![]() |
![]() |
![]() |
|||||
![]() |
#2. Мы все страдаем Стокгольмским синдромом? |
||||||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2018-05-19 22:19 ![]() #2. Мы все страдаем Стокгольмским синдромом? Стокгольмским синдромом в узком смысле термина называется ситуация, когда жертва (в первую очередь заложник) начинает испытывать симпатию к агрессору (в первую очередь захватчику) и в той или иной форме принимает его сторону. Впервые описанное в начале XX века и получившее известное ныне имя в 70-ые годы, это явление объясняется как защитная психологическая реакция, вызванная крушением внутренних барьеров человека под напором сильного стресса. Не имея больше эмоциональных сил справляться с ситуацией жертва–палач, жертва–агрессор, человек переосмысляет её так, чтобы воспринимать себя не объектом насилия, а союзником или инструментом его источника. Снятие конфронтации снимает и напряжение и порой даже дарит чувство эйфории через отождествление с источником силы: раз ты на его стороне, тебе ничего не грозит, более того, ты можешь причаститься радости от её применения. Эрих Фромм в своей знаковой книге «Бегство от свободы» описал более общий феномен, который назвал садомазохистской зависимостью, понимая под ней ситуацию, в которой один человек в разных сферах жизни отдаёт себя во власть другому (мазохизм), а тот, в свою очередь, восторженно принимает эту жертву и наслаждается своей властью над ним (садизм). Это явление чётко просматривается в области политических и идеологических отношений: подчинение человека вождю, церкви, организации, идее есть мазохистское предание собственной воли в дрожащие от восторга садистские руки лидеров. Садизм и мазохизм как явления психологические очень часто сливаются воедино в любой иерархической и бюрократической системе: человек с готовностью, а зачастую и рвением подчиняется тому, что стоит над ним, и в то же время с упоением повелевает и помыкает всем, что находится ниже его. И садизм, и мазохизм являются формами несвободы и болезненной зависимости – садист столь же не способен наслаждаться жизнью и существовать без жертвы, как и мазохист не может без объекта подчинения. Мне представляется, что садомазохистская зависимость (она же под несколько другим углом – стокгольмский синдром) есть явления ещё более общего характера, чем это описано у Фромма или в современной психологии. Они характеризуют не только отношения людей друг с другом, а отношения людей с жизнью. Давно известно, что человек, начиная в юности с больших надежд и устремлений, постепенно, под давлением разочарований, неудач, слабости и неуверенности или более трезвой оценки возможностей обыкновенно постепенно спускает свою планку всё ниже и ниже. При этом, чтобы контраст между тем, чего по-настоящему хотелось, и тем, что есть или может быть у нас в распоряжении не был чересчур болезненным, мы совершаем подмену. По словам Мишеля Монтеня, не достигнув желаемого, мы начинаем делать вид, что желали достигнутого. Отказаться от своих подлинных целей и идеалов и поставить на их место нечто более доступное — намного проще, чем их воплотить. Подобная подмена частично снимает стресс, чувство тревоги и вины, которые вызываются в нас сознанием того, что мы совсем не там в нашей жизни, где хотели бы быть. Что оказывается неприятным сюрпризом, так это тот факт, что данный самообман разрушает нашу личность и обкрадывает жизнь столь же сильно, как и сам отказ от того, что нам действительно нужно. На каждом шагу приходится встречать людей, гипнотически уверяющих других и, разумеется, самих себя, что у них всё благополучно, что в целом их устраивает ситуация, в которой они находятся, что большего и не нужно, даже если положение их плачевно и кардинально отличается от их подлинных желаний. Наряду с таким «принятием действительного за желаемое» наблюдается и второй механизм психологической самозащиты – поливание грязью недостигнутого предмета вожделения, следующая ступень рационализации своего поражения. На самом элементарном уровне это наблюдается в том, как зачастую люди интеллекта осмеивают мир плоти, а люди, к умственной работе не расположенные, посмеиваются над наивными интеллектуалами, бедные хулят богатых, а богатые презирают бедных, красивые презирают невзрачных, а некрасивые склонны к девальвации телесной красоты как ценности, сочась из всех пор духовностью. Вот он – стокгольмский синдром в действии: мы не в силах бороться с сопротивлением, которое жизнь оказывает нашим мечтам, не можем противостоять увлекающим нас силам регресса и встаём на сторону врага, мы отрекаемся от собственных святынь и бросаем их на поругание. Именно с этим, думается, связана та очевидная морально-душевная деградация, которую приходится наблюдать во множестве людей по мере их взросления, сопровождаемого чередой унизительных компромиссов и отступлений от самих себя. Этот феномен затрагивают в своей книге Теодор Адорно и Макс Хоркхаймер: В возрасте от 40 до 50 лет люди обыкновенно делают своеобразное открытие. Они обнаруживают, что у большинства из тех, с кем они вместе выросли и поддерживают отношения, наблюдаются изменения в привычках и в сознании. Один настолько перестаёт работать, что в расстройство приходят его дела, другой разрушает свой брак вовсе не по вине своей жены, третий совершает растрату. Но даже и те, с кем не случается столь радикальных происшествий, несут на себе признаки распада. Общение становится пресным, бестолковым, поводом для их бахвальства. Сначала он склонен считать происходящее с его ровесниками превратной случайностью. Именно они и изменились к худшему. Быть может, дело тут в поколении и его особой, внешними обстоятельствами обусловленной судьбе. В конце концов, он обнаруживает, что всё это ему хорошо знакомо, только в аспекте отношения молодежи к взрослым. Разве не случалось ему убеждаться в том, что с тем или иным учителем, дядей или тёткой, приятелем родителей, а позднее с профессором университета или заведующим производственным обучением что-то не так! Он мог обнаружить в них до смешного сумасбродную черту характера, или же их присутствие навевало особенную скуку и разочаровывало. Тогда он особенно не задумывался над этим, принимал неполноценность взрослых за естественный факт. Теперь он убедился: в условиях данных общественных отношений простое продолжение существования при сохранении навыков, технических или интеллектуальных, уже в зрелом возрасте приводит к кретинизму. Всё выглядит так, как если бы в наказание за то, что люди предали надежды своей юности и свыклись с миром, они оказались обречены на преждевременный распад. «Диалектика Просвещения» Необходимо признать неприятную истину: мало кому из нас придётся достигнуть своих заветных целей, и уж, конечно, нам не реализовать своих идеалов, ибо идеал нереализуем. Не значит ли это, что лучше было бы, как это и делают ренегаты, забросить и подменить их, чтобы не терзать понапрасну собственного сердца? На первый взгляд, это выглядит разумно, – но это лишь на первый взгляд. Предательство лучшего в нас губит это самое лучшее, зашоривает взор и подавляет творческие потенции нашей личности, провоцирует неврозы и обрекает на стремительный «преждевременный распад». Достаточно лишь взглянуть на тех, кто избрал этот путь; их участь незавидна. Не следует, однако, воспринимать это как дифирамбы максимализму в духе «всё или ничего». Есть и другой вариант, срединный: мы должны продолжать стремиться к своим целям и вкладывать себя в свои идеалы, одновременно научась наслаждаться тем, что уже есть, сколь бы мало это ни было и сколь далеко бы мы ни находились от пункта нашего назначения. Путь на поверку оказывается важнее цели, именно он и составляет нашу жизнь, её боль и усладу, и то, как и куда мы движемся, стократ значимее для нашей личности и жизнеощущения, чем то, насколько далеко мы от цели. Надо лишь действительно понять это и не дать дистанции между желаемым и действительным сломить нас, осознав пустотность наших терзаний, их иллюзорную природу в качестве присущих человеку биологически когнитивных искажений. И хотя это не просто, это вовсе не так сложно, как может показаться. Выражаясь иначе, есть две крайности. Первая – это заложник, не идущий ни на какие компромиссы, вкладывающий себя без остатка в борьбу невзирая на неудачи и сложности и жертвуя ради этого всем. Это путь обсессивной героической личности или фанатика, он может нести величие, но он труден, тернист, часто безрадостен, а главное – лишь исчезающе малое количество людей способны следовать им. Вторая – это заложник, внутренне ставший на сторону неприятеля, ренегат, предавший ради призрака психологического комфорта свою личность. И мы уже знаем и то, что таковых большинство, и то, чем это оборачивается. Но есть и третий вариант, тот самый путь между двумя крайностями, аристотелевская золотая середина. Это тот, кто методично и мужественно борется с безмерно превосходящей его силой (а такова жизнь и её сопротивление ставимым нами целям и идеалам) и черпает в этой творческой борьбе азарт, вдохновение и радость, кто умеет наслаждаться самим путём и его промежуточными итогами. Мне кажется, его жизнь и плодотворнее, и достойнее, и красивее, и полнее, и счастливее. Источник: m.vk.com ![]() Комментарии: |
||||||