Что такое подросток

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2018-03-09 08:19

Психология

Что такое подросток

Подростковый период – этап бурных изменений, которые происходят с взрослеющим человеком. Эти изменения требуют реакции членов семьи, адаптации к изменившейся ситуации. Часто семья не хочет принимать эти изменения и пытается вырнуть подростка в более удобное, контролируемое положение. Это, конечно, невозможно, подростковый период связан с качественными изменениями в человеке. Процесс изменений невозможно остановить или повернуть вспять, не нанеся при этом серьезного урона личности взрослеющего человека.

Подростковый период точнее всего описывается такими понятиями, как изменение, модификация, преобразование. Изменения происходят в четырех областях: тело, мышление, социальная жизнь и самосознание.

Изменение тела

В течение сравнительно короткого периода тело ребенка претерпевает глубокие изменения. Это постепенный переход от тела ребенка к телу взрослого человека.

В этот период подросток решает важные для себя задачи. Во – первых, изменяется представление о самом себе, как внутреннее, так и внешнее. И с этой новой формой нужно ужиться, ответить себе на вопрос – что я представляю из себя?

Во – вторых, гормональные изменения сталкивают подростка с новыми ощущениями в теле, новыми влечениями. И также нужно понять, как теперь с этим обходиться.

Телесные изменения вынуждают подростка выстраивать новые отношения с самим собой, своим телесным образом, а это сложно и ново для него.

В этот период часто можно сталкиваться с раздражительностью, быстрой утомляемостью и частыми сменами настроения подростка. С одной стороны, это связано с физиологическими процессами в организме. С другой же стороны, так выражается тот период неустойчивости, который сопровождает процесс построения новой картины тела. Многие юноши и девушки до конца не понимают происходящих в теле физиологических поцессов, в результате этого может снижаться эмоциональное принятия самого себя, возрастает недовольство собой.

На фоне этих явлений возникает большая озабоченность собственной внешностью. Часто подростки стремятся к украшению себя, но можно видеть и другие варианты: подросток перестает ухаживать за собой, носит мешковатую одежду, скрывающую очертания тела. Напряжение, вызванное изменениями, происходящими в теле, усугубляется в подростковом возрасте тем, что мнение сверстников представляется сверхважным.

Изменение мышления

В этой области происходят качественные изменения. Развивается способность к абстрактному мышлению и расширяется временная перспектива. К концу пубертатного периода по качеству интеллектуальных процессов подросток практически равен взрослому. Действительно, у взрослого нет качественно иных интеллектуальных способностей по сравнению с подростком, однако, уровень опыта позволяет взрослому в большинстве случаев мыслить на более высоком уровне. Т.е. при равной возможности совершения мыслительных операций, у взрослого больше материала, который он может анализировать, больше практики в сфере мышления.

Специфическое переживание подростка в этот период – это «чувство взрослости» – переживание физической и интеллектуальной равности взрослому. Подросток понимает, что может рассуждать подобно взрослому, понимать себя, физически сравнялся с взрослым.

Взрослые при этом наоборот равенство признавать никак не хотят, они понимают насколько незрелы, а порой и опасны бывают суждения подростка и стремятся внушить ему осознание того, что он "ничего не понимает".

Изменения в системе отношений

Вероятно, именно здесь происходят наиболее драматические события подросткового периода. Итоговая задача подростка в этой области – создание собственной системы ценностей через сравнение ценностей родительской семьи и внешних ценностей, с которыми он сталкивается, получая опыт общения в других социальных группах. Это как раз и раздражает многих родителей: они понимают, что уже не являются ориентирами для ребенка, он с ними спорит и ставит под сомнение их жизненные выборы.

Ведущей деятельностью подросткового периода (то есть деятельностью, необходимой для образования главных психических качеств) является общение со сверстниками. Это общение необходимо подростку в большом количестве, оно критически важно для формирования его личности. Группа сверстников становится своеобразной системой отсчета для оценки поступков себя и других.

Мнение ровесников становится принципиальным для формирования самооценки подростка. Подростку важно получать одобрение этой группы, иметь в ней определенный статус, отвечать тем нормам, которые приняты в подростковой среде. Здесь, в зависимости от своего положения среди ровесников, он получает опыт принятия или отвержения, который скажется на его дальнейших отношениях с людьми, в семье, на работе.

Часто позиция родителей осложняет прохождение подросткового периода, тем самым, делая этот напряженный период еще труднее. Например, важнейшая с точки зрения подростка задача – интенсивное общение в среде сверстников, представляется родителям нежелательным. Родители усматривают в этом общении опасность для своего ребенка, волнуются, что он где то»шляется», вместо того, чтобы заняться делом, либо не вылезает из социальных сетей, которые сегодня стали аналогом подростковых сообществ прошлого. Родители хотят уберечь подростка от дурных влияний, «неправильных» друзей, волнуются, что общение крадет время, предназначенное для учебы, их раздражает бесцельность пустой болтовни с друзьями.

Высокая ценность образования и достижений, свойственная нашему обществу, оказывает дополнительное давление, т.к. в подростковый период, такой важный для дальнейшего поступления в учебные заведения, дети не проявляют никакого учебного рвения, а проявляют противоположные наклонности, которые кажутся родителям чрезмерно легкомысленными. Так зависание в социальных сетях, которое обслуживает потребность подростка в позиционировании себя и общении со сверстниками кажется родителям лишенным всякого смысла.

Осуждая нормы, которыми живут подростковые сообщества, резко критикуя внешний вид или образ жизни подростка, взрослые осложняют ситуацию, внося еще больше напряжения. Подросток, таким образом, попадает в ситуацию двойного давления: с одной стороны стремление получить одобрение и высокий статус среди ровесников толкают его к попыткам соответствовать нормам, принятым среди сверстников. С другой стороны родители своим давлением противостоят этим попыткам, и подросток оказывается в очень непростом положении, где, подчинившись требованиям одной стороны, он неизменно попадет под осуждение другой.

Становление самосознания

В подростковом возрасте появляется способность к рефлексии, и в результате этого у подростка происходит открытие себя как личности и формирование самосознания. Происходит выделение себя как отдельного человеческого существа со своей историей, своим будущим, со своей системой выборов. В процессе становления самосознания подростки могут размышлять о смысле жизни и смерти, о предназначении человечества, о самосовершенствовании, об улучшении жизни общества, о путях устранения опасностей, грозящих людям и проч. Как правило, эти идеи односторонни, преувеличены, негибки, часто наивны, однако, они играют важную роль в создании собственной системы ценностей. Путем раздумий и фантазий подросток как бы разрабатывает свои собственные жизненные принципы, этические нормы. Для обсуждения важных для себя тем подростки ищут единомышленников среди сверстников, с которыми эмоционально обсуждают вопросы жизни, любви и проч.

Несмотря на то, что период отрочества сопряжен со вполне ощутимыми физиологическими изменениями, не они являются причиной острого, болезненного протекания подросткового периода. Антропологические исследования сильно изменили представления об отрочестве, центральная роль в феномене подросткового кризиса была отведена социальным факторам. Прохождение подросткового периода в различных культурах и в разные времена различно, оно не определяется природой людей, скорее кризис связан с культурными особенностями общества.

В целом пубертат у всех народов и в разные культурные эпохи наступал в одно и то же время (хотя здесь есть некоторые вариации), и биологическая составляющая этого периода везде одинакова. Однако, есть культуры, где возраст отрочества не является периодом стрессов и конфликтов. Подросткового кризиса, например, не существует в примитивных культурах, существует мнение, что и в европейских культурах он существовал не всегда. В прошлом, когда половая зрелость человека была гарантом возможности жить самостоятельно, иметь свою семью, человек, достигший половой зрелости, благополучно отделялся от семьи и естественным образом входил в мир взрослых. Речь идет о том времени, когда половая зрелость совпадала с освоением человеком определенного уровня профессиональной компетентности, и он был способен вести отдельную, взрослую жизнь не только физиологически, но и экономически.

Сегодня производство усложнилось настолько, что его освоение требует гораздо большего времени и, соответственно, сильно удлинился период экономического и социального взросления человека. Сейчас зрелое в физиологическом смысле человеческое существо еще очень далеко от социальной зрелости, и юноша или девушка остаются в родительской семье на правах ребенка долгие годы. Это, разумеется, влияет на отношение к подросткам и на их самоощущение.

Конфликтному и болезненному протеканию подросткового периода в нашем обществе способствует необходимость самоопределения, ответа на вопрос «Кто я?». Эта необходимость, вероятно, существовала во все времена и во всех культурах, однако в современном мире существует такое множество вариантов ответа на этот вопрос, что это порождает значительную тревогу выбора и ответственности.

Чего хотят подростки

Основное направление конфликта между подростками и родителями можно определить, как желание подростков принимать собственные решения относительно своей жизни и невозможность взрослых в этот период отказаться от контроля над поведением подростка.

В общих чертах подростки хотят примерно следующего:

– свободно ходить куда – либо,

– выбирать развлечения,

– выбирать, с кем быть, чему учиться,

– распоряжаться деньгами.

Родители же подростков чаще всего недовольны внешним видом подростков, их отношением к учебе, вредными привычками, отсутствием интересов, несоблюдением моральных норм.

В результате конфликтов растет стена отчуждения между родителями и подростками. Желание родителей контролировать подростка в столь «опасный» для его жизни период наталкивается на сильнейшую потребность подростка в автономности и ощущении собственной значимости среде ровесников.

Перед подростком стоит задача укрепления веры в себя и ответа на вопрос «Кто я?», а со стороны родителей преимущественно он видит контроль и критику. Такое общение травматично для подростка и он, вероятно, будет все больше его избегать, отдаляясь от родителей. Если в семье мнение подростка обесценивается, то он с еще большим энтузиазмом будет искать то место, где он сможет высказаться и быть услышанным, где его мнение будет чего-то стоить.

Подросток ищет пути самоутверждения в мире и так отдаляется от семьи, это естественный и необходимый процесс. От того, насколько семья принимает взрослеющего ребенка со всеми особенностями, насколько она умеет поддержать его в поиске себя, не привязывая и не делая беспомощным, зависит насколько здоровыми и приносящими радость будут отношения впоследствии.

Но, несмотря на стремление к самостоятельности, подростку нужны родители и их теплое отношение! Подростки часто воспринимают события и окружающий мир с долей драматизма, этот возраст связан с ощущением отчаяния и трагизма происходящего. Поэтому подростки особенно нуждаются в тепле близких отношений. В реальности же часто общение между родителями и подростками сводится к контролю над качеством учебы и выполнением обязанностей. Складывается ситуация, когда единственное пространство общения между родителями и подростком – это пространство, где ребенка критикуют, где он неодобряем и неуспешен. Для подростка такая ситуация крайне мучительна и он, вероятно, будет всячески избегать такого общения, замыкаясь в себе, уходя в виртуальный мир или исчезая из дома. В этот период родителям нужно стараться найти время и почву для общения, в котором нет место оценкам и критике, которое доставляет обоим удовольствие.

Родителям, которые имеют проблемы в отношениях с подростком важно помнить, что подобные трудности встречаются в жизни почти всех родителей. Иногда такие проблемы замалчиваются, не выносятся на публичное обсуждение. Для некоторых родителей признать, что они имеют проблемы с ребенком – все равно, что получить отрицательную оценку своего родительства. Тем не менее, родители часто испытывают переживания озабоченности, беспомощности, унижения и вины общаясь со своими детьми-подростками.

Важно помнить, что задача этого периода для родителей не ограничивается построением новых отношений с подростком. Задача заключается в первую очередь в реорганизации собственной жизни, значительную часть которой раньше занимала забота о ребенке. Чем больше подросток отдаляется от семьи, тем больше родители могут ощущать пустоту. Для многих родителей, как ни парадоксально это звучит, лучше и спокойнее решать проблемы подростка, чем сталкиваться с пустотой собственной жизни, которая раньше во многом была организована вокруг ребенка.

Период отрочества ребенка и его постепенного ухода в самостоятельную жизнь - время реоргинизации семейных отношений и внутреннего наполнения жизни родителей. Оттого, насколько гибкой и способной к изменениям оказывается семейная система, насколько она адаптивна, зависит благополучие всех ее участников.

Отличные книги про то, как поддержать себя и ребенка в этот непростой период - Баярд "Ваш беспокойный подросток" и Найджел Латта "Пока ваш подросток не свел вас с ума"

Автор: Елизавета Филоненко


Источник: m.vk.com

Комментарии: