Мировые СМИ разнесли очередную новость о том, что «учёные скрывают». Психолог Гордон Гэллап (Gordon G. Gallup) проболтался газете The Sun, будто американские приматологи ещё в 20-е годы прошлого века вывели гибрид человека и шимпанзе. Откуда Гэллап об этом знает? Оказывается, лет 40 назад ему об этом поведал его университетский преподаватель. Давным-давно, будучи аспирантом, он работал в лаборатории Роберта Йеркса (Robert Yerkes) в парке Оранж (Флорида), где под покровом тайны и проводился фантастический эксперимент. Приматологи оплодотворили самку шимпанзе человеческим семенем от неизвестного донора. Обезьяна не только забеременела, но и родила живого детёныша. Однако через несколько недель учёные «осознали морально-этические последствия эксперимента», пришли в ужас, и гибрида пришлось умертвить.
Разумеется, никаких доказательств Гэллап не предъявил. Нет ни останков удивительного существа, ни фотографий, ни документов. Даже фамилия профессора, хранившего тайну много лет и открывшегося Гэллапу, не разглашается. Тем не менее, новость под заголовками типа «Подтверждено создание гибрида человека и обезьяны» растиражировали СМИ, в том числе российские.
Любопытно, что в изданиях новость украшает фото здоровенной обезьяны (см., например, здесь), так что у читателя может возникнуть мысль: вот он, рукотворный питекантроп! Однако младенец, убитый в возрасте нескольких недель, вымахать до таких размеров никак не мог. Разумеется, ведь на самом деле на фото изображён известный шимпанзе Оливер, который к гипотетическому опыту во Флориде никакого отношения не имеет.
Оливер — шимпанзе, пойманный в Конго в юном возрасте — стал популярным в 1970-е годы благодаря своей «человекоподобной» внешности, привычке ходить на двух ногах, как человек, а также нездоровому интересу, который этот энергичный самец проявлял к женщинам. Может быть, Оливер не обычная обезьяна, а жертва межвидового скрещивания? К предполагаемому гибриду стали применять вошедший тогда в употребление термин humanzee («гуманзе»). Однако в 1996 году учёные провели генетическую экспертизу и выяснили, что Оливер — обычная обезьяна: у него 48 хромосом (а не 47, как получилось бы в случае смешивания с человеком), митохондриальная ДНК — типичная для шимпанзе из Конго, и никаких признаков гибридного происхождения у него нет. Да и анатомия Оливера, форма его черепа, наличие веснушек и даже тип облысения вполне укладывались в пределы изменчивости его четвероногих родственников.
Гордон Гэллап — учёный из университета штата Нью-Йорк в Олбани, прославившийся экспериментами, в которых приматы и другие животные узнавали себя в зеркале. Американский психолог не впервые заговорил о скрещивании обезьян и человека. Судя по всему, он большой энтузиаст этой идеи. В 2009 году Гэллап давал интервью для документального фильма, в котором рассказал ту же самую историю как известную ему из «заслуживавшего доверие источника», однако чуть позже заявил изданию The Florida Times-Union: «Я не говорил, что это случилось… Я сказал, что об этом постоянно ходили слухи».
Гэллап вспоминает и другие попытки вывести «обезьяночеловека», проводившиеся в XX веке — в том числе знаменитые опыты Ильи Иванова в СССР, закончившиеся неудачей. «Иванов пытался создать советского суперсолдата», — бросает Гэллап, из чего можно сделать вывод, что он черпал информацию об экспериментах Иванова отнюдь не из научных источников.
Другая попытка, упомянутая Гэллапом, произошла в Китае в 1967: учёным якобы удалось вызвать беременность у самки шимпанзе, однако обезьяна, уже носившая в себе гибридный плод, «умерла от небрежного отношения» после вспышки Культурной революции, когда работникам лаборатории пришлось бросить проект.
Гэллап настаивает, что людей возможно скрестить не только с шимпанзе, но и с другими человекообразными — гориллами и орангутанами — и даже предложил термины: хурилла и хуранг.
Однако, как замечает издание Science Alert, существует масса причин, по которым эксперимент в лаборатории Йеркса — даже если он имел место — вряд ли увенчался бы успехом. В самой истории много неясностей, которые ставят под сомнение её правдивость. Национальный центр по исследованию приматов в парке Оранж был основан Йерксом не в 20-е годы, а в 1930 году. Сам Йеркс увлекался евгеникой, но никаких высказываний на тему перспектив гибридизации человека и обезьян не делал. Ситуация, когда экспериментаторы осознали последствия эксперимента, лишь проведя его — хороша для кинематографа. Но что это за учёные, которые убили плод своих трудов, не оставив ни записей, ни хотя бы образцов тканей для исследований? История в стиле «Один учёный рассказал, что другой учёный ему когда-то рассказал» тянет на заурядную сплетню. Для передач на канале РЕН ТВ — в самый раз… Но мы подождём, когда появятся доказательства посолидней.