Компетенции 2025: курс на экономику знаний

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2018-04-10 10:15

Трансгуманизм

Прошлый мой пост про компетенции 2020 обрел второе дыхание (всплеск просмотров), а я получила новые запросы на проведение мероприятий по этой теме. Неудивительно, что людей волнует вопрос «какими компетенции надо обладать или стоить получить, чтобы не лишиться работы?». Он касается не только нас самих, но и наших детей.

Сценаристы сериалов «Черное зеркало», «Люди», «Мир дикого запада», фильмов «Суррогаты». «Особое мнение» уже рисуют мир будущего. Но в этот процесс вовлечены и серьезные игроки на уровне бизнеса, государства, системы образования. Главная цель этого упражнения – понимание тех действий, которые нужно предпринять сегодня, чтобы выжить и достигать успеха в будущем.

Экономика знаний и богатство нации

Отчет BCG «От кадров к талантам» я прочитала на одном дыхании, и он вызвал у меня очень сильные эмоции. В нем не только показаны место и текущий статус России в мировой экономике, но и даны прогнозы. К сожалению, они не утешительны: для их реализации нужны столь серьезные изменения, которые просто невозможно представить. От институциональных до ментальных: от изменения системы образования до изменения приоритетов и установок людей, которым 17 лет говорят о стабильности и которые предъявляют такую тягу к ней, что ни о каком развитии речь не идет (лишь 2% населения позитивно относятся к развитию). Добавлю, уже более 10 лет в ежегодных исследованиях Universum о предпочтениях студентов и профессионалов первым приоритетом остается стабильность.

В отчете BCG мне особенно запомнился анализ экономики разных стран с точки зрения типов занятости. Основан он на подходе Йенса Расмуссена к классификации задач, которые решает человек в своей работе. Оказалось, что самые богатые и успешные страны уже давно переориентировались на экономику знаний, и в структуре их занятости от 22 до 45% работников выполняют задачи категории «Знание» (для сравнения в России эта цифра составляет 17%).

Подход Йенса Расмуссена к классификации задач

Для сравнительного анализа структуры рынков труда разных стран всех занятых в экономике можно условно разделить на три категории – «Умение», «Правило» и «Знание» согласно подходу Й. Расмуссена к классификации задач:

  • Категория «Умение»: более 50% задач – это повторяющиеся типовые задачи, преимущественно физический труд. Подготовка не требуется или осуществляется в рамках короткого цикла обучения. Например: уборщики, продавцы, водители, грузчики, охранники.
  • Категория «Правило»: более 50% задач – это техническая, рутинная работа. Принятие решений происходит в рамках предписанных правил и инструкций. Требуется специализированная, прикладная подготовка. Например: слесари, бухгалтеры, медсестры, офисные администраторы.
  • Категория «Знание»: более 50% задач подразумевают аналитическую работу, импровизацию, творчество, работу в условиях неопределенности. Имеется высокая автономность при принятии решений. Требуются высокий уровень образования, длительный цикл подготовки, широкий кругозор. Например: преподаватели, врачи, ученые, высококвалифицированные инженеры, руководители.

Один из важных выводов этого анализа в том, что богатство страны напрямую зависит от структуры занятости. Чем больше людей интеллектуального труда, создающие прибавочную стоимость не руками, а мозгами, тем выше уровень жизни в стране и лучше ее перспективы. А чтобы быть в числе этих самых сотрудников категории «Знание», необходимо обладать не только определенными знаниями, но и компетенциями.

Компетенции 2025

Этот набор компетенций значительно шире и глубже, чем основные компетенции 2020. Мир не стоит на месте, требования растут, а понимание того, что потребуется человеку для успеха, становится более ясным. Этот перечень компетенций был сформирован в рамках вышеуказанного доклада экспертами разных уважаемых компаний, таких как BCG, Сбербанк, RosExpert|Korn Ferry, Global Educational Future, Wordskills Russia, НИУ-ВШЭ и Сбербанка.

Ниже предлагаю список с некоторыми комментариями от себя. Все навыки были разделены на три группы: когнитивные, социально-поведенческие и цифровые. Начну с последних (их меньше всего).

Цифровые навыки

Разделены на две группы: создание систем и управление информацией.

В «Создание систем» входят навыки программирования, разработки приложений, проектирования производственных систем.  Нужны ли будут эти навыки всем сотрудникам категории «Знание» пока не очевидно, но на базовом уровне – вероятно. По крайней мере один из директоров учебного центра крупной компании признался, что осваивает программирование, чтобы самому дорабатывать IT-систему компании под свои нужды и не ждать, пока у штатных программистов дойдут до этого руки. А ряд знакомых HR-директоров активно осваивают создание чат-ботов своими руками.

В «Управление информацией» включен навык обработки и анализа данных. Смею предположить, что в данном случае речь идет об использовании разных систем для работы с данными (в частности об умении сформировать запросы под обработку больших данных с пониманием специфики и особенности тех систем, в которых это происходит). Данные называют «нефтью 21 века» и умение работать с ними точно будет ценным. 

Социально-поведенческие компетенции

Эта группа наиболее понятна и очевидна, она разделена на 3 подгруппы.

Компетенции подгруппы «Коммуникации» включают в себя презентационные, письменные, переговорные и открытость. Вопросов это особенно не вызывает, кроме последнего, т.к. в моем понимании это скорее не компетенция, а некая внутренняя ценность, модель поведения, который человек придерживается в работе и жизни. В условиях быстрых изменений важно не скрывать информацию (а сейчас приоритет и первенство в получении информации – один из факторов успеха в корпоративных играх), а активно делиться ею (как это происходит в компаниях с определенной культурой, которые на порядок более инновационны и способны развиваться быстрее).

К подгруппе «Межличностные навыки» отнесены:

  • Работа в команде
  • Этичность (для меня лично это скорее не компетенция, а набор определенных установок и ценностей человека)
  • Эмпатия
  • Клиентоориентированность
  • Управление стрессом
  • Адекватное восприятие критики

Прекрасные навыки, действительно нужные в мире настоящего и будущего. Хотя тема управления стрессом в наиболее прогрессивных компаниях уже заменена на управление благополучием и повышение осознанности.

В подгруппу «Межкультурное взаимодействие» вошли:

  • Осознанность (как раз ее развитие сегодня является противоядием от «стресса», упомянутого ранее. Читайте о ней подробнее в книге Майкла Часколсона «Живи осознанно, работай продуктивно»)
  • Социальная ответственность (мне лично трудно это отнести к компетенциям, это для меня также вопрос личной позиции, ценностей и их проявления в действиях, решениях, поступках)
  • Кроссфункциональное и кроссдисциплинарное взаимодействие (без этого сложно строить работу в команде. Для больших компаний главный вызов –разрушить «силосные», функциональные башни и объединить людей из разных подразделений для достижения общей цели).
  • Иностранные языки и культура (тут вопрос о том, как быстро гугл переводчик сможет заменить нам знание языка, и будет ли это также востребовано в будущем. Сейчас да, это обязательно. А вот знание особенностей культуры и умение уважать их – важно, и перекликается с такими вещами как эмпатия и этичность)

Когнитивные навыки

Это самая большая группа, разделенная на 6 блоков.

Саморазвитие:

  • Самосознание
  • Обучаемость
  • Восприятие критики и обратная связь
  • Любознательность

Видимо тема критики так наболела у экспертов, что была упомянута дважды. Но вообще умение давать и принимать обратную связь (любую) – это основа для развития, обучаемости. А вот самосознание – один из важных факторов осознанности и тесно с ней связан.

Организованность:

  • Организация своей деятельности
  • Управление ресурсами

Без этих навыков сложно достигать продуктивности в работе, а это один из наиболее важных факторов успеха (и сейчас и в будущем, когда нам придется соревноваться не только с людьми, но и с роботами за рабочие места)

Управленческие навыки:

  • Приоритезация
  • Постановка задач
  • Формирование команд
  • Развитие других
  • Мотивирование других
  • Делегирование

Эта группа нужна будет тем, кто стоит управленческую карьеру. Но поскольку мир идет в agile и проектную деятельность, то практически любой сотрудник должен будет их иметь, если хочет решать интересные задачи. Развитие через проекты – это уже настоящее, а в будущем этот подход может усилиться.

Достижение результатов:

  • Ответственность, принятие риска
  • Настойчивость в достижении цели
  • Инициативность

Здесь тоже все довольно очевидно. Сотрудники без таких качеств будут в первую очередь заменяться на роботов и искусственный интеллект, если содержание работы будет это позволять.

Решение нестандартных задач

  • Креативность, в том числе умение видеть возможности
  • Критическое мышление

Это как раз то, что поможет нам победить в борьбе за место робота. Это ценные навыки и над их развитием точно стоит поработать.

И, наконец, адаптивность, куда авторы доклада отнесли умение работать в условиях неопределенности.  На этих навыках основана скорость принятия решений, без которой действительно сложно выжить в мире будущего.

В заключение хочу добавить, что многие из вышеперечисленных компетенций будущего сегодня востребованы во многих компаниях (за исключением, пожалуй, цифровых навыков). Главное же, на мой взгляд, заключается в способности развивать то, что присуще человеку, отличает его от робота, дает ему преимущества по сравнению с алгоритмами и искусственным интеллектом и позволяет при этом жить полноценной жизнью.

Татьяна Ананьева


Источник: hr-portal.ru

Комментарии: