Философия культуры: что читать по истории культурологии, антропологии и современной культуре |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2018-04-10 19:05 Философия культуры: что читать по истории культурологии, антропологии и современной культуре Уверенность 1990-х в том, что рождается новая гуманитарная наука культурология, теперь выглядит утопией. Перед нами сейчас нечто вроде кластера авторских концепций и междисциплинарных методов исследования культуры. Поэтому рекомендованные ниже книги представляют не культурологию in toto, а, скорее, ответы на вопросы «О чем идет речь?» и «Как это делается?». Рекомендует философ Александр Доброхотов: 1. Питер Бёрк. «Что такое культуральная история?» (2015) Кембриджский профессор Питер Бёрк лаконично и просто дает очерк истории культурологии и картину современного состояния ее разнообразных направлений. Это лучшее введение в тему из известных мне. Собственно, речь идет не только об истории культуры, а о всех типах изучения культуры как целостности. Термин «культуральное», хорошо укорененный в английском языке, не совсем привычен для нас, но он удобен для обозначения всей тематики культуры в гуманитарном знании. В этом случае «культурологическое» можно оставить для обозначения более узкой области — специально институированной науки. Большая часть книги посвящена новым парадигмам культуралистики. Привлекательна авторская манера давать ясные и неагрессивные характеристики различных подходов и учений. Если вспомнить об идеологической ангажированности многих сегодняшних культуральных доктрин, эта объективность и ненавязчивость делает книгу Бёрка особо весомой. Вполне логично, что к истории культурологии автор применяет культуральный подход: каждое учение получает свой культурный контекст, историю появления и среду, в которой прочерчены взаимодействия и конфликты с контрагентами. Автор пытается даже заглянуть в будущее культуральных знаний, не исключая, что впереди может быть и период своего рода «усталости от культуры». Завершающий книгу хронологический список значимых публикаций по культуральной истории за 1860–2007 годы дает картину достижений в этой области — картину, естественно, субъективную, но весьма ценную, ведь «субъект» и сам уже классик культуральной истории. 2. Терри Иглтон. «Идея культуры» (2012) Терри Иглтон более известен как литературовед и эстетик. В этой книге он выступает как теоретик культуры, хотя литература остается основным фондом его примеров и отсылок. В отличие от книги Бёрка, его работу не назовешь беспристрастной, она «партийна», поскольку написана с неомарксистских позиций. Но зато эта книга темпераментна и провокативна, хотя иногда ее стиль становится слишком уж фельетонным. Как ни оценивай неомарксистские установки, взгляд на культуру как на исторически обобщенный формат способов производства полезен для понимания культурной динамики в ее не всегда мирных коллизиях. Так, в главе «Культурные войны» можно познакомиться с основными оппонентами в сегодняшних спорах о культуре и ее социальных функциях, но, что особенно полезно, узнать о логике возникновения и строения самих конфликтов. От автора особенно достается сторонникам размещения Высокой Культуры над схваткой: он не считает, что культура и в самом деле может спасти человечество, но зато она (в форме культур-критики) помогает разоблачить претензии тех или иных институтов общества на безусловную авторитетность. Иглтон охотнее говорит о культурной политике, а не о культуре вообще. С его точки зрения, высветить культурную политику — значит понять власть (необязательно политическую) как исторический продукт конкретной культуры и, следовательно, понять, на каких основаниях мы можем говорить ей «да» или «нет». Есть в книге и вполне «объективный» раздел — первая глава, в которой дается информативная история концепта «культура» в его соотношении с понятием «природа». 3. Герман Люббе. «В ногу со временем. Сокращенное пребывание в настоящем» (2016) В книге Германа Люббе, выдающегося представителя мюнстерской школы Риттера, всесторонне рассматривается удивительный парадокс современной культуры с ее нарастающими скоростями обновления и сжимающимся, как шагреневая кожа, временем «настоящего», которое уступает место разным формам «прошедшего». Люббе пытается понять временное («темпоральное») устройство современной культуры, пристально изучая ее социальные и ментальные институты. В поле авторского внимания находятся библиотеки, архитектура, кладбища, художественный авангард, архивы, досуг, техника, деньги… Автор ищет способы спасения времени нашей жизни и личностного труда на пути защиты среды межчеловеческих коммуникаций, нуждающейся в радикальной реорганизации — и материальной, и социальной. Книга хороша также тем, что сравнительно узкая тема позволяет читателю освоиться в весьма широких горизонтах культурных процессов современности. Для тех, кому интересны современные споры вокруг «коммуникативной теории», книга Люббе будет возможностью познакомиться с точкой зрения, альтернативной позициям Апеля и Хабермаса, достаточно хорошо известным и воспроизводимым у нас, но далеко не единственным в этом полемическом пространстве. Самостоятельную ценность имеет вводный текст В. Куренного и М. Румянцевой, который позволяет сориентироваться в современной немецкой философии культуры. 4. Клейн Л.С. «История антропологических учений» (2014) Книгу нашего выдающегося историка Л.С. Клейна стоит включить в этот список не только из-за ее несомненных достоинств, но и потому, что заглавие может помешать кому-то заглянуть в содержание и увидеть, что речь в этой работе идет также об истории культурологии. Автор понимает антропологию достаточно широко, включая в поле ее предметности тематизацию бытия человека в культуре и истории. То, что матрицей повествования является все же культурная и этнографическая антропология, повышает валентность книги, ведь отделить историю культурологии от близкой ей антропологии не всегда просто. Книга обширна, фундаментальна и по всем научным критериям добротна. При этом автор не отказывается в пользу объективизма от права на личную точку зрения и острые субъективные характеристики. Да и герои его «Истории» тоже, как правило, портретируются, что очень обогащает историю собственно идей. (postnauka.ru) Рекомендует : 5. Александр Черноглазов. «Приглашение к реальному. Культурологические этюды» (2018) Эссе, включенные в сборник Александра Черноглазова, переводчика трудов Жака Лакана, объединены задачей показать, как идеи и понятийный аппарат крупнейшего французского психоаналитика работают в области культурологического осмысления произведений художественной литературы, агиографии, светской и религиозной живописи, скульптуры, иконописи. 6. Йохан Хейзинга. «Тени завтрашнего дня. Человек и культура. Затемненный мир» (сборник) (2010) Книга включает социокультурные работы выдающегося нидерландского историка Йохана Хёйзинги (1872-1945). В эссе «Тени завтрашнего дня» исследуются причины и возможные следствия духовного обнищания европейской цивилизации в преддверии надвигающейся катастрофы — Второй мировой войны. Статья «Человек и культура» обосновывает нерасторжимое единство этих понятий. В эссе «Затемненный мир» содержится краткий историко-культурный анализ событий многовековой жизни Европы, и на его основе высказывается прогноз о возрождении культуры в послевоенный период. Произведения Й. Хёйзинги отличают глубина и высокий гуманизм, они провозглашают и отстаивают неизменную ценность духовной свободы. Книга предназначена как специалистам — историкам, философам, культурологам, — так и широкому кругу интеллигентных читателей. 7. А. Н. Ильин. «Субъект в массовой культуре современного общества потребления (на материале китч-культуры)» (2010) Исследование субъекта, проведенное в настоящей работе, условно можно разделить на три части. Первая часть вовлекает читателя в историю философии с целью изучить динамику становления идей о субъекте в процессе исторической смены научных традиций. Вторая часть представляет собой анализ широкого поля определений субъекта и субъектности, на основе которого фиксируется антропологическая сущность субъекта и его основные атрибутивные характеристики. В третьей дается краткое описание трех форм понимания субъекта – противопоставление, предикат, статика, — из которых только последняя отражает антропологическое содержание субъекта. Массовая культура в монографии представлена не в виде гомогенного образования, а как иерархическая система, состоящая из трех уровней, каждый из которых отличается определенным характером влияния на субъект. Рассматривая китч как низший уровень массовой культуры, автор подробно раскрывает его суть, обращаясь ко многим феноменам современной потребительской культуры — мода, реклама, мифологичность масс-медиа и т.д. Монография адресуется философам, психологам, культурологам и всем, кто интересуется проблематикой субъекта, массовой культуры и общества потребления. 8. Михаил Ямпольский. «О близком (Очерки немиметического зрения)» (2001) В книге теоретика искусства и культуры Михаила Ямпольского изучаются деформации и трансформации визуальности в культуре XIX—XX веков. Внимание этой эпохи постоянно обращено к аномальным зрительным ситуациям, когда нарушается дистанция между наблюдающим и объектом наблюдения и начинает действовать «близкое» зрение, вплотную «налипающее» на глаза зрителя. Так бывает при воспроизведении микроскопических процессов, при объемном восприятии плоских фигур, при отделении цвета от контура, при зеркальном удвоении субъекта, при словесном воссоздании телесных соприкосновений. Все это не просто явления физиологии, но и факты культуры, и автор книги рассматривает их на широком философском и художественном материале — через теории Канта и Гуссерля, рисунки С. Эйзенштейна, кинофильмы А. Сокурова, книги Эдгара По, Пруста и Набокова, стихи А. Драгомощенко. Предназначается специалистам по искусствоведению и теории культуры, а также более широкой публике, интересующейся этими вопросами. 9. Ролан Барт. «Система моды. Статьи по семиотике культуры» (2003) Система моды — это знаково-семиотическая, логически выстроенная структура одного из наиболее ярких феноменов современного общества потребления, оказывающего очевидное влияние на осуществление выбора и решение проблемы вещных предпочтений. Как терминологическое выражение «система моды» представлена в книге философа и семиотика Ролана Барта — именно она стала началом его структуралистского периода творчества. Мода в данном контексте предстает в статусе знаковой системы, или системы сигналов, кодов, символов, качественным образом иллюстрирующих характерные особенности общества второй половины XX в., то есть общества начала процессов культурной глобализации, гаджетизации, технократии и, безусловно, потребления. Система моды обладает эвфемическим качеством, поскольку становится основой получения человеком приятных, позитивных эмоций от созерцания красивой вещи, особенностей ткани одежды, ее цвета и формы. В результате мы получаем код, на котором строится система: благодаря ему человек ощущает в мире и в собственных эмоциях успокоительную упорядоченность, соответствие понятному алгоритму любого выбора. Мода становится знаково-ценностной и знаково-потенциальной системой: прежде всего одежда обретает статус коннотации, входя в пространство масс-медиа и переводя зрительные образы на язык словесных символов и социальных установок. Лекции по культурологии (27 лекций): https://vk.com/wall-52526415_30441 Материал подготовлен сообществом Источник: vk.com Комментарии: |
|