Переходим ко второму обширному разделу когнитивных искажений, который мы затронем.

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2018-02-28 19:11

Работа разума

Переходим ко второму обширному разделу когнитивных искажений, который мы затронем. В нем выйдет несколько материалов про искажения, связанные со сложностью понимания.

Окружающий мир очень сложный и мы не можем наблюдать его целиком, а видим лишь маленький кусочек. Но нам нужно делать какие-то выводы о нём, чтобы выживать. Мозг воспринимает ограниченный объем информации, воспринятый органами чувств. Оставшиеся белые пятна мы заполняем тем, что мы думаем, что знаем.

Мы обнаруживаем истории и закономерности даже в скудных данных. Поскольку мы видим только маленький кусочек реальности и отсекаем почти всё остальное, мы никогда не знаем про события всего. Поэтому мозг воссоздаёт картину мира у нас в голове, чтобы воспринимать его целым и непрерывным, а не раздробленным.

Примерами таких искажений могут быть:

— Парамнезия - нарушения и расстройства памяти, выражающиеся в ложных воспоминаниях; может происходить смешение прошлого и настоящего, а также реальных и вымышленных событий. Парамнезия часто характеризуется переоценкой влияния собственной личности на исход некоторых событий, имевших место в прошлом.

— Иллюзия кластеризации — заблуждение, в ходе которого люди видят некие закономерности в наборе случайных происшествий, даже когда между ними нет никакой взаимосвязи. В качестве примера бессознательного желания людей видеть закономерности в цепочках случайных событий можно привести игорные заведения — в любом казино полно клиентов, убеждённых в том, что, если ранее четыре раза подряд выпало «красное», необходимо всё ставить на него.

— Ошибка из-за размера выборки - это искажение показывает, что мы совершенно не умеем обращаться со статистикой. Статистические данные хорошо работают с большими выборками, а с маленькими — плохо. Но мы не можем этого оценить и ждём, что в маленьких группах действуют те же принципы, что и в больших.

— Отрицание вероятности – люди часто не в состоянии правильно оценить риск или опасность того или иного занятия. Для упрощения процесса вероятность риска или игнорируется полностью, или ей приписывается решающее значение. Это приводит к тому, что мы считаем сравнительно безобидные виды деятельности опасными, а опасные — приемлемыми. Не так много людей боится ездить в автомобиле. Зато мысль о полете на самолете вызывает внутренний трепет у гораздо большего количества. Полеты — противоестественное и в чем-то опасное занятие. Но при этом каждый человек знает, что вероятность погибнуть в автокатастрофе гораздо выше, чем вероятность погибнуть при крушении самолета. Различные источники определяют шансы смерти в автомобильной аварии как 1 к 84, а вероятность смерти в авиакатастрофе — 1 к 5000 или даже 1 к 20 000.

— Иллюзия обоснованности – люди склонны верить своим представлениям и считать их значительно более точными, чем это подтверждается фактами.

— Иллюзия новизны — интересный психологический эффект. Он возникает, когда человек, впервые увидев продукт, начинает замечать его повсюду.

— Ошибка игрока - распространённое ошибочное понимание случайности событий. Связана с тем, что, как правило, человек не осознаёт на интуитивном уровне того факта, что вероятность желаемого исхода не зависит от предыдущих исходов случайного события. Например, в случае с подбрасыванием монеты много раз подряд вполне может произойти такая ситуация, что выпадет 10 «решек» подряд. Если монета «нормальная», то для многих людей кажется очевидным, что при следующем броске вероятность выпадения орла будет больше. Тем не менее такой вывод является ошибочным. Вероятность выпадения следующего орла или решки по-прежнему остаётся 1/2.

— Парейдолия — разновидность зрительных иллюзий (так называемые «сенсорные иллюзии дополнения»), заключается в формировании иллюзорных образов, в качестве основы которых выступают детали реального объекта. Таким образом, смутный и невразумительный зрительный образ воспринимается как что-либо отчётливое и определённое — например, фигуры людей и животных в облаках, изображение лица человека на поверхности Марса.

— Антропоморфизм - перенесение человеческого образа и его свойств на неодушевлённые предметы, на одушевлённых существ, на явления и силы природы, на сверхъестественных существ, на абстрактные понятия и др.

Комментарии: