В ВШЭ открылся Институт когнитивных нейронаук |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2018-03-17 13:00 Василий Ключарев, профессор Департамента психологии © Михаил Дмитриев Новый институт возглавил профессор ВШЭ Василий Ключарев, который до этого занимал пост руководителя департамента психологии Вышки. О том, что удалось сделать команде департамента за четыре года, чем займется новый институт и как на наших глазах меняется отношение к психологии и нейронаукам, Василий Ключарев рассказал новостной службе ВШЭ. Итоги работы: технологичность и англоязычность Я приехал в Москву четыре года назад из Швейцарии, где преподавал в Базельском университете, и моей задачей было внести некоторые изменения в работу департамента, а тогда еще факультета, психологии ВШЭ. В результате нам с командой удалось очень многое сделать, поэтому сейчас я с хорошим настроением начинаю работу в новом институте. Когда я пришел работать в Вышку, то сразу сказал моим новым коллегам, что решение, чтобы нейробиолог стал руководителем департамента психологии, не совсем привычно для России. Но это вполне обычно для Западной Европы и Северной Америки, например, в Кембридже департамент психологии, где занимаются изучением мозга, является частью факультета биологических наук. Так что для нас это была в каком-то смысле реформа. Постепенно в департаменте сложилось чрезвычайно сильное научное направление под названием «когнитивные науки» — исследования принципов восприятия информации человеком. А в последнее время получили развитие «когнитивные нейронауки», то есть изучение принципов переработки информации нашим мозгом. Нам удалось создать Центр нейроэкономики и когнитивных исследований — большой международный и единственный в России англоязычный центр по исследованию мозга, с иностранными сотрудниками и великолепным оборудованием, количество которого в ближайшие годы будет только увеличиваться. Важно отметить, что развитие нейронаук было далеко не единственным приоритетом команды. Например, за эти четыре года наша магистратура поменялась на 90%, ряд программ стали англоязычными, некоторые изменили треки, была создана новая русскоязычная программа «Психоанализ и психоаналитическая психотерапия» и две англоязычные магистерские программы — «Прикладная социальная психология» совместно с Университетом Тилбурга (Нидерланды) и «Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию» в сотрудничестве с Высшей нормальной школой (Париж). На мой взгляд, у нас сейчас самая продвинутая магистратура по психологии в стране и по конкурсу, и по репутации, и по качеству преподавателей. Самому хочется поступить, ведь во времена моей юности таких программ просто не было! Есть научные исследования, показывающие, что если вы включаете в презентацию картинку с мозгом, вам начинают больше верить и считают ваш доклад более научным В эти годы очень удачно развивались и лаборатории, которые были созданы до моего прихода, например Лаборатория социокультурных исследований под руководством Надежды Лебедевой — общепризнанный национальный лидер в области кросскультурных исследований. Кроме того, у нас открылась Международная лаборатория позитивной психологии личности и мотивации под руководством выдающегося профессора ВШЭ Дмитрия Леонтьева и Кеннона Шелдона, приглашенного профессора университета Миссури (США), где, условно говоря, изучается психология счастья. Еще мы открыли целый класс в лицее по направлению «Психология». Ребята проводят у нас свой факультетский день, многие наши преподаватели там преподают, я сам с удовольствием читал им лекции, рассказывая о новых направлениях в психологии. Первый выпуск лицеистов состоится в этом году, но это длинная история, последствия которой мы сможем увидеть в будущем. Мы планируем развивать образовательную программу и посмотрим, насколько ребятам интересна психология и кто из них придет к нам продолжить учиться. Если посмотреть на динамику публикационной активности в Scopus по психологии, то можно увидеть, что к прошлому году мы стали абсолютным национальным лидером по публикациям в России. Впереди у нас важная цель — быть принятыми в международное сообщество. У некоторых из наших конкурентов огромная и долгая история выдающихся ученых, о которых знают, помнят и пишут в учебниках, мы же относительно новый центр, нам придется еще много работать, чтобы конвертировать свои исследования и идеи в международную репутацию. Благодаря Вышке у нас развернулась публичная активность, прошли лекции на ВДНХ, цикл лекций в ЗИЛе, даже в московском зоопарке! Потом это вылилось в большое количество интервью и телевизионных программ, ТВ-шоу, а сейчас даже вышел документальный фильм «Мозг. Вторая Вселенная», в работе над которым мы приняли активное участие. Как меняется отношение к нейронаукам Когда вы создаете новые программы и новый исследовательский центр, об этом очень быстро узнают профессионалы — они в принципе первыми реагируют на хорошие научные публикации, понимают важность современного оборудования. Сложнее достучаться до абитуриантов и их родителей, потому что тут существует очень много устаревших взглядов, с которыми приходится бороться. Недавно меня пригласили поговорить об изменении профессии на лекции для эйчаров одной крупной компании. На первый же вопрос «кто такой современный психолог?» мне ответили, что это какой-то консультант или психолог в школе. Когда я начал рассказывать об исследованиях мозга, когнитивных направлениях и позитивной психологии, выяснилось, что многие просто ничего об этом не знают. Поэтому особенно здорово, что этим летом проходной балл наших абитуриентов стал самым высоким в стране. Современный психолог должен знать нейробиологию, программирование, компьютерные науки, генетику, экономику и многое другое. Всему этому теперь учат в Вышке. В магистратуре у нас учатся очень любопытные студенты. Конечно, некоторое предпочтение мы отдаем психологам и биологам, но всегда оставляем окно для людей, которые меняют свое направление. Наверное, у нас одна из самых междисциплинарных программ, потому что сейчас на ней учатся и математики, и физики, и даже юристы. Сейчас во всем мире наблюдается некоторая «нейромания». Мозг — это загадочная тема, которая очень всех манит. Издевательски говорят, что достаточно показать людям изображение мозга, чтобы они завороженно начали слушать вас. В каком-то смысле это даже правда: есть научные исследования, показывающие, что если вы включаете в презентацию картинку с мозгом, вам начинают больше верить и считают ваш доклад более научным. Чем будет заниматься новый институт Я покинул пост руководителя департамента психологии и становлюсь директором Института когнитивных нейронаук ВШЭ. Научным руководителем института стал профессор Юрий Штыров. Юрий является мировым лидером в изучении нейробиологических механизмов речи, возглавляет лабораторию Орхусского университа (Aarhus Universitet) в Дании и развивает свои передовые исследования в Москве. Пока институт будет состоять из двух подразделений — Центра нейроэкономики и когнитивных исследований и Международной лаборатории биоэлектрических интерфейсов, мегагрант на создание которой мы получили совсем недавно. Соруководителем новой лаборатории стал приглашенный исследователь Михаил Лебедев из Университета Дьюка, мировой гуру в нейронауках и нейротехнологиях, человек, который создает новые технологии по объединению мозга с компьютером. Эта лаборатория будет работать над созданием мозг-компьютерного интерфейса, который позволит и считывать информацию из мозга, и вводить информацию в мозг. Захватывающее направление на стыке биологии и технологий! Мы работаем над созданием технологии для парализованных пациентов, которая позволит им пользоваться искусственными руками-протезами Уже сегодня мы обладаем одними из самых современных лабораторий в России и не собираемся останавливаться на достигнутом. Мы постоянно обновляем оборудование и приглашаем новых специалистов области нейронаук. В Высшей школе экономики довольно много направлений на разных факультетах, которым интересен мозг и когнитивные науки. Идея в том, что новый институт станет междисциплинарным и межфакультетским центром, хабом, в который будут приходить математики со своими задачами и алгоритмами, экономисты с вопросами об экономических решениях (о Лаборатории экспериментальной и поведенческой экономики ВШЭ, которая тесно сотрудничает с Центром нейроэкономики и когнитивных исследований, мы ранее писали на портале — прим.), урбанисты, которым интересно, как человек воспринимает среду, и так далее, и это станет новым этапом развития исследований мозга в Высшей школе экономики. Одной из главных фишек института будут новые технологии. Уже сейчас мы работаем над созданием технологии для парализованных пациентов, которая позволит им пользоваться искусственными руками-протезами. Думаю, в ближайшие годы нам удастся создать в Москве исследовательский центр по-настоящему мирового уровня. Руководителем департамента психологии ВШЭ стала Мария Фаликман — ученый, когнитивный психолог, она изучает принципы восприятия информации человеком с точки зрения современной психологии. Мария является одним из пионеров когнитивной психологии в России. Она много делает для популяризации науки, ее лекции можно найти на различных сайтах, например, на Постнауке. Руководитель департамента психологии ВШЭ Мария Фаликман — о планах по развитию департамента Психология и нейронауки — это соседствующие и взаимодействующие области так называемого когнитивного многоугольника (поля исследований, которое занимается человеческим познанием). Можно сказать, что у психологии и нейронаук есть область пересечения, но предмет исследования разный. Психология пытается изучать закономерности того, как психика устроена, как она работает, как развивается интеллект человека, память. Нейронауки исследуют мозговой субстрат познавательных процессов, отвечают на вопросы, как устроен, как работает и как развивается мозг. Важным игроком в этих исследованиях становится сейчас молекулярная генетика, которая, формально говоря, к нейронаукам вообще не относится. Возникает междисциплинарная область — нейрогенетика — в которой задействованы и психологи со своими поведенческими данными, и нейробиологи с данными о мозге, и молекулярные генетики с методами секвенирования генома. В психологии, кроме фундаментальной науки, которая занимается проблемами познания, мотивации, эмоций, индивидуальных различий, способностей, характера, психического развития и группового взаимодействия, есть еще большая область прикладной психологии, которая связана с приложением этих фундаментальных знаний к решению более узких вопросов, имеющих отношение к разным областям человеческой практики. Помимо этого, существует еще и психологическая практика, которая уже не отвечает на научные вопросы, а решает конкретные клиентские проблемы, занимается диагностикой и коррекцией. Причем клиентом может быть и младенец, и транснациональная корпорация. Мне кажется важным, чтобы департамент психологии ВШЭ, давая фундаментальную подготовку, одновременно с этим выпускал людей, которые эффективно смогут работать в практике. Сейчас в бакалавриате условно есть три направления предподготовки: фундаментально-когнитивное, консультативное и социально-организационное. И мне во всей этой картине очень сильно не хватает предподготовки в области психологии в образовании, потому что такие специалисты очень востребованы, причем это совершенно не обязательно школьные психологи. Сейчас концепция образования на протяжении всей жизни становится все более востребованной, а людей, которые понимают, что за этим стоит, не очень-то много. Мы надеемся, что совместно с Институтом образования ВШЭ сможем что-то придумать. Еще одна вещь, которую пока непонятно, как реализовать, но которая со всей очевидностью нужна — бакалавриат в области клинической психологии. Это организационно сложный вопрос, но мне кажется, что мы можем двигаться в этом направлении, тем более что есть интерес со стороны коллег и совершенно явный спрос на рынке. Прямо сейчас есть два основных направления развития департамента, которыми я занимаюсь. Самая главная история для меня — это научные лаборатории, потому что в департаменте есть какое-то количество спонтанно взаимодействующих сотрудников, вокруг них есть студенты и магистранты, но все это никак не институционализировано. Можно было бы предположить, что все, кто хотел объединиться в лаборатории, уже объединились, но оказалось, что это не так, и мое предложение создать новые лаборатории было воспринято с большим энтузиазмом. Сейчас у нас разрабатываются проекты нескольких лабораторий, среди которых, например, лаборатория психодиагностики и лаборатория пользовательского поведения — того, что на рынке называется юзабилити, то есть это исследования взаимодействия человека с интерфейсами технических устройств, а также оценка и тестирование интерфейсов. Это важная история, потому что таких университетских исследовательских лабораторий в России нет. Существуют внутренние лаборатории крупных компаний — Сбербанка, Альфа-Банка, Mail.Ru Group и Мегафона — которые решают задачи внутри этих компаний. Есть собственно юзабилити-компании на рынке, но все как один кричат о кадровом голоде, потому что в университетах никто таких людей не готовит. Есть и ещё несколько проектов лабораторий. Сейчас мы ждем объявления нового конкурса на создание лабораторий в ВШЭ, чтобы подать заявки. У нас уже начала работать группа бизнес-психологического консалтинга, которая может стать хорошим проектом в области практической психологии и, возможно, будет преобразована в центр. Я думаю, что силами департамента психологии ВШЭ в университете может быть создан и центр психологической помощи населению. И еще вещь, которая кажется мне очень важной и к которой я пытаюсь привлечь все больше сотрудников департамента психологии — это грамотная популяризация психологии. На самом деле все и до того было неплохо, например, на портале Постнаука людей из департамента психологии ВШЭ больше, чем откуда бы то ни было. Мы сотрудничаем еще с некоторыми ресурсами, например, сейчас появился новый ресурс по так называемому осознанному обучению «Что и требовалось доказать», где уже вышло несколько больших материалов сотрудников департамента. И вторая важная история — это развитие магистратуры, здесь замыслов довольно много. Сейчас мы обсуждаем несколько проектов совместных магистратур с другими департаментами факультета социальных наук ВШЭ. Я понимаю, что нам будет не хватать фундаментальных программ, потому что магистерская программа «Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию», в разработке проекта которой я поучаствовала, когда начинала работать в Лаборатории когнитивных исследований ВШЭ, переходит в ведение нового Института когнитивных нейронаук. По факту она дает скорее нейробиологическую, и я бы даже сказала — нейротехнологическую подготовку, то есть будет готовить не психологов, а исследователей в области современной нейронауки, владеющих новейшими методами регистрации активности мозга и воздействия на него. Нам же со своей стороны придется подумать о том, что мы внутри департамента можем создать на ее месте, но это вопрос не ближайшей перспективы. Источник: www.hse.ru Комментарии: |
|