FAQ: Неконтролируемый стресс |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2018-04-08 18:00 Нас очень часто уверяют, что со стрессом нужно учиться совладать. Стресс — это реакция, направленная на приспособление нашего организма к каким-то изменениям в среде. Он возникает тогда, когда эти изменения непривычны для нас, когда у нашего организма нет готовой программы действия, когда мы сталкиваемся с чем-то совершенно новым. В такие моменты, когда на нас действуют какие-то физические или психологические факторы, впервые возникающие в нашей жизни, появляется стрессорная реакция. 1. Неконтролируемое стрессорное воздействие Очень часто стресс сопровождается массой положительных эмоций. За этим мы ходим в театр, для этого мы катаемся с американских горок. Стресс добавляет в нашу жизнь эйфории. Однако он оказывает разрушительное воздействие на наш организм, когда становится неконтролируемым. Причем неконтролируемым становится не стресс как реакция, а стрессорное воздействие. Мы не можем его избежать, избавиться от него, приспособиться к нему, как, например, к боли. Но, самое главное, мы не можем предсказать появление этого стимула, вызывающего стресс. В этих случаях, когда такая ситуация повторяется регулярно, стресс и приводит к разрушению нашего здоровья, подчас к трагическим изменениям в нашем поведении. 2. Исчезновение условных рефлексов при стрессе Первооткрывателем этого явления была наша соотечественница Наталья Шенгер-Крестовникова, работавшая в лаборатории И. П. Павлова. В 1924 году ею была опубликована работа, где она описывала эксперимент, в котором собаке предлагалось решать простую задачу на дифференцировку условных рефлексов. Когда появлялся круг, собаке ничего не нужно было делать, а когда появлялся овал, то нужно было нажать лапкой на педаль. И тогда собака получала кусочек мяса. И все было хорошо, когда овал был достаточно вытянутым, то есть соотношение осей было 1:2. Но, когда ученый стала постепенно приближать овал по форме к кругу, сближать соотношение осей так, что большая и малая оси эллипса достигли соотношения 8:9, собака перестала различать круг и овал. Через две недели попыток у собаки произошло то, что мы можем, несколько вульгаризируя, назвать нервным срывом. Собака стала беспокоиться, постоянно рваться из станка. Более того, у нее пропал уже выработанный навык различения вытянутого эллипса и круга. 3. Выученная беспомощность Такой неконтролируемый стресс интенсивно исследуется в настоящее время, потому что, когда ученые вышли из стен своих лабораторий (тут первенство за американским профессором Селигманом), они обнаружили, что люди постоянно сами подвергаются неконтролируемому стрессу и подвергают этому других. И это происходит на всех уровнях: в школе, когда очень часто учитель вызывает ученика, которому он не симпатизирует, задает ему вопрос, к которому тот явно не готов, и тут же ставит «двойку» — он создает неконтролируемую непредсказуемую ситуацию. При этом у ребенка вырабатывается состояние, подобное депрессии. У животных оно называется «выученная беспомощность». Выученную беспомощность вырабатывает учитель, задавая вопрос, к которому ученик явно не готов, чтобы подавить двигательную активность ученика. Самое главное, в состоянии «выученной беспомощности» в результате неконтролируемого стресса подавляются волевые импульсы человека, и он становится гораздо более управляемым. К сожалению, очень часто неконтролируемую ситуацию создают родители своим детям. Ситуации гиперконтроля, когда родитель все пытается сделать за ребенка. Когда, например, мать постоянно убирает в комнате у своего ребенка, она уменьшает возможность контролировать ситуацию подростком, и отсюда проистекают многие неадекватные формы поведения детей. Зачем ребенок совершает неадекватные действия? Для того чтобы субъективизировать контроль ситуации. Ребенок, может быть, и сам бы рад дружить с хорошими мальчиками и девочками, не пить, не курить, заниматься спортом, хорошо учиться, но он этого не делает, потому что это будет решение родителей, то есть это будет контроль ситуации с их стороны. И, объективизируя контроль ситуации, он занимается всякими безобразиями. 4. Физиологические изменения при неконтролируемом стрессе Поскольку неконтролируемый стресс имеет такое колоссальное практическое значение, этот феномен интенсивно исследуется в лабораториях. Сейчас проводят следующие эксперименты: одна крыса сидит в клетке, в которую ставится обычная поилка, к поилке прикрепляется педаль. При нажатии крысой на педаль из поилки начинает течь вода. Эта поилка соединена с такой же поилкой в соседней клетке, где педаль фальшивая. То есть вторая крыса сколько ни жмет на нее, вода не появляется. Вода начинает течь только тогда, когда нажмет на педаль первая крыса в соседней клетке. Таким образом, крыса в клетке с фальшивой педалью оказывается в неконтролируемой ситуации: она не представляет, когда у нее появится вода. И спустя всего лишь неделю после такой процедуры у крысы разворачивается «выученная беспомощность», которая характеризуется, во-первых, поведенческим дефицитом: животное ничему не обучается, у него происходит нарушение памяти, оно становится апатичным, менее подвижным. Кроме того, у животного происходят самые разнообразные физиологические изменения, которые в общем соответствуют картине депрессии человека: у животного развивается, например, цинга, выпадают зубы. Есть такое заблуждение, что для предотвращения этой болезни достаточно есть витамин C в избытке. Однако цинга вызывается не столько дефицитом витамина C, сколько нарушением его обмена в организме. Этот обмен и нарушается при «выученной беспомощности». У таких крыс в эксперименте начинается цинга: у них увеличивается изъязвление слизистой желудочно-кишечного тракта, происходит масса изменений в сердечной деятельности. 5. Гормон прогестерон Исследования проводятся, с одной стороны, чтобы выяснить механизмы того, что именно нарушается в центральной нервной системе, что является причиной этих изменений. С другой стороны, исследователям интересно, как можно эти изменения предотвратить. Здесь наибольший интерес представляет выяснение роли прогестерона, его стресспротективное, возможно, действие, потому что этот гормон давно и хорошо известен. Из его названия следует его функция: он защищает беременность. Но этот гормон продуцируется в значительных количествах и в организме всех мужских особей тоже. И его физиологическая роль у мужских особей всех видов, в том числе и у лабораторных животных, заслуживает самого пристального внимания. По всей вероятности, он играет значительную роль в механизмах, защищающих нашу ЦНС от пагубного влияния неконтролируемого стресса. 21, 23, 25 декабря в Академии ПостНауки состоится курс «Эмоции и здоровье: как управлять стрессом» — 9 занятий, которые помогут разобраться в механизмах стресса и понять, каким образом можно регулировать свое эмоциональное состояние, чтобы добиваться поставленных целей в жизни. Автор – Дмитрий Жуков, доктор биологических наук, доцент по специальности физиология, старший научный сотрудник лаборатории сравнительной генетики поведения Института физиологии им. И. П. Павлова РАН Источник: echo.msk.ru Комментарии: |
|