ШКОЛЬНЫЙ МОББИНГ И БУЛЛИНГ Почему об этом нужно знать? У многих из нас есть внуки. |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2018-03-20 18:01 ШКОЛЬНЫЙ МОББИНГ И БУЛЛИНГ Почему об этом нужно знать? У многих из нас есть внуки. Понимая ситуацию, причины появления тех или иных отрицательных явлений в их жизни, мы сможем вовремя помочь внукам избежать нежелательных последствий. Статья Могилева А.В. дана с некоторыми сокращениями. В последнее время в публикациях и вообще разговорах о школе появились новые слова: моббинг и буллинг. Эти заимствованные из английского языка термины означают различные формы психологического насилия, открытой агрессии, травли, независимо от пола, возраста и социального положения с целью подавления индивидуальности, которые могут происходить коллективно (тогда это моббинг от mob - толпа), или со стороны другого конкретного человека (это буллинг от bully - хулиган). Эти термины возникли в 1985-1990 годах, хотя публикации о таких явлениях начались в Великобритании еще в 1905 году. Существует буллинг и моббинг и в детских учреждениях, и у взрослых (на рабочем месте). А какая ситуация в России? Применительно к российской школе понятия буллинга и моббинга стали применяться совсем недавно. Исследования 2010 года говорят о том, что 22 % мальчиков и 21 % девочек становятся жертвами травли уже в одиннадцатилетнем возрасте. Для подростков 15 лет эти показатели снижаются и составляют соответственно 13 и 12%. Если брать в целом школьный возраст, то вряд ли найдется ребенок, который совершенно не подвергался моббингу и буллингу. Занижение статистики по буллингу и моббингу говорит о терпимом отношении к ним со стороны взрослых, учителей, администраций, общества: дескать, это же дети, у них все так несерьезно! Иногда взрослые высказывают мысль, что ребенок не должен воспитываться в тепличных условиях частной школы, а должен пройти суровую «жизненную закалку» в обычной государственной школе. Уровень этих явлений может зависеть от региона и локального местоположения школы, от настроений в обществе. Можно ожидать достаточно редких проявлений буллинга в «благополучной» школе в каком-нибудь академгородке или многоэтажном районе-новостройке, и повального буллинга в школе депрессивной городской окраины или в школе, куда ходят дети из старого «частного сектора». Влияние. Моббинг и буллинг — общественно опасные явления. В ряде известных случаев буллинг и моббинг является причиной детского и подросткового суицида. Есть случаи, когда жертва буллинга или моббинга (или сам субъект буллинга) приходит в школу с ножом или ружьем и «мстит» своим обидчикам. Однако вместо устранения причин таких происшествий, администрация и власти занимаются усилением охраны, что, в действительности, приводит к обратному эффекту. Моббинг и буллинг в школах, дедовщина в армии замалчиваются, и только наиболее громкие, криминальные случаи становятся достоянием общественности. Но криминальные проявления буллинга и моббинга - это, так сказать, надводная часть айсберга. В основной массе случаев моббинг и буллинг не заканчиваются явным криминалом, но приводят к нежеланию учиться, ходить в школу, к стойкой депрессии. Это относится к жертве. Однако и для инициаторов моббинга и субъектов буллинга все это не проходит бесследно. Их агрессия будет проявляться позже в совсем других условиях и по совсем другим поводам. Причины. Без понимания причин моббинга и буллинга в решении этой проблемы не продвинуться. Остановимся на некоторых. Первое, что следует отметить, это то, что жертвой моббинга и буллинга становятся дети, так или иначе проявляющие свою индивидуальность. Это могут быть как дети с особенностями физического и психического здоровья, так и «ботаники», дети с опережающим интеллектуальным развитием и способностями, ярко выраженными познавательными интересами. Необходимо всегда помнить, что целью буллинга и моббинга является именно подавление индивидуальности. Второе: наивные трактовки причин буллинга и моббинга просто как стремления установить социальную иерархию в детских коллективах неверны и являются скрытым оправданием и одобрением буллинга и моббинга. Установление иерархии в коллективе — вполне естественная и нормальная вещь, однако это не может служить оправданием методам, которыми это делается. А делается это угрозами физического насилия, нанесением побоев, психологическим давлением и унижением. Третье: практически любая ссора детей, их драка — не случайна. Это лишь один из эпизодов буллинга и моббинга, когда психологчиское давление переходит в физическое насилие. Четвертое — родители, как правило, поддерживают своих детей как субьектов буллинга и моббинга, объясняя им, что «надо добиваться своего», «быть сильными» и т.д. Буллинг и моббинг — не просто побочные эффекты социализации у детей (и взрослых), это проявления бессознательного (подсознательного) или даже инстинктивного порядка. Психологические механизмы, приводящие к этим явлениям, сформировались у человека в процессе его развития на протяжении сотен тысяч лет в эпоху палеолита, когда человек был охотником-кочевником. Для выживания кочующего сообщества людей в трудных палеолитических условиях требовалась жесткая иерархия, даже уничтожение больных, детей и стариков, чтобы они не мешали передвижениям группы. Таким образом, моббинг и буллинг — свидетельство низкого уровня развития общества, отсутствия культуры у гонителей. Противопоставить психологическому (и физическому) насилию можно лишь с позиций гуманизма, общей гуманизации общества, с чем в наши дни обстоит дело не лучшим образом. И еще. К обычному буллингу и моббингу в наши дни добавился еще и кибербуллинг и кибермоббинг — психологическое давление на авторов блогов, статей, других материалов в интернете. По отношению к авторам процветает откровенное хамство со стороны комментаторов, психологические давления и нападки из серии «автор дурак», «ему все проплачено». Ситуация ухудшается еще и в результате анонимности, виртуальности участников гонений на авторов. Они убеждены в собственной правоте и безнаказанности и часто ведут себя так, как не позволили бы себя вести в режиме обычного общения. Такие «записные критики» незаметно превращаются в обезличенных ботов, активность которых заметно снижает ценность и потенциал творчества в интернете, оперативного распространение идей и свободу обмена мнениями, которые он несет с собой, авторству в целом, которое обесценивается и лишается смысла. Противопостоять кибербуллерам и кибермобберам — задача позитивного интернет-сообщества, разумных и культурных посетителей сайтов и блогов. Но для этого они должны объединиться и вести себя активне. Могилев Александр Владимирович Комментарии: |
|