Цифровой кругозор российских ученых |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2018-03-15 16:03 Насколько современные цифровые технологии проникли в деятельность российских кандидатов и докторов наук, выяснили специалисты Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. В 2017 году был проведен опрос более 2 тысяч обладателей ученой степени, представляющих все области науки и занятых как в академическом секторе (НИИ и вузах), так и в организациях промышленного производства и сферы услуг. Респондентов спрашивали о знакомстве с наиболее распространенными цифровыми технологиями1. Под владением информационными технологиями могут пониматься различные навыки: от работы с базовыми офисными программами до применения новейших цифровых методов, от чисто теоретических знаний до практического повседневного использования. Среди опрошенных кандидатов и докторов наук 85% регулярно применяют на практике навыки пользования компьютером и интернетом, еще 10% используют их периодически. Случаи, когда кандидаты и доктора наук в своей профессиональной деятельности практически не работают с компьютером, единичны (как правило, это сотрудники старших и средних возрастов; большинство из них заняты в вузах). Навыки сбора и обработки данных с использованием информационных технологий регулярно задействуют 48% обладателей ученой степени, еще 33% — периодически. Что касается продвинутых цифровых навыков, то о многих технологиях опрошенные как минимум слышали, однако спектр их практического использования еще весьма ограничен. Ориентация в актуальной цифровой повестке Уровень осведомленности российских кандидатов и докторов наук о новейшей цифровой терминологии отражен на рис. 1 (процент указавших, что знакомы с термином). Данные приведены как в среднем по выборке, так и по типам организаций. Единственный термин, о котором знают больше половины (57%) респондентов, — Big Data Analysis. С ним в топ-5 цифровых терминов входят Machine Learning, User Interface Design, Data Mining, Cloud and Distributed Computing. Наиболее осведомлены о современных информационных технологиях сотрудники научно-исследовательских организаций (для большинства терминов доля знающих в НИИ выше, чем в вузах и организациях неакадемического сектора). Также больше знакомы с цифровой терминологией молодые ученые: разница в уровне знаний между группой в возрасте до 29 лет и средним значением по всей выборке по отдельным технологиям достигает 10–15 п.п. Например, о термине Data Mining знают 60% молодых ученых (по сравнению со средней на уровне 43,7%). С точки зрения научной специализации самые продвинутые цифровые пользователи — представители естественных, технических, общественных наук и математики; наименее осведомленные — кандидаты и доктора сельскохозяйственных наук. Существенных отличий в развитии цифрового кругозора между рядовыми специалистами и сотрудниками с руководящими функциями по приведенным терминам не наблюдается. Разница между теми, кто по основной деятельности активно вовлечен в исследования и разработки, и теми, чьи обязанности не предполагают исследовательских функций, гораздо значительнее: так, термин Big Data Analysis знаком 59% исследователей и только 43% тех, чья работа не содержит исследовательской составляющей. Использование продвинутых цифровых навыков на практике Анализ больших данных (Big Data Analysis) хотя бы изредка применяет каждый третий обладатель ученой степени в России, а такие связанные с ним более специализированные инструменты, как Data Mining и Text Mining, — лишь каждый четвертый и каждый пятый соответственно, еще меньше (13,9%) разбираются в реляционных и нереляционных базах данных (SQL/NoSQL). Данное сопоставление говорит о заметном расхождении между знанием о цифровых технологиях на уровне терминов и опытом их реального использования. О нейросетях (Neural Network) знают около 40% обладателей ученой степени, а реально используют 14,4% всех опрошенных. На рис. 2 приведены данные о применении определенных цифровых технологий (к этому вопросу переходили те, кто знают перечисленные термины). Применение отдельных цифровых технологий значительно варьируется в зависимости от типа организации: User Interface Design чаще практикуется вне академического сектора, в то время как Big Data Analysis и Machine Learning активнее применяют кандидаты и доктора наук, занятые в НИИ и вузах (рис. 3). Среди всей выборки больше всего разработчиков мобильных приложений (Mobile Application Development) оказалось в НИИ. Результаты опроса показали, что о каждой из рассмотренных новейших цифровых технологий, за исключением Big Data Analysis, знают менее половины обладателей ученой степени, еще меньше (от 10 до 30%) их используют. Самые молодые, ожидаемо, лучше владеют цифровой терминологией, однако если респонденты средних и старших возрастов знакомы с какими-то информационными технологиями, то чаще применяют их на практике. 1. Перечень цифровых технологий, наиболее часто упоминаемых в научных публикациях и профессиональных медиа, сформирован с использованием разработанной ИСИЭЗ НИУ ВШЭ системы интеллектуального анализа больших данных Intelligent Foresight Analytics (iFORA). Источники: Данные специализированного обследования, проведенного в 2017 г. Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ в рамках реализации проекта Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ «Мониторинг поведения субъектов инновационного процесса: научные организации и научные кадры высшей квалификации». Материал подготовили Наталья Шматко, Галина Волкова Источник: issek.hse.ru Комментарии: |
|