Выживаем в киберпанке. Часть первая: цифровой детокс
Мы попали в киберпанк, но не научились в нём жить. Мы плывём в бесконечном инфопотоке, но не умеем от него отдыхать. Трансгуманизм ещё не наступил. Несовершенный человеческий мозг страдает от переизбытка информации, как печень алкоголика.
Отсюда – полу-сектантские, луддитские настроения. Выбросить смартфон, уехать на Гоа, стать светлым человечком, грызть кору в тайге, идти с рогатиной на медведя. Заняться хюгге. Но эти пораженческие стратегии не работают в большом городе и бесполезны для современного человека.
Новая эпоха наступила, когда стало понятно, что мир больше не делится на «интернет» и «реальность». Условный «интернет» стал продолжением условной «реальности», её ответвлением, набором инструментов.
Мы не будем читать мораль в духе «Чёрного зеркала»: мол, бездушные технологии убивают в человеке человеческое. Нет. Бездушные технологии – это прекрасно. Но в будущей войне с восставшими роботами победит тот, кто приспособился к новой реальности и научился избавляться от цифровой токсикации.
«Из моря информации, в котором мы тонем, единственный выход – саморазрушение». Так пел Гребенщиков. Его можно понять. Но саморазрушением, пожалуй, заниматься не будем. Мы же хотим выжить в наступившей эпохе киберпанка? Хотим. А значит, пришло время научиться правильно распределять ресурсы и вовремя проводить цифровую детоксикацию.
В цифровом хаосе важно научиться перестраивать свою жизнь и разгружать мозг. Тема эта очень обширная, поэтому мы начнём с вводной статьи о том, что такое вообще цифровая токсикация и из-за чего она происходит.
А пока посмотрите ролик «Монти Пайтонов» о больных мозгах.Итак, из-за чего у нас болят мозги?
1. Переизбыток информации. Человеческая система восприятия просто не справляется с ней. Нас окружает твиттер, фейсбук, инстаграм, тысячи сайтов и каналов, срачи в интернете, вирусные ролики. Пропускной способности не хватает. В итоге человек впадает в ступор и депрессию или просто ломается, как труба от слишком мощного напора воды.
2. Высокая степень некачественной, ненужной и просто лживой информации. Тут всё понятно: это вредит не только мозгу конкретного человека, но и обществу в целом. Об информационной гигиене мы тоже скоро поговорим отдельно.
3. Преобладание негативной информации. Само собой, она быстрее цепляет и лучше продает рекламу.
4. Высокая степень агрессивности информации. Это маркетологи даже и не скрывают. При переизбытке рекламных предложений надо цеплять потребителя любыми способами, а значит, хороши любые средства.
5. Использование технологий и приемов, подсаживающих пользователя на зависание в онлайн-сервисах - от соцсетей до шопинг-площадок. Опять же - это особо и не скрывают. У этого есть дополнительная опасность - эффект прослушивания радио со сбитой волной. Алгоритмы, которые используют для удержания пользователя эти площадки, ещё сыроваты, и работают они довольно грубо, усиливая сопутствующий шум. Как следствие - утомляемость, раздражительность, переизбыток информации, которой мы не просили.
Что происходит из-за цифрового отравления?
А тут вы можете сами посмотреть и решить, ваш ли это случай.
1. Быстрая утомляемость, синдром хронической усталости.
2. Клиповое мышление. Неспособность сосредоточиться, воспринимать длинные тексты, и длинные мысли, сколь-нибудь длинные логические цепочки рассуждений и связей. Уже много лет в соцсетях делают простейшие мемы, которые состоят из текста в картинке. Именно из-за этого.
3. Низкая способность воспринимать текст в целом - это сложно, хочется перейти к аудио или видеоинформации. Отсюда – голосовые сообщения, которые есть уже во всех мессенджерах.
4. Снижение способности к абстрактному мышлению и более-менее отвлеченным рассуждениям в целом.
5. Притупление воображения.
6. Усиление чувства одиночества, зачастую - разрыв реальных социальных связей.
7. Недовольство собой.
8. Оценка себя исключительно по оценкам со стороны - лайки важнее самооценки. В итоге - потеря самооценки и адекватного самовоспитания.
9. Высокий уровень тревожности.
10. И в итоге – печальное физическое состояние с паническими атаками и прочими неприятными вещами. А вы думали, в сказку попали?
Повторим ещё раз: современные технологии – это прекрасно. Ни в коем случае не призываем выбрасывать смартфоны и уезжать на Гоа. Дело это никчёмное и бесполезное. Мы знаем: можно пользоваться всеми благами новой эры и при этом не страдать от переизбытка информации.
Цифровая цивилизация бросила вызов человеческому мозгу. Давайте учиться отвечать. И в следующих текстах мы расскажем, как.
Пусть у вас не болят мозги.