Л. А. Пасечник (Украина, Харьков)- физик, молекулярный биолог, владелец питомника (такс) и автор многих статей

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Л. А. Пасечник (Украина, Харьков)- физик, молекулярный биолог, владелец питомника (такс) и автор многих статей:

- о генетике и генетических мутациях;

О бойцах.

Увертюра.

У любого биологического вида есть ряд базовых инстинктов и поведенческих реакций, необходимых для выживания как конкретного животного, так и всего вида в целом. Важное место среди всех врожденных программ поведения занимают социальное, коммуникативное и ритуальное поведение, обеспечивающих самосохранение, продолжение рода, взаимопонимание с другими представителями своего вида.

Всякая собака должна понимать намерения других собак – угрожают ли ей или ее боятся, приглашают ли поиграть или просят отстать и т.д.. Собаки должны соблюдать определенные табу – кобелям нельзя нападать на сук, взрослым собакам на щенков (Исключение: щенная сука может убить чужих щенков. Если у кого-то в питомнике случалось такое, то не нужно считать собаку больной на всю голову. Как ни трагична ситуация, но для псовых считается нормой и кооперация при выращивании пометов, и устранение конкурентов своих щенков в борьбе за ресурсы для выживания.). В собачьих драках тоже нет ничего аномального, а самцовая агрессия и вовсе важнейшая видосохраняющая форма поведения (см. «Агрессия» Лоренца). Но есть очень важное уточнение – собачьи драки должны проходить без особой агрессивности и носить чисто ритуальный характер. Их цель не убить и искалечить противника, а выяснить иерархическое положение. Если противник заранее демонстрирует подчинение и нежелание вступать в драку, то поединок не возможен. Как только во время поединка противник сдается, то бой должен прекратиться.

Все эти модели поведения присутствуют в организме не в виде бесплотных духов или наказов свыше, они имеют вполне физическое вместилище – конкретные участки головного мозга, конкретные группы нейронов, начиненные конкретными белками. Формулы последних зашифрованы в геноме и передаются по наследству из поколения в поколение. На развитие мозга гены влияют лишь частично. Важна так же и обучающая среда, но все же наследственный фактор тоже присутствует.

А раз мы имеем дело с генами, то мутации нам обеспечены. Генетические мутации приводят не только к рождению щенков с волчьей пастью, пороками сердца или вообще с двумя головами, но и с аномалиями развития нейронных структур мозга или мутациями в важных нейробелках. Это происходит во всех породах. Всегда есть определенный процент собак с теми или иными нарушениями социального поведения. Некоторые отклонения от нормы даже не замечаются породниками, не выбраковываются порочные особи, а порой и считаются полезными и правильными - «патамушта нам нравицца, а кому не нравицца не заводите себе эту породу».

Алгоритм оценки поведения животных по гениальному просто сформулировал Николас Тинберген – Нобелевский лауреат как раз за исследования социального поведения животных. Это так называемые

Четыре вопроса Тинбергена

Согласно его определению, анализ поведенческого акта только тогда можно считать полноценным, если исследователь пытается определить:

1 приспособительную функцию: как поведенческий акт влияет на способность животного выживать и оставлять потомство?

2 причину: какие воздействия запускают поведенческий акт?

3 развитие в онтогенезе: как поведение меняется с годами, в течение индивидуального развития (онтогенеза), и какой предыдущий опыт необходим для проявления поведения?

4 эволюционное развитие: каковы различия и сходства похожих поведенческих актов у родственных видов, и как эти поведенческие акты могли возникнуть и развиваться в процессе филогенеза?

Действие 1.

Человек – самое жестокое и агрессивное животное на земле. И вот когда-то не лучшим представителям человеческого рода показалось, что как-то очень уж нерешительно дерутся собаки между собой и будет гораздо веселее, если они поубивают друг друга нафик. Для того, чтобы бой вышел за границы рыцарского ритуала, нужно всего лишь отобрать собак с «дыркой» в нужном месте мозга и закрепить этот признак селекцией. Проблем с отбором таких особей нет, т.к. я уже выше говорила – они рождаются время от времени в разных породах. Но одного лишь аномального поведения маловато будет. Ну выставите двух безбашенных пекинесов на бой и что? Их дыхалки и выносливости хватит на 5-10 мин., а с такими зубами и челюстями не то что убить, укусить как следует невозможно. Поэтому создали собаку физически сильную, выносливую, подвижную, с мощными челюстями, т.е. идеальную машину для убийства. А для того, чтобы эти собаки дрались так, как они дерутся у них должны быть следующие отклонения от нормального поведения:

1 Сниженный инстинкт самосохранения. Даже получив серьезные травмы, бойцовая собака должна продолжать бой.

2 Отсутствие фазы демонстрации силы и выяснения у противника – желает ли тот драться.

3 Непонимание поз и мимики других собак. Даже если собака демонстрирует страх, подчинение это не останавливает бойца и не препятствует нападению.

4 Добивание уже не сопротивляющегося противника и даже издающего характерные звуки – визг, вопль, которые должны останавливать агрессию.

5 Драка ведется с излишней агрессивностью, без ограничительных комплексов.

Такой стиль поведения очень схож с поведением лабораторных животных, которым с помощью электрода стимулируют определенные участки гипоталамуса, после чего подопытное животное совершенно спокойно, без излишних демонстраций, просто идет и убивает другое животное, к которому до того относилось дружелюбно.

И, к сожалению, это еще не все отклонения. У бойцовых собак также наблюдается агрессивное отношение кобелей к сукам (есть даже такие, кобели, что пытаются грызть суку стоя с ней в замке), нападение на щенков. И на людей. Хотя владельцы бойцовых собак очень любят рассказывать, как велся отбор собак не агрессивных к людям, как владельцы собак моют соперников перед боем – это все рассчитано на неграмотных лопухов. Отбирать то можно, отобрать нельзя. Так чтобы раз и навеки в одной породе вдруг оказались собаки совсем не агрессивные к людям невозможно даже для самой доброжелательной породы с более долгой историей, а уж чтобы у таких агрессоров удалось добиться полной и окончательной победы гуманизма - это бессовестное вранье.

И неграмотное. Переключение агрессии на другой объект – это обычное явление.

Не нужно только воспринимать представленную информацию так, что весь букет перечисленных аномалий поведения присутствует абсолютно у каждой бойцовой собаки. Нет, у каждой свой набор – у кого по минимуму, у кого по максимуму. Нейроны это не что-то типа кабеля идущего от точки А к точке В, это сложнейшие ветвящиеся, взаимосвязанные сети, поэтому нельзя отключить только нужные нам нейроны, чтобы никак не повлиять на остальные. Когда мы что-то намеренно повреждаем в мозгу, то масштабы поражений будут всегда причудливы и индивидуальны. Выход есть только один – не хрен лезть туда, где не ничего не понимаете и не можете контролировать.

Действие 2.

Со временем человечество стало если не цивилизованным, то хотя бы научилось притворятся таковым и бои собак были признаны зрелищем жестоким, негуманным, неприродным для вида, не несущим никакой пользы, а только вред, и людям, и собакам. В большинстве стран бои собак запрещены соответствующими законами и осуждаются обществом. Порода в таких условиях оказывается под угрозой исчезновения, а терять собак с такими уникальными физическими данными не хотелось многим любителям. Поэтому решили на базе этих собак создать новую породу – АСТ, экстерьер тот же, только слегка отшлифован, но поведение должно быть типичным для вида. И опять не составило большого труда найти среди бойцовых собак особей с нормальными мозгами, потому как не бывает пород с высокой степенью однородности поведения, а, кроме того – природа всегда активно сопротивляется человеческой глупости и где есть возможность исправить огрехи в разведении, исправляет.

Можно было бы посчитать, что тут сказка обрела свой счастливый конец, вроде как нашлись ответственные и добросовестные люди, которые приведут породу в норму. Ан нет! Не смотря на запреты, бои собак все равно проводятся и питов разводят по сей день. Так как генетически и фенотипически часть питов мало отличаются от АСТ, то есть постоянный приток кровей от первых ко вторым, через нулевки и подставные вязки. Но это еще не все. Среди владельцев АСТ с родословными FCI также есть те, кто выставляет своих собак на бои и разведение ведет специально с учетом бойцовых качеств. И это вопреки юридическим законам и стандарту породы.

Получается как в басне о лебеде, раке и щуке, если каждый тянет в свою сторону, то не сильно продвинешься в нужном направлении. А тут еще одна серьезная проблема – те самые добросовестные заводчики «не все одинаково полезны». Лишь небольшая часть заводчиков знает и понимает, что для того чтобы избавиться от каких-то качеств в породе, а какие-то приобрести, нужно долго и настойчиво работать и грамотно вести селекцию.

В то время, как некоторые владельцы уверенны, что достаточно пункта в стандарте о доброжелательности породы, чтобы успокоиться самим и заткнуть рты всем недовольным. Сначала я думала, что придуриваются. Но после бесед с хасководами теперь уже сомневаюсь – а что как и вправду есть люди, верящие, что можно палец о палец не ударить, достаточно написать пару слов на бумажке с логотипом FCI, чтобы все собаки чудесным образом обрели требуемое? Тогда остается только удивляться недальновидности, что же так помелочились, нужно было сразу вписывать: умеют летать, варить борщ и сочинять стихи. Вот это была бы порода так порода!!!

И еще одно чудовищное заблуждение – вера что воспитанием и дрессировкой от собаки можно добиться абсолютно всего чего пожелаешь и слепить любой желаемый характер и тип поведения. Тут нельзя так уж сильно обвинять всех, кто поддался агрессивной и безграмотной пропаганде во множестве книг по воспитанию и дрессировке собак и поверил утверждениям некоторых профессиональных дрессировщиков. Воспитание и дрессировка, безусловно нужны, но надо четко понимать где в поведении собаки врожденное, а где приобретенное, где можно что-то изменить воспитанием, а где просто нет нейрофизиологической базы для таких изменений.

Что имеем в итоге – человек заводит себе стаффа и этот пес оказывается с нормальными мозгами. Далее собаку воспитывают, дрессируют и получают совершенно нормальное, адекватное социализированное животное, не имеющее никаких проблем в общении с другими собаками. Все замечательно, но только если бы еще владелец понимал почему все так хорошо и просто. А то ведь некоторые начинают думают, что все рассказы о нападениях питостафов на людей и других собак это просто выдумки газетчиков, массовое помешательство, вранье и истерия, сами себя кусают, лишь бы создать антипиар ни в чем не повинной породе. Если же их припирают к стене доказательствами: вот собака, вот жертва, вот свидетели, то тут сразу же все переводят на дрессировку, мол, смотрите, я свою воспитал как следует и у меня золото, а не собака. У некоторых на этой почве и вовсе крыша едет и это уже звучит – Я ВОСПИТАЛ! Все заслуги приписываются себе любимому, величайшему кинологу всех времен и народов. Человек искренне верит, что сотворил кинологический подвиг и только благодаря его мудрому руководству «собака-убийца» превратилась в невинного ягненка. Ну а дальше все зависит от степени мании величия, если зашкаливает, то такой новоявленный спец задолбает всех по полной программе своими понтами.

С нормальными собаками все понятно, но ведь в поголовье есть некоторый процент особей с хорошо выраженными бойцовыми качествами. О тех, кто поощряет это в своих собаках, я писать не собираюсь – с ними все понятно и разбираться должны правоохранительные органы.

Но ведь такие собаки достаются и нормальным владельцам. Можно ли перевоспитать такое чудовище? Нельзя. Но можно установить контроль над собакой и сделать маловероятным проявление агрессивного поведения.

Действие 3.

Среди множества врожденных форм поведения у собак есть одно очень полезное качество – подчинение доминанте (вожаку, хозяину). Сигнал, полученный от вожака, всегда имеет статус особо важного, подлежащего немедленному исполнению. Реализуется это поведение опять-таки благодаря определенному участку головного мозга. Вспомните учение Павлова, процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга, так вот когда возникает сильный очаг возбуждения, то он тормозит другие участки коры.

У собак есть ряд пород, называемых служебными, у которых очень хорошо развита данная часть мозга. Особенно можно выделить две породы – бордер колли и НО. Команда от хозяина вызывает такое сильное возбуждение, что все прочие очаги, порой даже связанные с важными инстинктами, очень сильно подавляются. Описывают случаи, когда собаки настолько подчиняются приказам, что могут умереть с голоду над миской с едой, если хозяин запретит есть. Кого-то восхищает такое послушание, но это конечно перебор.

Служебники такие послушные, потому как получают огромное удовольствие от выполнения команд, а раз есть удовольствие, то обучение проходит очень быстро. Многие собачники ошибочно считают это признаком великого ума и необыкновенного интеллекта, но не нужно даже обращаться к специальной литературе, достаточно обычного толкового словаря, чтобы уяснить разницу между умом и послушанием. Представители так называемых независимых пород могут понять чего хочет от них хозяин даже быстрее служебника, вот только выполнять не желают, так у них мозг устроен по-другому и никакого кайфа от подчинения они не испытывают. Есть породы, для которых и вовсе противопоказано сильное развитие этого участка мозга. Если борзая во время угонки будет отвлекаться на какие-либо раздражители, то она уже не будет борзой. Она должна видеть только зайца, а весь мир пусть пока подождет. Так что нужно различать - в каких породах независимость связана с функциональным предназначением, а в каких просто недоработка заводчиков. Не следует ко всем породам подходить с одной меркой и требовать одинаковой степени подконтрольности. Это то самое качество собак, в котором не может быть единого мнения и предпочтения, каждый имеет право выбирать тот характер, который ему ближе.

Но вернемся к стаффам. Если собаке с дырой в социальных нейронах достанется хорошо развитая зона подчинения, то при соответствующем воспитании и дрессировке, собака будет тормозить и не нападать ни на кого из-за нежелания нарушать запреты хозяина. Пес может прожить всю жизнь ни разу не сорвавшись, но считать его абсолютно безопасным нельзя. Если вдруг раздражитель окажется слишком уж силен, если владельца в какой-то момент не окажется рядом или просто что-то коротнет в мозгах ( а такое бывает), то собака может сорваться. Потом все будут ахать и говорить: как же так, да он всегда был такой ласковый и послушный, это что-то непонятное и т.д. и т.п.

И такой скрытый агрессор, к сожалению, тоже может идти в разведение и передавать детям своих тараканов. А если у его ребенка окажется меньшая склонность к подчинению и даже слабый раздражитель окажется сильнее, чем реакция на приказы хозяина, то получим невменяемого опасного агрессора.

Финал.

Если в породе есть действительно ответственные заводчики, то нужно не только самим тихо и упорно гнуть свою линию, но и не бояться называть вещи своими именами и быть непримиримыми к тем, кто действует вопреки стандартам и законам.

Если не нравится, что порода постепенно притесняется по всему миру и подпадает под запрет, то не думать, что воплями и скандалами со всеми обидчиками породы вы чего-то добьетесь. Нужны реальные меры, которые дадут видимые результаты. Статистика пока не на вашей стороне. У нас народ долго терпит и раскачивается, но однажды терпение таки лопнет и под запрет подпадут все и правые и виноватые.

Комментарии: