О сознании во Вселенной и горизонте событий человеческого мозга

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


На стыке квантовой физики и нейробиологии появилась новая теория, согласно которой каждый из нас обладает неким ментальным полем, существующем в другом измерении и проявляющем себя, в определённом смысле, подобно чёрной дыре.

Взаимосвязь между умом и мозгом — загадка, имеющая центральное значение для того, как мы понимаем само наше существование как чувствующих, разумных существ. Некоторые утверждают, что ум является строго функцией мозга — а соответственно, и сознание есть лишь продукт активности нейронов. Другие же полагают и пытаются дать этому научное обоснование, что существование ума независимо или до определённой степени отдельно от мозга.

Опубликованная в сентябре работа голландского профессора Дирка Мейера, "Сознание во Вселенной инвариантно к изменениям масштаба и подразумевает существование горизонта событий человеческого мозга", представляет гипотезу, что сознание пребывает в неком поле, окружающем мозг. Само поле это находится в другом измерении, но оно обменивается информацией с мозгом различными методами, включая механизм так называемой квантовой запутанности. И оно имеет определённое сходство с чёрной дырой.

Это поле может быть способно также получать информацию из других источников — магнитного поля Земли, тёмной энергии, etc. Затем оно "передает волновую информацию в ткани головного мозга, что ... играет важную роль в высокоскоростной сознательной и подсознательной обработке информации".

Другими словами, "ум" представляет собой окружающее мозг поле; он извлекает информацию извне и передаёт её в мозг через некий сверхбыстрый процесс. Для описания этого ментального поля Мейер использовал также альтернативные названия, типа: "голографическое структурированное поле", "восприимчивое ментальное рабочее пространство", "мета-когнитивная область" и "глобальное пространство памяти индивидуума".

Само наличие подобных чрезвычайно быстрых функций в мозгу указывает на то, что в обработке информации в нём задействован некий особый, пока не обнаруженный механизм.

Кроме того, есть ещё одна неразрешённая загадка, называемая в нейробиологии "проблемой связывания". С одной стороны, в мозгу есть различные зоны, отвечающие за конкретные уровни и подуровни восприятия, занимающиеся обработкой определённых частей визуальной, аудиальной, тактильной и прочей информации. С другой стороны, каким-то образом всё это приходит к нам вместе, как объединённое восприятие или сознание. Информация взаимодействует и объединяется в мозгу гораздо быстрее, чем это может быть объяснено нашим современным пониманием нейронных передач. А значит и ум может быть чем-то большим, чем просто активность нейронов в мозгу.

Нейробиологи всё ещё ищут механизм, который мог бы обеспечивать подобное "связывание" несопоставимых частей мозга при обработке информации. Мейер попробовал обратиться к принципам квантовой механики для получения частичного ответа.

Ментальные процессы с точки зрения квантовой физики.

Квантовая запутанность — это феномен, в котором частицы оказываются связанными, даже находясь на огромном расстоянии друг от друга. Когда некое действие производится над одной из частиц, одновременно наблюдаются соотвествующие изменения и у других.

Квантовое туннелирование — ещё одно известное явление, в котором частица проходит сквозь барьер, через который она не может проходить согласно законам классической физики.

Эти квантовые феномены вполне удовлетворяют необходимым требованиям, чтобы помочь объяснить сверхбыстрые подсознательные ментальные процессы, если "ум" или ментальное поле способны взаимодействовать с мозгом подобным образом.

В работе Мейера взаимосвязь между ментальным полем и мозгом рассматривается также с точки зрения двойственности природы материи или корпускулярно-волнового дуализма. Согласно Мейеру, ментальное поле нематериально и одновременно является физической частью мозга: "Предполагаемое ментальное рабочее пространство рассматривается как нематериальное, но в отношении к индивидуальному мозгу, в соответствии с принципами квантовой механики, поддерживается недвойственное отношение волна/частица: ментальное рабочее пространство напрямую зависит от физиологии мозга, но не сводится к ней".

Ум и мозг, согласно Мейеру, связаны воедино и в то же время раздельны. Подобный очевидный парадокс весьма характерен для квантовой физики.

По мнению Мейера, квантовое туннелирование и запутанность не являются наиболее вероятными кандидатами методов переноса информации между мозгом и ментальным полем. В работе оба эти метода были показаны только как обеспечивающие необходимую корреляцию между частицами, но вовсе не обязательно, что они должны также обеспечивать и механизм информационного переноса (хотя это может и подтвердиться в ходе дальнейших исследований).

Скорее, наиболее вероятным механизмом сверхбыстрой обработки информации в мозге является квантово-волновой резонанс. Это означает, что вместо классически понимаемой передачи сигналов между нейронами, информация передаётся мгновенно через некий волновой паттерн, охватывающий как все нейроны мозга, так и ментальное поле.

Представьте, что вибрационная волна движется вверх и вниз в соответствии с неким устойчивым паттерном (образом) и пробегает весь ваш мозг и даже вне его. Этот паттерн сообщает информацию, которая может быть понята вибрационными рецепторами в вашем мозгу. Все это происходит в неком другом измерении и на микроскопическом уровне, не воспринимаемом непосредственно при помощи обычной научной аппаратуры, доступной нам сегодня (хотя о нём можно судить посредством физического и математического моделирования).

Наш ум может пребывать в другом пространственном измерении.

Мейер в своей работе предполагает, что ментальное поле находится в другом измерении: "Тот факт, что мы не можем прямо воспринимать этот информационный аспект, приписывается традиционно к скрытому четвёртому пространственному измерению … которое недоступно для прямого наблюдения в нашем 3D-мире, но которое может быть выведено математически".

Мейер уточняет, что это четвёртое пространственное измерение не является временем (поскольку именно время часто принимается за "четвёртое измерение"). Скорее, это понятие пространства-времени, которое включает в себя четыре пространственных измерения, плюс время ("пространственно-временная структура 4+1").

В работе цитируются также исследования, предполагающие, что именно такая концепция измерений может примирить основные несоответствия между традиционной и квантовой физикой в вопросах, которые мучают учёных сегодня.

Наш ум может быть подобен чёрной дыре.

Мейер изображает некий экран или границу, отделяющую внешний мир от индивидуального ментального поля. Эта граница, по его утверждению, подобна горизонту событий черной дыры:

"Предполагается, что информация, поступающая в черную дыру снаружи, не теряется, но ... скорее, проецируется на её внешний экран, называемый 'горизонтом событий'."

"Сознание — есть граничное условие между сингулярностью (черной дырой) и внутренним пространством мозга." Горизонт событий отделяет некую "ментальную модель реальности для внутреннего использования в каждом индивидууме" от всего, что существует вне её. И в то же время, он связан с "универсальной информационной матрицей". Это как бы некая "динамическая голографическая граница", одновременно собирающая информацию изнутри мозга, также как из "информационных полей, в которые наш мозг постоянно внедрён. Подобным образом, он оказывается неявно связанным с универсальной информационной матрицей".

Предполагаемой структурой ментального поля является форма тора.

Геометрическая фигура, известная как тор, наилучшим образом подходит для природы и функций, которые Мейер приписывает ментальному полю.

Согласно определению, тор — это "поверхность, получаемая вращением образующей окружности вокруг оси, лежащей в плоскости этой окружности и не пересекающей её".

Мейер представил также причины из разных физических теорий в пользу выбора этой формы для его гипотетического ментального поля. Одна из этих причин связана с теорией осцилляций электрической мозговой активности. Эти ритмы сравнивались в работе с микроскопическими особенностями Вселенной, подобными описываемым в теории струн. Мейер характеризовал их как "многомерные движения тора".

Тороидальная структура обнаруживается в физике везде, от самых микроскопических, до предельных макроскопических масштабов чёрных дыр и вселенной, как целого. И это также может быть эффективным средством динамической интеграции информации между ментальным полем и мозгом.

Более широкие последствия для философии взаимоотношений разума-материи.

"Наша работа может внести прямой вклад для ответа на известный вопрос ...: каким образом может нечто нематериальное, такое как субъективный опыт или самосознание, возникнуть из материального мозга?" Кроме того, сама способность ментального поля извлекать информацию из других полей, как полагает Мейер, может также объяснить некоторые аномальные феномены, типа экстрасенсорного восприятия.

По его мнению, "сознание можно рассматривать как самый базовый строительный блок природы, а следовательно, оно должно присутствовать на всех уровнях фабрики реальности".

С самого появления квантовой физики, ученые изучали её возможности для объяснения сознания. Работа Мейера относится именно к этой области исследований.

Другая аналогичная теория, получившая название "оркестрованная объективная редукция" или "Orch-OR", была разработана физиком сэром Роджером Пенроузом и анестезиологом доктором Стюартом Хамероффом. Как Хамерофф описывает эту теорию: "… она предполагает, что сознание возникает из-за квантовых колебаний в белковых полимерах, называемых микротрубочками внутри нейронов мозга".

Подобно Мейеру, Пенроуз и Хамерофф утверждали, что "существует некая связь между биомолекулярными процессами мозга и основной структурой Вселенной". Они также призвали научное сообщество к серьезному пересмотру представлений о сознании. Как сказал Хамерофф в интервью: "Большинство ученых не способны объяснить происхождение сознания в мозгу, а значит они не могут утверждать также, что сознание вне мозга невозможно".

По материалам:

"Consciousness in the Universe is Scale Invariant and Implies an Event Horizon of the Human Brain" / by Dirk K.F. Meijer and Hans J.H. Geesink /

Beyond Science, "A new theory of consciousness…" / by T.MacIsaac, Epoch Times, Oct 16, 2017 /

(Перевод Андрея Коклина)

Комментарии: