Ученые из Стэнфорда заявили об успехе начального этапа работ по созданию антираковых препаратов. Их технология активирует Т-клетки у мышей, что позволяет уничтожить даже скрытые метастазы. Правда, пока говорить об успехе можно лишь в отношении животных, страдающих лимфомой. Для активации Т-клеток ученые вводят в организм животных два активных иммунных препарата, впрыскивая их в опухоли. В итоге в организме мышей исчезают даже следы раковых опухолей, включая метастазы, забравшиеся в важные органы и не поддающиеся лечению обычным способом.
Ученые утверждают, что их технология работает и в отношении других типов рака, включая те разновидности, что возникают спонтанно. Исследователи верят, что даже введение небольшого количества разработанных ими препаратов в организм с раковыми опухолями позволяет излечить многие виды рака.
«Когда мы используем созданные нами два агента совместно, мы видим, как пропадают опухоли по всему телу», — заявил Рональд Леви, профессор онкологии. «Это достижение позволяет обойти необходимость выбора специфических препаратов, а также не требует изменения стволовых клеток пациента».
Один из агентов уже одобрен регулятором, второй сейчас проходит тестирование в ряде клинических испытаний. Они стартовали в январе, а основная цель таких испытаний — протестировать эффективность работы таких препаратов в организме пациентов, страдающих от лимфомы.
Результаты своей работы ученые опубликовали в медицинском издании Science Translational Medicine. Леви можно назвать пионером раковой иммуннотерапии, поскольку пока этот метод не слишком широко распространен, хотя исследования на эту тему есть. Имеется в виду биомедицинская технология направленная на активацию иммунной системы человека для борьбы с раком.
Интересно, что по отдельности агенты не оказывает никакого влияния на рак. «Да, эти антитела и молекулы никак не действуют на рак, но вот их комбинация обладает радикально иными свойствами. Мы считаем, что их сочетание весьма результативно при борьбе с лимфомой, можно предположить, что она будет эффективной в лечении других видов рака», — заявил Рон Леви.
Стоит отметить, что за последние несколько лет молекулярные биологи и медики, близкие к этой сфере, стали понимать перспективность метода иммунотерапии. Этот метод весьма эффективен как аз потому, что организм сам излечивает себя — ему необходим лишь небольшой толчок, и как раз его выполняют ученые, используя различные антитела, микроорганизмы и прочие «активаторы иммунитета».
В принципе, сам метод совсем новым назвать нельзя, поскольку на данный момент существует несколько видов антираковой иммунотерапии, которые уже прошли клинические испытания и были одобрены регулирующими органами США и некоторых других стран. Большая часть таких методов базируется на применении синтетических антител, которые помечают раковые клетки, делая их уязвимыми для иммунной системы.
Метод Леви базируется на идее «дрессировки» иммунных клеток с использованием самой опухоли. Для этого ученые нашли возможность внедрения агентов в опухоль, для того, чтобы они начали считывать антигены, которые присутствуют на поверхности раковых клеток.
Подобные методы разрабатывались и ранее, но они не были слишком удачными, поскольку многие раковые клетки все же остаются невидимыми для антител. Кроме того, были и случаи, когда агенты мешали работе иммунитета, что приводило к тому, то Т-клетки просто не могли сблизиться с раковыми клетками. Леви с коллегами посчитал, что указанную проблему можно решить с использованием специфической комбинации из антител и так называемых сигнальных молекул, которые позволяют автоматически включать иммунные клетки, заставляя их атаковать раковые ткани, с игнорированием тех сигналов, которые дают раковые клетки.
Понятно, что ученые начали работу не с мышами, а с культурами отдельных клеток. Как оказалось, необходимого для лечения раковых клеток можно добиться, если использовать антитела, подавляющие работу сигнального белка OX40 (именно он заставляет Т-клетки не начинать работу) и относительно небольшой участок ДНК, стимулирующий работу гена TLR9. Этот ген отвечает за активацию иммунной реакции любого типа — хоть врожденную, хоть приобретенную.
При проверке своей идеи на мышах оказалось, что опухоли у животных были уничтожены в течение 10 дней. Причем изначально агенты впрыскивались лишь в несколько опухолей, но оказалось, что уменьшаются и те из них, на которые не оказывалось никакого воздействия. При этом «вакцина от рака» позволила защитить мышей от повторного появления новых очагов рака груди (животные предрасположены к этому заболеванию).