений и профилей подготовки, но и молодых преподавателей Академии с различных кафедр. IoT Академия постепенно становится центром консолидации людей, которые выбрали Интернет вещей как область своих профессиональных и научных интересов. Включились сами собой механизмы самоорганизации, а значит, все сделано верно. Источник: habr.com Комментарии: |
|