Аддоны для человека: расширение возможностей

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости



Источник

Человек вовсе не «венец природы». Во всех смыслах, в том числе и физическом. Поэтому многих так привлекает идея искусственных или естественных улучшений, наделяющих новыми и расширяющих имеющиеся возможности человеческого тела. Существует много разных направлений «улучшения человека», от приёма специальных веществ, временно повышающих силу, выносливость и восприятие, до генетического сортинга и сложнейших электромеханических имплантатов. Что же высокие технологии смогут предложить сторонникам трансгуманизма и прочим фанатам киберулучшений организма?

Внутри

У идеи улучшения тела человека с помощью устройств есть немало сторонников и противников, апеллирующих к морально-этическим и социальным последствиям. Мы не станем приводить здесь доводы «за» и «против», но многие из вас наверняка согласятся с утверждением, что сегодня далеко не каждый человек с воодушевлением воспримет предложение о внедрении в его тело чужеродного объекта. Пусть даже ему пообещают обретение какой-то новой возможности.

Впрочем, подобные сомнения явно несвойственны программисту из Новосибирска, который внедрил себе подкожные крепления для нательного устройства, которое слегка вибрирует, когда владелец поворачивается на север.

Зачем такая функциональность программисту, которому, прямо скажем, редко приходится ориентироваться на местности в повседневной жизни? Сам заказчик объясняет просто: «потому что это круто». Наверное, какая-то практическая польза от такого улучшения тела может быть разве что для лесников, егерей и любителей туристических походов. Хотя и для них выгода сомнительная: ёмкости аккумулятора хватает примерно на день работы. После этого виброкомпас надо снимать с тела и заряжать, а как это делать в условиях дикой природы — вопрос открытый. Не проще ли надеть на запястье старый добрый компас Адрианова?

В 2016-м В США было проведено исследование восприятия обществом идеи биомедицинского «расширения» человеческих возможностей. 68% респондентов ответили, что их «определённо» или «вероятно» не хотят заполучить мозговой имплантат, улучшающий возможности по обработке информации. Результаты подобного исследования в России вряд ли будут сильно отличаться. Складывается субъективное ощущение, что общество в целом пока не готово к таким «имплантотрансформациям». Но это как посмотреть — 32% американцев всё же согласились бы то, чтобы им внедрили устройство в мозг. Так что не исключено, что нам не так долго ждать появления аналога чипа эйдетической памяти в голове шефа госбезопасности Саймона Иллиана, одного из персонажей фантастической серии о Майлзе Форкосигане (рекомендуем любителям фантастики).

Конечно, если речь пойдёт о том, чтобы с помощью имплантата восстановить утраченные физические возможности, то вряд ли кто-то откажется. Нейрофизиологи уже добились в этом отношении заметного успеха: в прошлом году мужчина с парализованными конечностями смог благодаря мозговому имплантату не только двигать пальцами, но даже играть в Guitar Hero:

Тема нейроинтерфейсов вообще одна из наиболее перспективных. Правда, пока разработчики в основном делают упор не на расширение возможностей с помощью имплантатов, а на восстановление утраченных способностей. Например, возвращение слуха. Впрочем, есть и более причудливые применения мозговых имплантатов. Например, некая Лисс Мёрфи (Liss Murphy) на протяжении нескольких лет страдала от тяжёлой депрессии, справиться с которой врачам никак не удавалось. Не помогали ни лекарства, ни электрошоковая терапия. В июне прошлого года ей под ключицу имплантировали аккумуляторы, провода от которых провели под кожей и соединили с двумя проволочными имплантатами, вживлёнными в область мозга, отвечающую за состояние депрессии. Врачи надеялись, что после подачи питания на имплантаты мозг перестроит нейронные цепочки. Это сработало: Мёрфи стала одним из первых людей в мире, которым удалось избавиться от психического расстройства благодаря глубокой стимуляции мозга.

У военных здесь тоже есть свои интересы. Уже несколько лет ходят слухи о проектах DARPA по разработке различных нейроинтерфейсов. Речь идёт об имплантатах, позволяющих восстановить утраченную память и подвижность после ранений, а также… управлять эмоциями. Если удастся эффективно подавлять чувство страха и инстинкт самосохранения, то это будет просто праздником для военных. Представьте: офицер вводит в своём тактическом планшете команду, и его подразделение мигом превращается в ничего не боящихся хладнокровных убийц, способных без колебаний выполнять любые приказы, невзирая ни на что. Прямо иллюстрация из сатирической фантастики Гарри Гаррисона «Билл — герой Галактики».

Бионические протезы — формально внешнее дополнение, но они заменяют утраченные части тела и подразумевают определённые хирургические вмешательства, чтобы их можно было использовать. Уже сегодня наиболее совершенные протезы позволяют владельцам выполнять довольно сложные действия: бегать, кататься на велосипедах, ходить в горы, манипулировать хрупкими предметами вроде куриного яйца, водить автомобиль.

В принципе, с развитием технологий бионические протезы могут стать более совершенными, чем живые конечности. Более сильными, точными в движениях, более чувствительными. Можно будет вместо несовершенных кистей рук поставить ультрасовременные бионические протезы, позволяющие выполнять очень точные работы, например, в хирургии. Или искусственные руки, оснащённые дополнительными инструментами. Или заменить себе ноги на не знающие усталости, всегда твёрдо стоящие на любой поверхности. Или вставить себе искусственные глаза, которым не страшна близорукость, дальнозоркость, катаракта и утомление от многочасового сидения за монитором.

А может, вам захочется хорошо видеть в темноте, выбрав глаза с высокой светочувствительностью, или даже с инфракрасным режимом? А может, вам понадобятся глаза-бинокли?

Первые шаги в направлении искусственных глаз уже делаются:

Впрочем, что касается улучшения зрения, то есть надежда на появление «умных» контактных линз. Если удастся реализовать функцию транслирования изображения, то вполне может реализоваться и такой сценарий:

Конечно, до таких высот ещё далеко, нам бы создать, к примеру, такие линзы, которые способны записывать изображение и передавать его на «старшее» устройство, например, смартфон. Sony уже запатентовала такую конструкцию:

Несколько лет назад сообщалось, что и Google экспериментирует с высокотехнологичными линзами. Ждём с нетерпением.

Снаружи

Идея внешних дополнений для человеческого тела воспринимается куда позитивнее, чем хирургическое внедрение. Например, транскраниальная электростимуляция (ТЭС-терапия). Так называется один из способов дозированного воздействия электричеством на определённые разделы мозга с помощью внешних контактов, прикрепляемых к коже головы. Согласно текущим исследованиям, ТЭС имеет целый ряд применений:

  • обезболивание,
  • модулирование настроения (вспоминаем пример с солдатами! В ближайшие годы на рынке ожидается появление коммерческих медицинских чипов-модуляторов настроения.),
  • ускорение заживления тканей,
  • ослабление воспалительных процессов,
  • а главное — улучшение когнитивных способностей, благодаря чему испытуемым было легче изучать и осваивать различные дисциплины, от языков до математики.

Наверное, через несколько лет фраза «шапочка из фольги» будет восприниматься не как насмешка, а как термин для устройств, позволяющих на время прокачать те или иные функции мозга, быстренько улучшить себе настроение, избавиться от головной боли, и так далее.

Другой пример «внешних» дополнений для человека — экзоскелеты. Современный уровень развития механики и электроники уже позволяет создавать весьма компактные и лёгкие устройства, способные снять с человека немалую долю нагрузки, позволяющие поднимать и переносить тяжёлые предметы.

Увы, главная проблема экзоскелетов сегодня — традиционный бич всего мира портативных устройств, ёмкость аккумуляторов. Очевидно, что многочисленные моторы экзоскелета требуют немало энергии. Утверждается, что американский экзоскелет HULC работает от аккумуляторов до 72 часов. Вот только менять ему батарейки в полевых условиях— целая проблема.

С другой стороны, мы просто можем быть не в курсе реальных достижений в этой сфере: главными заказчиками создания экзоскелетов во всех странах являются военные, а они крайне неохотно занимаются пиаром своих передовых разработок. Вполне вероятно, что в условиях «аккумуляторного кризиса» упор будет делаться на создание пассивных экзоскелетов, вообще не использующих электричество. Например, экзоскелет TALOS, который, судя по всему, будет обладать элементами баллистической защиты от пуль и осколков, а также различными интегрированными датчиками и камерами:

С осени 2016-го в продажу поступил и российский, созданный в МГУ, пассивный экзоскелет “ExoAtlet”.

Это чисто механическая конструкция, снимающая с человека часть нагрузки (не всю). В таком экзоскелете можно без проблем переносить грузы весом до 100 кг, а сам он весит всего 12 кг (HULC — 25 кг). Это устройство «двойного» назначения: ExoAtlet может использоваться как солдатами, так и проходящими реабилитацию после травм. Кстати, недавно в новостях про наших сапёров в Сирии засветился военный экзоскелет К-2:

Военные утверждают, что весит он 5-6 кг (по другим данным — 3 кг) и позволяет без чувства усталости носить до 35 кг груза (максимум — 50 кг).


Источник: geektimes.ru

Комментарии: