FAQ: Неконтролируемый стресс

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2018-04-08 18:00

Психология

Нас очень часто уверяют, что со стрессом нужно учиться совладать. Стресс — это реакция, направленная на приспособление нашего организма к каким-то изменениям в среде. Он возникает тогда, когда эти изменения непривычны для нас, когда у нашего организма нет готовой программы действия, когда мы сталкиваемся с чем-то совершенно новым. В такие моменты, когда на нас действуют какие-то физические или психологические факторы, впервые возникающие в нашей жизни, появляется стрессорная реакция.

1. Неконтролируемое стрессорное воздействие

Очень часто стресс сопровождается массой положительных эмоций. За этим мы ходим в театр, для этого мы катаемся с американских горок. Стресс добавляет в нашу жизнь эйфории. Однако он оказывает разрушительное воздействие на наш организм, когда становится неконтролируемым. Причем неконтролируемым становится не стресс как реакция, а стрессорное воздействие. Мы не можем его избежать, избавиться от него, приспособиться к нему, как, например, к боли. Но, самое главное, мы не можем предсказать появление этого стимула, вызывающего стресс. В этих случаях, когда такая ситуация повторяется регулярно, стресс и приводит к разрушению нашего здоровья, подчас к трагическим изменениям в нашем поведении.

2. Исчезновение условных рефлексов при стрессе

Первооткрывателем этого явления была наша соотечественница Наталья Шенгер-Крестовникова, работавшая в лаборатории И. П. Павлова. В 1924 году ею была опубликована работа, где она описывала эксперимент, в котором собаке предлагалось решать простую задачу на дифференцировку условных рефлексов. Когда появлялся круг, собаке ничего не нужно было делать, а когда появлялся овал, то нужно было нажать лапкой на педаль. И тогда собака получала кусочек мяса.

И все было хорошо, когда овал был достаточно вытянутым, то есть соотношение осей было 1:2. Но, когда ученый стала постепенно приближать овал по форме к кругу, сближать соотношение осей так, что большая и малая оси эллипса достигли соотношения 8:9, собака перестала различать круг и овал. Через две недели попыток у собаки произошло то, что мы можем, несколько вульгаризируя, назвать нервным срывом. Собака стала беспокоиться, постоянно рваться из станка. Более того, у нее пропал уже выработанный навык различения вытянутого эллипса и круга.
У нее исчезли все те условные рефлексы, которым она научилась раньше. Во время эксперимента собака не испытывала никаких физических страданий: на собаку не действовала ни боль, ни голод, потому что ее всегда кормили вечером в виварии, независимо от того, насколько успешно она работала в эксперименте. На собаку действовал единственный психологический фактор непредсказуемости: она не могла уловить связь между собственным поведением и событиями внешнего мира.

3. Выученная беспомощность

Такой неконтролируемый стресс интенсивно исследуется в настоящее время, потому что, когда ученые вышли из стен своих лабораторий (тут первенство за американским профессором Селигманом), они обнаружили, что люди постоянно сами подвергаются неконтролируемому стрессу и подвергают этому других. И это происходит на всех уровнях: в школе, когда очень часто учитель вызывает ученика, которому он не симпатизирует, задает ему вопрос, к которому тот явно не готов, и тут же ставит «двойку» — он создает неконтролируемую непредсказуемую ситуацию. При этом у ребенка вырабатывается состояние, подобное депрессии. У животных оно называется «выученная беспомощность». Выученную беспомощность вырабатывает учитель, задавая вопрос, к которому ученик явно не готов, чтобы подавить двигательную активность ученика. Самое главное, в состоянии «выученной беспомощности» в результате неконтролируемого стресса подавляются волевые импульсы человека, и он становится гораздо более управляемым.

К сожалению, очень часто неконтролируемую ситуацию создают родители своим детям. Ситуации гиперконтроля, когда родитель все пытается сделать за ребенка. Когда, например, мать постоянно убирает в комнате у своего ребенка, она уменьшает возможность контролировать ситуацию подростком, и отсюда проистекают многие неадекватные формы поведения детей. Зачем ребенок совершает неадекватные действия? Для того чтобы субъективизировать контроль ситуации. Ребенок, может быть, и сам бы рад дружить с хорошими мальчиками и девочками, не пить, не курить, заниматься спортом, хорошо учиться, но он этого не делает, потому что это будет решение родителей, то есть это будет контроль ситуации с их стороны. И, объективизируя контроль ситуации, он занимается всякими безобразиями.

4. Физиологические изменения при неконтролируемом стрессе

Поскольку неконтролируемый стресс имеет такое колоссальное практическое значение, этот феномен интенсивно исследуется в лабораториях. Сейчас проводят следующие эксперименты: одна крыса сидит в клетке, в которую ставится обычная поилка, к поилке прикрепляется педаль. При нажатии крысой на педаль из поилки начинает течь вода. Эта поилка соединена с такой же поилкой в соседней клетке, где педаль фальшивая. То есть вторая крыса сколько ни жмет на нее, вода не появляется. Вода начинает течь только тогда, когда нажмет на педаль первая крыса в соседней клетке.

Таким образом, крыса в клетке с фальшивой педалью оказывается в неконтролируемой ситуации: она не представляет, когда у нее появится вода. И спустя всего лишь неделю после такой процедуры у крысы разворачивается «выученная беспомощность», которая характеризуется, во-первых, поведенческим дефицитом: животное ничему не обучается, у него происходит нарушение памяти, оно становится апатичным, менее подвижным. Кроме того, у животного происходят самые разнообразные физиологические изменения, которые в общем соответствуют картине депрессии человека: у животного развивается, например, цинга, выпадают зубы. Есть такое заблуждение, что для предотвращения этой болезни достаточно есть витамин C в избытке. Однако цинга вызывается не столько дефицитом витамина C, сколько нарушением его обмена в организме. Этот обмен и нарушается при «выученной беспомощности». У таких крыс в эксперименте начинается цинга: у них увеличивается изъязвление слизистой желудочно-кишечного тракта, происходит масса изменений в сердечной деятельности.

5. Гормон прогестерон

Исследования проводятся, с одной стороны, чтобы выяснить механизмы того, что именно нарушается в центральной нервной системе, что является причиной этих изменений. С другой стороны, исследователям интересно, как можно эти изменения предотвратить. Здесь наибольший интерес представляет выяснение роли прогестерона, его стресспротективное, возможно, действие, потому что этот гормон давно и хорошо известен. Из его названия следует его функция: он защищает беременность. Но этот гормон продуцируется в значительных количествах и в организме всех мужских особей тоже. И его физиологическая роль у мужских особей всех видов, в том числе и у лабораторных животных, заслуживает самого пристального внимания. По всей вероятности, он играет значительную роль в механизмах, защищающих нашу ЦНС от пагубного влияния неконтролируемого стресса.

21, 23, 25 декабря в Академии ПостНауки состоится курс «Эмоции и здоровье: как управлять стрессом» — 9 занятий, которые помогут разобраться в механизмах стресса и понять, каким образом можно регулировать свое эмоциональное состояние, чтобы добиваться поставленных целей в жизни.

Автор – Дмитрий Жуков, доктор биологических наук, доцент по специальности физиология, старший научный сотрудник лаборатории сравнительной генетики поведения Института физиологии им. И. П. Павлова РАН


Источник: echo.msk.ru

Комментарии: