Мозг и искусство: почему созерцание прекрасного делает нас счастливее

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2018-04-14 14:00

Психология

Публикуем главу из книги Бриджит Пейн «Как искусство может сделать вас счастливее», в которой автор, опираясь на исследования, рассказывает о том, как мозг воспринимает искусство, что художественные образы дают не только нашему внутреннему миру, но и нашему телу, и как искусство помогает преодолеть детский эгоцентризм ипрочувствовать и осознать подлинную сущность трех очень важных реальностеи?: реальность этого мира, реальность других людеи? и реальность самого себя.

Некоторые произведения искусства сложны для восприятия, другие — не пользуются большой популярностью, третьи — вызывают восторг и трепет почти у каждого. В чём их отличие? Как научиться понимать работы художников, писателей и других творческих личностей? И почему нам не обойтись без искусства? Книга писательницы и художницы Бриджит Пейн под говорящим названием «Как искусство может сделать вас счастливее» рассказывает про силу творчества. Это простое и практичное руководство подскажет, как разбираться в искусстве, как вдохновляться им и как позволить искусству вдохнуть в самого себя жизнь. Мы выбрали главу, в которой автор, опираясь на данные психологии и нейронауки, объясняет, почему искусство действительно может сделать нас счастливее. Читаем. 

Искусство — это волшебство

Как взаимодействуют мозг и искусство?

 © PxHere

Да, искусство — это волшебство. Исследования показали, что созерцание произведении? искусства стимулирует двигательную кору — ту часть мозга, которая контролирует движения тела. Когда вы смотрите на объект искусства, вы не просто видите его или думаете о нем, вы чувствуете его всем своим существом. В буквальном смысле: вы откликаетесь на произведение искусства всеи? душои? и всеми клетками, оно воздеи?ствует на ваши чувства, разум, эмоции и даже на ваше физическое тело. Это можно назвать первым волшебным свои?ством искусства. Оно проходит сквозь вас как электрическии? заряд.

Привлекая к этому науку, мы обнаруживаем еще больше чудесного. Одно исследование доказало, что рассматривание пеи?зажеи?, особенно морских, не только уменьшает стресс, но и ускоряет процесс выздоровления после хирургических операции?. Несмотря на архетип страдающего художника, существует прочная связь между творчеством (и в особенности — занятиями каким-либо видом искусства) и счастьем.

Читайте также: Мозг и визуальное искусство: как они взаимодействуют?

Но это не все?. Благодаря искусству вы можете прочувствовать и осознать подлинную сущность трех очень важных реальностеи?. Познание любои? из них может сделать вас счастливее. Понимание всех трех, можно сказать, опьяняет, настолько сильно при этом повышается качество жизни и удовольствие от нее. Вот они:

Первая — реальность этого мира.

Вторая — реальность других людеи?.

Третья — реальность самого себя.

Реальность этого мира

Мир вокруг нас поражает. И не только масштабными вещами: океанами, закатами, Эи?фелевои? башнеи? и другими подобными штуками. Как сказал Энди Уорхол, ты можешь увидеть много чудесного в малом, если позволишь себе это. Банка супа «Кэмпбелл», осеннее солнце на кирпичах, ресницы жирафа. Настроившись на величие реальности — и природнои?, и рукотворнои?, — вы можете увеличить свои? ежедневныи? коэффициент счастья.

«Нужно позволить обычным скучным вещам стать интересными»

Энди Уорхол

Великие мыслители от поэтов до психиатров, философов и ученых знали, что это так. Одно из лучших лекарств от болезнеи? (начиная с непонятных недомогании? до серьезнои? депрессии и всего, что находится между этими двумя полюсами: одиночества, тоски, скуки, творческого застоя, хандры) — шагнуть за дверь. Поехать к океану. Заи?ти в кафе на углу. Позволить людям, или предметам, или природе проникнуть через ваши глаза и оставить отпечаток в вашем мозге. Начните видеть их красоту, и радость по крошечным капелькам будет заполнять ваше сердце.

Но как? Ваш мозг прекрасно умеет блокировать — он просто обязан это делать. Его работа во многом заключается в том, чтобы вы не осознавали большую часть происходящего вокруг вас. Иначе вы будете парализованы раздражителями. Если какои?-то объект не хочет вас съесть и если вы сами не можете его съесть или воспроизвести с ним новых людеи?, ваш древнии? мозг, «мозг рептилии», не хочет, чтобы вы задумывались о нем. Как с этим бороться? Как сражаться с веками умышленнои? слепоты во имя выживания? Как нам проделать дыру в барьере, которыи? отделяет нас от блистательнои? сути вещеи?? Вы знаете ответ: искусство.

Читайте также: Собака, облако, вода, дверь. Или как стать творческим человеком?

Иногда выи?ти на улицу и посмотреть на крышки люков и облака недостаточно. Наш мозг подчинен условностям, мы абсолютно уверены в том, что разные мелочи вещественного мира не нужны и не важны, и слишком хорошо натренированы не обращать на них внимания. Нам нужен проводник. Кто-то, кто пришел до нас и увидел мир так, как мог только он один, а потом на основании увиденного создал нечто, чего не мог создать никто другои?. И когда вы смотрите на этот предмет, волшебство деи?ствует вдвое сильнее (вообще-то его деи?ствие увеличивается в миллион раз, но мы пока говорим о первых моментах): вы видите перед собои? и красоту, которую этот человек создал, и — через эту вещь — огромныи? мир, которыи? вдохновил ее создателя. Тот самыи? мир, которыи? окружает нас прямо сеи?час.

Одно из важнеи?ших свои?ств искусства заключается в том, что оно не подходит для всего. Оно не для того, чтобы вам полегчало. На самом деле оно может расстроить вас или ухудшить настроение. Но оно почти всегда заставит вас что-то чувствовать (даже если вы считаете, что именно этот вид искусства не для вас). И если вы позволите, оно почти всегда заставит вас видеть. А умение видеть — это то, ради чего все затевалось.

Реальность других людей

Мы все сначала были маленькими детьми. Вернее, сначала мы были зиготами, потом младенцами, потом маленькими детьми. Но основная предпосылка одна: мы все начинали как эгоисты. Мы были глубоко, абсолютно и полностью эгоцентричны. Известныи? исследователь когнитивного развития Жан Пиаже одним из первых заметил, насколько глубоко эгоистичны и насколько должны быть эгоистичны маленькие дети. Он говорил, что это подходящии? для эгоизма возраст. Что мы взрослеем, когда обучаемся видеть вещи с точки зрения других людеи?. Учимся верить, что чувства других людеи? так же важны для них, как наши — для нас. Совершенно точно, что мы не рождаемся с этим, мы с трудом учимся этому в течение долгого времени. Как говорит Фрэнк Чимеро, возможно, этот процесс длится даже дольше, чем наша жизнь.

Джордж Элиот, писательница девятнадцатого века, которая в наши дни не слишком популярна, внесла огромныи? вклад в сокровищницу человеческои? мудрости, сказав, что культивирование эмпатии — это настоящии? и достои?ныи? человека труд и что лучшие из нас до сих пор работают с этим над собои?, несмотря на зрелыи? возраст. Потому что это дьявольски сложно. В каждом из нас до сих пор живет маленькии? ребенок, которому совершенно неинтересно, как чувствует себя кто-то другои?. Вы когда-нибудь пытались заставить малыша сделать что-то, чего он делать не хочет? Да. Это тяжело.

Так что, возможно, вы спрашиваете себя: какое отношение это имеет к вопросам искусства и счастья? Ответ: прямое. Если эмпатия — один из основных ресурсов глубокого человеческого счастья (в отличие, скажем, от того мимолетного ощущения счастья, которое дает пиво или шоколадка), искусство — это источник эмпатии.

Реальность самого себя

Как мозг воспринимает искусство и может ли созерцание произведений великих художников сделать нас счастливее?

© PxHere

Если в глубине души мы все — маленькие эгоистичные дети, нам не нужно беспокоиться о значении собственнои? реальности, правда? Но проблема в том, что мы всегда слишком эгоцентричны и никогда не наоборот. Верно? Ну да. За редким исключением.

У каждого из нас есть рептильныи? мозг — самая древняя, доисторическая часть человеческого мозга, — которая велит нам не заниматься ничем, кроме выживания. Помимо этого, каждыи? из нас имеет множество культурных ограничении?, о которых мы говорили ранее и которые неизбежно миллионом способов помещают нас в тесные рамки. Кроме того, в наше время все мы серьезно перегружены.

Мы все время чувствуем усталость. Ощущаем стресс. Что часов в сутках нам недостаточно, чтобы сделать то, что мы должны сделать за этот день. Нам никогда не хватает времени для друзеи? и семьи, не говоря уже о нас самих.

Искусство обладает силои?, способнои? освободить вас от мыслеи?, повторяющихся изо дня в день, — от колеса для хомячков, вращающегося у вас в голове. Оно способно сломать дурные привычки вашего ума, избавить вас от беспокои?ства и мелочности. Это третии? способ, которым искусство связывает вас с реальностью и делает вас счастливее, чем когда вы оторваны от нее. Оно позволяет вам стать лучше. Более счастливым, более полно чувствующим жизнь.

Высокопарное утверждение? О да. Но если есть такая тема, которая сначала вдохновляет на высокопарные суждения, а потом оказывается, что она и вправду их достои?на, то это искусство.

P.S. Книга «Как искусство может сделать вас счастливее» и другие новинки издательства МИФ вы можете приобрести на книжной выставке Non/fictio№, которая пройдёт с 29 ноября по 3 декабря в Центральном Доме художника.

По материалам книги «Как искусство может сделать вас счастливее».

Обложка: © PxHere.




Источник: monocler.ru

Комментарии: