Эффект ощущения присутствия.

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2018-03-22 14:00

Работа разума

Эффект ощущения присутствия

Это явление хорошо известно альпинистам, полярным исследователям, морякам, очутившимся в изоляции, и спортсменам, занимающимся видами спорта, требующими выносливости. Его иногда называют «ангелом-хранителем», который появляется в крайне трудных ситуациях и необычном окружении. Особенно часто в условиях ожесточённой борьбы за выживание, в самом суровом климате, в состоянии чудовищного напряжения или стресса мозг, по-видимому, обращается за физическим руководством или моральной поддержкой к невидимому существу.

В своей книге «Фактор третьего» Джон Гайгер перечисляет условия, которые ассоциируются с ощущаемым присутствием: однообразие, темнота, голый ландшафт, изоляция, холод, травмы, обезвоживание, голод, усталость и страх. К этому списку можно добавить депривацию сна, которой, вероятно, объясняются упоминания об ощущаемых присутствиях в записях Чарльза Линдберга, сделанных во время трансатлантического перелёта Нью-Йорк — Париж. Во время этого исторического рейса Линдберг ощутил, что в кабине самолёта «Дух Сент-Луиса» он находится не один: «Фюзеляж за моей спиной заполнился призрачными существами — смутными силуэтами, прозрачными, движущимися, невесомо путешествующими со мной в самолёте. Их появление не удивило меня. В нём не было внезапности». Важнее всего то, что условия в кабине не изменились — в ней не было ни тумана, ни отражённого света. Линдберг вспоминает: «Не поворачивая головы, я видел их так же отчётливо, как в обычном поле зрения». Он слышал даже «властные и отчётливые голоса», но после завершения полёта признавался: «Я не помню ни единого слова из того, что они говорили». Что делали там эти призрачные существа? Стремились помочь, «обсуждали мой полёт и давали советы, говорили о проблемах с навигацией, подбадривали, передавали важные сообщения, недостижимые в обычной жизни».

Выдающийся австрийский альпинист Герман Буль, первым покоривший вершину Нанга-Парбат высотой 8126 метров, — девятый по величине пик мира, прозванный «гора-убийца», поскольку при восхождении на неё погиб 31 альпинист, — на обратном пути вдруг обнаружил, что у него есть компания, хотя на вершину поднимался он один: «У Зильберсаттеля я увидел две точки. И чуть не закричал от радости: кто-то идёт вверх. Я слышал голоса, кто-то позвал «Герман!», но потом я понял, что это камни на пике Чонгра, возвышающемся позади. Разочарование оказалось горьким. Подавленный, я снова двинулся в путь. Такие осознания случались часто. Потом я слышал голоса, отчётливо слышал своё имя — галлюцинации». По сути дела, на протяжении всего испытания Буль «испытывал удивительное ощущение, что не один».

В альпинистском фольклоре таких рассказов известно множество. Самый знаменитый в истории альпинист-одиночка (первым взошедший на Эверест без запаса кислорода) Райнхольд Месснер вспоминает, как часто беседовал с воображаемыми спутниками во время экспедиций в разрёженном воздухе Гималаев. Связывая эффект ощущения присутствия с верой в более широком смысле, Майкл Шермер заинтересовался отчётом альпиниста Джо Симпсона о том, что случилось с ним во время спуска с вершины Сиула-Гранде высотой 6344 м в Перуанских Андах после того, как несчастный случай создал угрозу для его выживания. Пока Симпсон пытался вернуться в базовый лагерь, у него в голове вдруг материализовался второй разум, который обеспечивал ему помощь и утешение. Определив, что голос исходит не из плеера Walkman, Симпсон решил, что столкнулся с совершенно новым для себя явлением: «Голос был чистым, резким и властным. Он всегда оказывался прав, я прислушивался к нему и следовал его указаниям. Другой разум перебирал бессвязные образы, воспоминания и надежды, за которыми я следил, как в полусне, продолжая выполнять приказы голоса».

Самопровозглашённый атеист Симпсон приписал свой опыт «шестому чувству», которое, по его мнению, скорее всего, являлось эволюционным пережитком давнего прошлого, и назвал его просто «голосом». В отличие от него в классических мемуарах «Последнее плавание «Карлука» глубоко религиозный исследователь Арктики Уильям Лэрд Маккинли описал опыт ощущения присутствия так: «<Чувство> наполнило меня ликованием, как ни одно земное. Постепенно оно проходило, а я возвращался к кораблю, всецело убеждённый, что никакой агностик, скептик, атеист, гуманист или сомневающийся никогда не отнимет у меня уверенности в существовании бога». И действительно, как отмечал психолог Джеймс Аллан Чейн, специалист по исследованию сверхъестественного опыта, «зачастую двойственность сознания ассоциируется с присутствием, в котором непримиримый реалист одновременно чувствует нечто и нереальное в обычном смысле слова, и непреодолимо притягательное — настолько притягательное и стойкое, что этому присутствию даже машинально и мимоходом могут предложить угощение».

Iditarod — безостановочные гонки на собачьих упряжках между Анкориджем и Номом на Аляске на дистанции протяжённостью тысячу шестьсот километров, во время которых каюры в течение 9–14 суток обходятся минимальным количеством сна. Всё это время они проводят в полном одиночестве, если не считать их собак, редко видят других участников состязаний, зато часто — галлюцинации, в которых фигурируют лошади, поезда, НЛО, невидимые самолёты, оркестры, фантастические животные, человеческие голоса ниоткуда, иногда — фантомы людей возле тропы, воображаемых друзей, присаживающихся прокатиться на сани и развлекающих каюров беседой во время длинных одиноких перегонов. Четырёхкратный победитель Ланс Мэкки вспоминал день, когда он гнал упряжку и увидел на обочине вяжущую на спицах девушку. «Она засмеялась мне, помахала рукой, я проехал мимо, и она исчезла. Смех, да и только». Каюр Джо Гарни заметил, что в его санях едет какой-то человек. Он вежливо попросил незнакомца сойти, но тот не шевельнулся. Тогда Гарни похлопал его по плечу и настойчиво потребовал покинуть сани, а когда незнакомец отказался наотрез, Гарни ударил его.

Что происходит с мозгом во время ощущения присутствия?

Долгое время «фактор третьего» связывался с высотной болезнью, которая возникает из-за кислородного голодания. Её симптомы включают головокружение, тошноту, бессонницу, кровоизлияния в глазах и, в тяжёлых случаях, отёк мозга и лёгких. Разновидностью высотной болезни является горная болезнь, в возникновении которой играет роль также физическое переутомление, обезвоживание, переохлаждение, резкие перепады температур, тяжёлые погодные условия. Но всё же кислородное голодание остаётся основным патологическим фактором.

Специалисты из исследовательского центра Eurac Research в Италии и Инсбрукского университета имени Леопольда и Франца в Австрии считают, что галлюцинации не являются следствием кислородного голодания и возникают независимо от него. Свои выводы исследователи изложили в статье в журнале Psychological Medicine.

Они рассмотрели 83 эпизода галлюцинаций у альпинистов и изучили сопутствовавшие симптомы.

«В нашем исследовании мы обнаружили, что существует группа симптомов, которые являются чисто психотическими, — рассказывает Герман Брюггер, один из авторов работы. — То есть, хотя они возникают на большой высоте, они не могут приписываться органическим факторам, таким как отёк мозга, потеря жидкости или инфекции».

Однако причину галлюцинаций учёные с уверенностью назвать не могут. Они предполагают, что появление кажущегося «третьего» может быть связано с одиночеством или нахождением в маленькой группе или тяжёлыми условиями восхождения. Известно, что при возвращении на безопасную высоту галлюцинации пропадают и не имеют долговременных эффектов.

Некоторые люди с редкими видами черепно-мозговых травм тоже порой испытывают явственное ощущение присутствия рядом неких потусторонних объектов. Исследователи из Швейцарии провели эксперимент с участием дюжины таких пациентов и пришли к выводу, что подобные чувства могут возникнуть в том случае, когда мозг человека не в состоянии интегрировать надлежащим образом различные сигналы, получаемые от конечностей. Об этом опыте рассказывается в статье, опубликованной в журнале Current Biology.

Чтобы проверить свою гипотезу, неврологи также провели эксперимент с участием здоровых добровольцев в лаборатории, в ходе которого при помощи робота воспроизвели иллюзию присутствия призрака.

Для этой работы скооперировалась команда нейробиологов и робототехников. Учёные использовали различные методики сканирования мозга, чтобы определить, какие зоны были повреждены во время травмы у пациентов, сообщающих об ощущениях потустороннего присутствия. Затем полученные данные сравнили с результатами сканирования мозга пациентов из контрольной группы, в которую входили люди с травмами мозга, испытывающие другого рода галлюцинации.

Единственная зона, которая оказалась однозначно вовлечённой в создание иллюзии призрачного присутствия, оказалась лобно-теменной корой. Этот участок головного мозга отвечает за интеграцию различных видов сенсорных и моторных сигналов. Две других зоны, отвечающие за телесное самосознание (височно-теменная кора и островок головного мозга), также были повреждены у представителей обеих групп.

«Полученные нами результаты также показывают, что не все типы иллюзорных ощущений возникают одинаковым образом. Мы узнали, что нейронные сети, задействованные в иллюзии присутствия призрака, отличаются от сетей, которые участвуют в ощущениях внетелесного опыта или видения тёмного двойника», — рассказывает ведущий автор исследования Олаф Бланке из Федерального технологического института Лозанны.

Бланке предположил, что возникающий эффект может быть обусловлен тем, что мозг оказывается не в состоянии определить источник сенсорного или моторного сигнала от конечностей тела, что даёт ощущение ложного положения в пространстве. В нейробиологии это явление известно как нарушение проприоцепции, или нарушение ощущения положения частей тела относительно друг друга.

Поэтому Бланке и его коллеги обратились к робототехникам, чтобы те помогли им поставить эксперимент со здоровыми добровольцами. Учёные хотели узнать, можно ли человека без травмы мозга запутать в собственных телесных ощущениях.

Ничего не знающих о целях эксперимента добровольцев пригласили в лабораторию. Им завязали глаза и попросили надеть наушники, которые транслировали белый шум, чтобы заглушать звуки работы роботов-ассистентов. Сами роботы были сконструированы по принципу «ведущий-ведомый»: один воспроизводил движения другого.

Доброволец становился между двумя роботами лицом к ведущему. Он должен был двигать рычаг машины в произвольных направлениях указательным пальцем правой руки, затем компьютер передавал сигналы ведомому роботу, находящемуся сзади, а тот прикасался к спине добровольца, точно следуя его изначальным движениям. Важно отметить, что воспроизведение движений происходило либо сразу же, либо с задержкой на полсекунды.

После нескольких минут эксперимента те участники, которых робот касался сразу же, почувствовали, как будто они сами себя трогают, даже несмотря на то, что ручки стояли перед ними, а прикосновения они чувствовали на своей спине. А вот полусекундная задержка спровоцировала ощущение призрачного присутствия, как будто кто-то или что-то касалось добровольцев сзади. Многие участники эксперимента сообщили, что за спиной у них стояло нечто сверхъестественное.

Для проведения второго эксперимента учёные пригласили уже других добровольцев. Участникам показали четырёх человек, которые сидели и болтали друг с другом, и сказали, что сейчас они примут участие в тестировании, а один или несколько человек из этой четвёрки могут присутствовать в комнате.

Участники той группы, которой были предназначены прикосновения с задержкой, после испытания рассказали, что они чувствовали присутствие четырёх человек в комнате, хотя на самом деле находились в ней поодиночке.

«Иллюзии были вызваны несоответствием между ожидаемой и фактической сенсорной информацией», — поясняет Бланке.

Использованные материалы:

Майкл Шермер «Тайны мозга. Почему мы во всё верим»;

gazeta.ru/science/2017/01/05_a_11575718.shtml;

vesti.ru/doc.html?id=2112344.

Комментарии: