Метафоричность бытия. О семантике, метафорах и культурных кодах.

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2018-04-14 09:42

Психология

Метафоричность бытия. О семантике, метафорах и культурных кодах.

"- Почему эти парни и тридцати минут не могут провести, не омыв руки?

- Омовение рук снимает сомнения и домысливание перед принятием решения - объяснила Лианна. - Обычно мозг воспринимает метафоры буквально.

- Чушь.

Её глаза расфокусировались на мгновение:

- Я только что отправила тебе ссылку. Конечно, реально изменение было бы более эффективным - скорее всего, рано или поздно они так и поступят, - но, думаю, им нравится помнить, откуда они пришли. Ты удивишься, насколько фольклор ценен для выживания, надо только внимательно изучить его корни"

Питер Уоттс "Эхопраксия"

Культура - набор кодов, которые предписывают человеку определённое поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие. Культура проявляет себя через символы, отсылающие нас к образам, как целостному восприятию действительности через органы чувств, и знаки, как способы групп людей участвовать в культурном общении.

Снизив градус когнитивной сложности, рассмотрим культуру через эволюцию. Ребёнок, изучая окружающий мир, познаёт его через образы, получаемые с помощью органов чувств, и преобразует эти образы в язык. Который и является символом. Увиденный образ человека, который о нём заботится, общается с ним и даже пахнет особенно - становится "мамой". Объекты, наблюдаемые в окружающем мире, интересные для взаимодействия, но недоступные для ребёнка, порождают в конкретной языковой системе аналоги глагола "дать". "Мама дай" - "мама" протягивает ребёнку объект, а он своим поведением объясняет, тот это объект или нет.

Символ возник в эволюции человека ожидаемо ("Происхождение языка" Светлана Бурлак - https://vk.com/wall-62262331_8161). Когда органы чувств начинают поставлять в мозг данные, ассоциативным нейронам, обеспечивающим связь между чувством и действием (по сути - нейронам "личностной прошивки"), приходится через частоту и интенсивно импульсов "создавать" модели воспринимаемого мира. Параллельно возникает точка восприятия - сознание - которая необходима мозгу для обратной связи, понимания - как относиться к данной ситуации, следует ли что-то менять или оставить всё как есть. Базовые стратегии всего живого- резистентность или толерантность. В мозге они реализуются через сознательную оценку (даже если сам "пилот" не до конца понимает, что происходит. Про теорию отсутствия "Я" Метцингера - https://vk.com/wall-149861205_162).

Поскольку человек био-социален, то вторая часть эпитета как раз вынуждает к коммуникации. Символ возникает тогда, когда необходима коммуникация, а поскольку состояниями мозга в момент переживания напрямую поделиться не удасться - возникает языковая система. Сравним два языка - с образами и без оных (базовый язык).

Базовый язык- мы кричим что есть мочи. "ААААА", отправленное в пространство, даёт понять кружающим, что, как минимум, у кого-то что-то не в порядке. Таково общение большинства животных. Чередование звуков для передачи общей картины, без детального описания (Вкратце об эволюции обучение: интуиция и алгоритмы - https://vk.com/wall-149861205_328)

Другой вариант: "ТУТ ОГРОМНЫЙ ЛЕВ, ПОМОГИТЕ" сразу даёт понятие и о причине возникновения коммуникации, и о необходимости взаимодействия с этой информацией. Простое "ААА" не даёт ничего, кроме рекоммендации избежать опасности для другого/помочь ему (если альтруист).

"Мама даёт Х", "Солнце скоро зайдёт", "Духи тьмы заполнили твою сущность" - использование знаков для воссоздания образов эволюционировало, язык развивался, позволяя разделять само сообщение и его смысл. Описание конкретного наблюдаемого факта в процессе эволюции постепенно покидало действительность, настоящее время. Язык стал использоваться для описания эмоций, которые человек испытывал в прошлом, и которые может испытытать в будущем. Из средства описания реальности он стал инструментом войны и мира в человеческих популяциях.

Для примера усовершенствования систем распознавания образов и перевода их в символы рассмотрим боль. Возникновение болевого раздражителя фиксируется рецепторами, передаётся в мозг, где распознаётся, что именно повреждено(палец, нога, живот), интенсивность боли (случайный удар об перекладину или следствие удара битой), характере боли (острая, тупая). Это информация, важная для выживания. Более поздняя оценка происходит сознательно, с определением качественной составляющей переживания - приятная боль или нет, следствие драки или болезни и т.п. Сравнение состояний "что было" и "что стало" позволяет сравнивать переживания и реагировать более тонко (например в случае склонности к садомазохизму - это боль, но вызванная специально ради приятных ощущений, зачем её избегать, если человеку это нравится?). За восприятие боли качественно отвечает передняя поясная кора, "детектор расхождений" реальности и предположений.

А что, если испытанную уже боль придётся наблюдать у другого человека? В эксперименте (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2636868/) после проведения мягкой электротерапии кончиков пальцев рук у добровольцев (в сканере МРТ была выявлена активация передней поясной коры), добровольцам давали взглянуть на людей, которые были им приятны/неприятны. Им также провели электротерапию, и добровольцы это наблюдали. Оказалось, что при наблюдении чужих страданий в мозге активировалась исключительно кора "расхождений". Люди сопереживали тем, кому симпатизировали. Передняя поясная кора стала воспринимать данные от зрительных рецепторов, не только от болевых ноцицепторов. Развитие этой самой передней поясной коры у людей настолько превосходит аналогичную иу тех же шимпанзе (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3885567/), что мы способны сочувствовать любым символам в культуре, подразумевающим боль. Картина "Последний день Помпеи" вызывает эмоциональный отклик, потому что мозг не делает разницы между символом и образом.

Схожее исследование - (Социальная боль - https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3273616/)

То, что мозг совмещает роль машины выживания и анализатора символов- опять же следствие необходимой адаптации к социальным коммуникациям, развитию мозга. Существует даже моральный цензор, вынуждающий человека при совершении морально неэтичных действий помыть руки (https://philpapers.org/rec/INBCAM). Более того, если после акта гигиены вам придётся выбирать снова- следовать моральным нормам или нет- вы скорее всего им не последуете, хотя немытые руки вполне способны помочь другому человеку.

Чередование символов и знаков, развитие искусства и культурный рост цивилизации привели к возникновению религии, идеологии (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/18832637 Чем больше социальная группа - тем выше вероятность создания бога в этой группе, олицетворяющего верховный моральный контроль). Религия и идеология - это набор таких же символов, цель которых заключается в изменении отношения к наблюдаемым явлениям через использование тех же понятных образов. Например, в детстве ребёнок, изучая адаптированный вариант Нового Завета, вполне способен испытать шок и боль, когда столкнётся с мученичеством. Социальная боль, вызванная эмпатией и переведенная в символ, который становится частью религии. И да, за эти группы символов, за восприятие мира в их контексте, люди могут убивать и умирать. Например, запрещенная в РФ организация ДАИШ активно использовала символизм для передачи информации (https://vk.com/wall-62262331_8031)

Причём, символьная составляющая текста может быть настолько древней (т.е. уже практически не используемой в культуре) что для понимания заключенной в послании информации её требуется распознать. Герменевтика, как раздел филологии, собственно этим и занимается

Практика заключается в анализе символического подтекста. Действия любой(!) организации людей подчиняются идеологии или религиозным взглядам. Вопрос лишь в том, как их распознать и выявить, а знание культурного кода позволяет внедриться и взять под контроль (например, А.Раевский в диссертации о социально-психологических аспектах терроризма в Японии исследовал как раз символы: "Японцы, нарциссы и террористы" - https://vk.com/wall-62262331_9671). Любое произведение имеет под собой культурную подоплеку, будь это любимый сериал, фильм, книга или игра. Например, самый популярный символ в мире - тема борьбы добра и зла, и его можно проследить в абсолютном большинстве фрагментов культуры, где есть протагонист, антагонист и пространство для их борьбы. Людям моральные терзания знакомы, поэтому всё это распознаётся на ура. Только не озвучивается, потому что, как уже упомянуто выше - мозг не распознаёт разницу между символами и образами.

Другой момент - метафоричность в общении. Старое доброе "дай человеку кружку с горячим шоколадом - и он начнёт воспринимать тебя теплым, как эта кружка" достаточно часто используется в допросах ("чизбургер с колой"), установлении коммуникаций ("выпьем кофе"), использованиии стратагем ("Позволяй, наблюдай, используй" - https://vk.com/wall-62262331_9276; Мысли о китайских техниках манипуляций - https://vk.com/wall-62262331_6187) в качестве шаблонов для реагирования. В тех же стратагемах не говорят прямо, как поступать, но обращаются к культуре, чтобы вызванные в памяти образы позволили распознать подходящий для знакомых критериев шаблон. Маркетинг - вообще вотчина манипулирования через символы

Как создать собственный символ? Это уже вопрос мифологизации.

Дополнительно: статья о символах статуса в мире - https://www.santaferelo.com/news-and-blog/Status-Symbols-Around-the-World

Работа в пространстве современной мифологии.

Небольшое эссе с большим количеством ссылок на наши технологии, которые используем. https://vk.com/wall-62262331_7139

Фантастика как пространство для рассуждений на тему эволюции у Джона Кэмпблела и Питера Уоттса - https://vk.com/wall-62262331_3474

Иллюстрация - Роб Гонсалвес


Источник: vk.com

Комментарии: