Дивергентное мышление.

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2018-04-26 17:00

Психология

Дивергентное мышление

Дивергентное мышление — (от лат. divergere «расходиться, отклоняться») — это способность человека выдать большое количество решений, основанных на одних и тех же данных.

Дивергентное мышление — это не направленное мышление, а способность мыслить вширь, то есть способность видения других атрибутов объекта. Суть и предназначение этой способности в том, что она непосредственно, буквально обеспечивает выход за пределы, рамки один раз начатого направления решения исходной задачи. Однако, свободно фонтанирующее, оно знает лишь стохастические закономерности и снова возвращает нас к ожиданию результата «слепого сцепления случайных ассоциаций».

Эффективность дивергентного мышления обнаруживается при определённом уровне умственных способностей. Эмпирические данные свидетельствуют о том, что одни индивиды показывают низкий уровень IQ и низкую эффективность дивергентного мышления, другие — высокий уровень IQ и высокую эффективность дивергентного мышления, третьи — высокий уровень IQ и низкую эффективность дивергентного мышления. У ряда авторов есть данные в пользу того, что у субъектов с высокими показателями конвергентного мышления, необходимыми для достижения исключительно высоких значений IQ, неблагоприятными являются показатели дивергентного мышления. В своём достаточно полном обзоре Дорфман пишет, что не обнаружены индивиды с низким уровнем IQ и высокой эффективностью дивергентного мышления.

Тесты, направленные на измерение беглости (различающиеся идеи), оригинальности (необычные или редкие ответы), гибкости (идеаторные категории) мышления в невербальных, символических, семантических и поведенческих задачах, характеризуют дивергентное мышление. Задачи типа «назовите как можно больше вариантов использования кирпича в необычном для него назначении» наиболее характерны для тестов, определяющих дивергентные семантические категории.

Концептуально параметры беглости, оригинальности и гибкости являются неравнозначными, хотя эмпирически они, как правило, тесно связаны между собой. Главным параметром креативного мышления (если концептуально оно рассматривается в связи с дивергентным мышлением) является беглость. Параметр беглости является главным: он улавливает и фиксирует собственно дивергирующие идеи. Некоторые эксперты в области креативности исследуют креативное мышление только по параметру беглости.

Следующим по значимости считается параметр оригинальности. Если исходить из базовых представлений о креативности, то именно оригинальность следует трактовать её центральным параметром: ведь производство новых идей (критерий новизны) служит важнейшим признаком креативного мышления. Если же руководствоваться представлениями о дивергентном мышлении, то наличие новых (оригинальных) идей следует рассматривать как необходимое условие. Кстати, сама процедура подсчёта баллов по оригинальности зависит от показателя беглости.

Следующий из наиболее общеупотребительных параметров дивергентного мышления — гибкость. По количеству продуцируемых идеаторных категорий (параметр беглости) судят об особенностях «категориального» дивергентного мышления. Как отмечает Ранко, важность этого параметра обусловливается ещё двумя обстоятельствами. Во-первых, данный параметр позволяет отличать индивидов, которые проявляют гибкость в процессе решения проблем, от тех, кто проявляет ригидность в их решении. Во-вторых, данный параметр позволяет отличать индивидов, которые оригинально решают проблемы, от тех, кто демонстрирует ложную (искусственную) оригинальность. Например, большое количество уникальных ответов в рамках одной и той же идеаторной категории не может свидетельствовать об оригинальности, потому что продуцирование одной идеаторной категории (низкая гибкость) свидетельствует против оригинальности.

По мнению Ранко, хотя некоторые исследователи ограничиваются измерением только параметра беглости, теоретически более оправданно определять также оригинальность и гибкость дивергентного мышления.

Тест «Необычное использование предмета» считается одним из немногих, которые измеряют собственно дивергентное мышление. Тест отдалённых ассоциаций определяет креативность, но положительно коррелирует с тестами на интеллект и не может рассматриваться как «чистый» тест на креативность. Однако некоторыми психологами он используется в качестве процедуры идентификации вербальной креативности.

Понятие дивергентного мышления служит объяснением креативности мышления в рамках определённого направления — направления Дж. Гилфорда. Однако креативность (творческое мышление) изучается с позиций и других объяснительных схем, поэтому креативное мышление и дивергентное мышление — понятия не тождественные, что отмечает также Дорфман. В качестве примеров он приводит понимание творчества как усмотрения побочного продукта деятельности Пономарёвым Я. А., как интеллектуальную активность и творческую способность у Богоявленской Д. Б., инвестиции Стернберг Р., Григоренко Е. Е. и т. д.

Особенно важным в анализе дивергентного мышления представляется чёткая связь дивергентности с механизмом ассоциаций. Ассоциативная теория креативного мышления использует эту связь. В других работах, наоборот, ассоциации и дивергенция трактуются как две стороны теории креативного мышления.

В основе ассоциативной теории креативности лежит идея о том, что базой креативного мышления являются ассоциации. Креативное мышление образуется, в частности, в результате новых комбинаций ассоциаций между идеями. Чем более отдалёнными являются идеи, между которыми возникают ассоциации, тем более креативным считается мышление — при условии, что эти ассоциации отвечают требованиям задачи и характеризуются полезностью. Медник различал три пути креативных решений, основанных на ассоциациях: через интуитивную прозорливость, нахождение сходства между отдалёнными элементами (идеями), опосредование одних идей другими идеями. Мартиндейл утверждает, что любые креативные продукты возникают в результате рекомбинации известных идей через новые ассоциации. Опираясь на аналогию, креативное мышление способно устанавливать ассоциации между ранее не связанными идеями. Эта особенность креативного мышления является центральной и перекрывает специфику отдельных областей творческой деятельности.

Согласно Айзенку, креативность есть неслучайный процесс поиска-комбинирования, направленный на творческое решение проблем. Центральной чертой креативности является «сверхвключённость» (overinclusiveness). Когнитивная сверхвключённость представляет собой способность производить много креативных идей через продуцирование ряда ассоциаций — настолько широкого, насколько ассоциации релевантны проблеме. Он утверждал, что когнитивная сверхвключённость является генетически обусловленной, связана с психотизмом и создаёт предрасположенность к креативному поведению людей. Наличие необычных ассоциаций характеризует креативное мышление. Таким образом, существует связь между способностью генерировать ассоциации, дивергентным мышлением и креативностью.

Вопрос взаимоотношений дивергентного и ассоциативного креативного мышления является определённой проблемой, так как сосуществование нескольких идей может служить основой и для их дивергенции, и для их ассоциаций. Сосуществование нескольких расходящихся идей, приводящее к уменьшению их связности (дивергенция), и сосуществование нескольких идей, приводящее к усилению их связности (ассоциация), формально взаимоисключают друг друга. Но следует учесть, что при бифуркации на перекрёстке «эволюционных каналов» возникает несколько новых и различных вариантов развития. Причём этих вариантов столько, сколько новых «каналов» выходит на «перекрёсток». Этот «перекрёсток» и есть аналогия ассоциаций. Таким образом, ассоциация содержится в самом генезисе дивергентной мысли.

По мнению же Дорфмана, ассоциации и дивергенцию можно рассматривать как феномены, проявляющиеся в разных слоях мышления. Дивергентные идеи обнаруживаются в поверхностных слоях мышления, а необычные ассоциации, наоборот, зарождаются в более глубоких слоях мышления. Они могут представлять собой фрагменты глубинных ассоциаций. Последнее предполагает, что дивергенция и ассоциации не исключают, а, напротив, дополняют друг друга и взаимосвязаны между собой.

В целом Дорфман пишет, что дивергентное мышление не является синонимом креативного. Во-первых, креативность мышления можно изучать под иными углами зрения, а во-вторых, и дивергентное мышление само по себе не всегда является креативным. Дивергентное мышление может складываться из некоторого множества идей, но каждая (или большая часть) из них может быть банальной.

Использованные материалы:

Д. Б. Богоявленская «Психология творческих способностей»

Комментарии: