Крипторубль и цифровая экономика: когда государство узаконит блокчейн

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2018-03-22 19:00

цифровизация

Готовящиеся в Госдуме законы по блокчейну — это праздник для IT-предпринимателей

Президент РФ Владимир Путин заявил о необходимости узаконить блокчейн, еще до послания Федеральному собранию, но именно там прозвучала сакраментальная фраза. В конце февраля Президент встречался с председателем Сбербанка Германом Грефом, и тот посетовал на отсутствие регулирования в сфере блокчейна и криптовалют, которое мешает и государству, и майнерам, и стартаперам. «Тот кто опоздает в этом соревновании, попадет в полную зависимость от лидеров этого процесса, — констатировал Путин, имея в виду другие страны. — Нам нужен рывок, и нам надо его обеспечить». Как его обеспечивают законодатели?

Недавнее письмо Путину от министра финансов Силуанова, где подробно описывается блокчейн и криптовалюта — второе знаковое событие, которое указывает на скорые серьезные подвижки в сфере законотворчества. Государственная машина давно подступалась к «блокчейн-хайпу»: за последние пару лет появилось несколько проектов законов и постановлений, которые еще не приняты. Но в последнее время они публикуются с периодичностью несколько раз в месяц, а тут еще и внимание Президента. Кажется, мы сдвинулись с места, и пути назад уже нет. Блокчейн узаконят, и для IT-предпринимателей это хорошие новости.

Первая реакция чиновников на блокчейн пугала. Криптовалюту на всякий случай хотели запретить, а ее эмитентов — наказать. В феврале 2015 года Минфин выпустил проект закона «О внесении изменений в КоАП РФ», где вводится понятие «денежных суррогатов», а за их обращение накладывается штраф до 5 млн рублей и приостановление деятельности компании до 90 дней. Примерно через год Минфин выпустил проект уже «О внесении изменений в УК», и в нем наказание за «суррогаты» еще суровее — до 5 лет лишения свободы. Ни в одном из проектов не было разъяснения этого термина, но все понимали — речь про «крипту».

Мы следили за процессом рассмотрения этих двух законов, и вот что интересно: они уже прошли необходимые стадии согласований перед отправкой в Госдуму. Теперь, если понадобится, они могут пройти все три чтения в Думе за несколько дней и быть принятыми, но власть про них как-будто забыла, и они лежат про запас.

Цифровая экономика. Дальше власти не вспоминали про блокчейн вплоть до декабря 2017 года, и тут началось. Минкомсвязи Алексей Козырев сделал в Совете Федерации доклад о необходимости перемен в законодательстве, связанных с IT. Специальное регулирование, сказал он, требуется в сферах искусственного интеллекта, интернета вещей и блокчейна. Ведь программа «Цифровая экономика» правительством утверждена до 2024 года, а законов, которыми она регулируется, нет.

Сказано — сделано. В первые два месяца 2018 года появилось сразу несколько проектов. Утром 25 января Минфин опубликовал проект закона «О цифровых финансовых активах». В нем описаны понятия «майнинг», «криптовалюта», «токен», «валидатор», «смарт-контракт» и так далее. Купля-продажа токенов на сумму более 50 000 рублей разрешается только между квалифицированными инвесторами (их описание есть в законе «О рынке ценных бумаг»), а сделки должны совершаться по правилам закона «Об организованных торгах». В правовом поле окажутся эмитенты, брокеры, инвесторы и прочие предприниматели, работающие на стыке финансов и IT. Важная мысль документа: криптовалюта не является средством платежа.

Интерес депутатов. Вечером того же дня публикуется проект закона «О системе распределенного национального майнинга». Его автор — депутат Госдумы Ризван Курбатов, автор нескольких законопроектов в сфере миграции и национального вопроса, прежде не известный в сфере IT. Формулировки и стиль изложения в его проекте очень похожи на проект Минфина. Так бывает у студентов, которые скачивают из сети курсовую, и переписывают на свой лад. Впрочем, по сути проекты разные: Минфин описывает регулирование эмиссии и обращения токенов частными организациями, а Курбатов предлагает государству эмитировать «крипторубль» и использовать наравне с обычным рублем. Комитет госдумы по финансовому рынку выступил против и «зарубил» проект Курбатова: проект внесен в Госдуму, но из-за негативного отзыва Комитета пока отклонен. В любом случае, этот курьезный эпизод показывает, что у чиновников большой интерес к теме, и они даже соревнуются в законотворчестве на время.

ICO и блокчейн. А вот два других проекта постановлений правительства, появившихся на рубеже 2017 и 2018 годов — совершенно серьезные и исключительно прикладные. Пока ICO государством никак не регулируется, Минкомсвязи решило начать учет организаций, которые его проводят. 9 февраля министерство опубликовало проект постановления «Об аккредитации организаций, предоставляющих возможность выпуска цифровых токенов», который предполагает, что ICO смогут проводить аккредитованные государством организации. Требования к «организациям, предоставляющим возможность выпуска токенов» простые: система аккредитации — заявительная, уставной капитал не менее 100 млн рублей и обязанность по первому предъявлению выкупать токены по номиналу.

Государство намерено не только регулировать, но и использовать блокчейн. В конце 2017 года был опубликован проект постановления «О проведении на территории г. Москвы эксперимента по использования технологии блокчейн», и сейчас он прошел все формальные процедуры и готов к принятию Правительством. Эксперимент будет проходить в кадастре недвижимости Москвы, где чиновники собираются регистрировать данные ЕГРН с использованием блокчейна. Чтобы эксперимент считался успешным, в нем к концу лета 2018 года должны поучаствовать 100 тыс. пользователей, и 80% из них должны остаться довольными. Ответственным будет Минкомсвязи и Правительство Москвы, а реализацией предположительно займутся Внешэкономбанк, Сбербанк и Ростелеком. В итоге, по словам чиновников Минкомсвязи, государство и вовсе может создать свою блокчейн платформу.

У Минкомсвязи репутация одного из самых эффективных министерств, полагаю, скоро мы увидим сдвиг — какие-то из проектов будут приняты правительством, потом появятся новые. Рост числа новых проектов говорит, что перемена в отношении к блокчейну наступит совсем скоро. В течение 2018 года сформируется новый рынок, связанный с технологией. Оценить его пока сложно, но уже видно, что новые законы и государственные инициативы очертят рамки, внутри которых вырастет целая экосистема бизнеса.

Узаконят смарт-контракты — значит будет спрос на юристов, которые смогут отстаивать их в суде. Будет узаконена криптовалюта — банкам понадобятся «обменные пункты». Государство переведет часть информационных услуг на блокчейн — IT-компании будут участвовать в разработке. Кстати, один наш клиент — IT-гигант всерьез рассматривает такую возможность в будущем и уже вкладывается в исследования в сфере блокчейна, но пока, что называется, пишет в стол.

Мы с нетерпением ждем, когда блокчейн из горячей темы для обсуждений станет просто очередной рабочей технологией, как оптоволокно или нейросети. Ведь она далеко не везде применима. Скоро программисты будут думать, как лучше хранить данные — в блокчейн или на централизованно — отталкиваясь не от моды, а от целесообразности. И формирование законодательных рамок как раз означает начало заката «блокчейн-хайпа». Так было, например, с операцией по пересадке сердца: сначала чудо, со временем — услуга в клинике.


Источник: www.forbes.ru

Комментарии: