Рецепт выпишет робот |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2018-01-24 22:00 Широкое внедрение в практическую медицину разработок в сфере искусственного интеллекта может стать одним из прорывных направлений в здравоохранении. Над этим работает молодая российско-американская компания Droice Labs, которая уже больше года внедряет свою систему в офисах врачей общей практики «Полис. Euromed Group». Эти офисы работают в системе ОМС Санкт-Петербурга на основе государственно-частного взаимодействия. О первых результатах этой работы порталу Medvestnik.ru рассказывают со-основатель, операционный директор и глава российского офиса Droice Labs Александр Макаров, технический директор Группы компаний Euromed Group Александр Шевелев и главный врач сети клиник «Полис. Euromed Group» Петр Бурмистров. – Проект вы начали на две страны сразу? Александр Макаров: Да. Он вырос из совместной научной работы разных людей, занимавшихся искусственным интеллектом и биомедицинским инжинирингом. Одна из наших идей получила больше всего поддержки и позитивной обратной связи от медсообщества – это прогнозирование нежелательных, потенциально опасных (и порой смертельных) побочных реакций при взаимодействии лекарственных средств, причем на уровне не только химических свойств, но и персонализированной информации. Мы использовали открытые массивы данных пациентов. Учитывая индивидуальные свойства больного – антропометрический профиль, сведения о хронических заболеваниях и аллергических реакциях, лабораторных тестах – добавляли точности и надежности прогнозам нежелательных реакций и врачебным решениям на основе электронной медицинской карты пациента. ЭМК – ценный источник информации, который практически не используется для анализа. Они ведутся достаточно давно: в России средняя «глубина» карт – 5–7 лет. В США – больше, но там много различных информационных систем, которые не слишком совместимы, поэтому глубокой истории пациента в госпиталях тоже нет. В Европе есть страны, например, Финляндия, где электронные медкарты централизованно хранятся до 30 лет. Но этот источник данных никогда не накапливался с целью анализа, только для документирования и наблюдений. С этими картами много проблем, например, в них почти никогда нет полных данных о пациенте. Они документируют его жалобы, анамнезы, выписные листы, да и вводились данные вручную, поэтому содержат множество неточностей, опечаток… Значит, нужно быть гибкими и работать с неполными сведениями, структурируя их; и это одна из тех областей, где современные достижения в разработке искусственного интеллекта могут оказаться наиболее ценными. – Врачей это заинтересовало? Александр Макаров: Да, в США нам удалось заинтересовать практикующих врачей, найти ряд партнеров и менторов в лице нескольких крупнейших медицинских сетей, получить интересные данные для анализа. Затем мы расширили круг партнеров и в других странах, в том числе в России. В США в последнее время происходит поворот в отношениях между страховыми компаниями и медорганизациями. Раньше страховым фирмам просто выставляли счет за оказанные медуслуги. Сейчас идет сдвиг в сторону того, что называется Value-based Care — лечение с оплатой за успешные исходы. Поступает, например, пациент с сердечной недостаточностью, инфарктом – госпиталю выплачиваются средства по установленному для такого случая тарифу для оказания помощи. Недоберут врачи до этой суммы и заработают или, наоборот, переберут и потеряют доход – это становится их заботой. Таким образом, и страховые организации, и медучреждения присматриваются к нашей системе. Они считают, что с ее помощью можно поднять качество медицинской помощи, рационально использовать ресурсы и добиться лучших исходов для пациентов. Наша технология уже протестирована, в том числе в амбулаторном звене США. Летом состоялся интересный исследовательский проект с хирургическим отделением, где мы с помощью принципов персонализированных рекомендаций оценивали риски оперативного вмешательства: смертности пациента, септического шока, специфических осложнений, например, пневмонии. Исследование было построено таким образом, что мы соревновались с классическими калькуляторами хирургического риска, и порой значительно превосходили их. – Кто ваши конкуренты? Александр Макаров: Область искусственного интеллекта в медицине стоит у истоков, и конкуренция в ней хоть и небольшая, но весьма разнообразная. Как правило, чтобы обучить систему и автоматизировать работу врача, нужен качественный банк данных. Но мало кто из разработчиков фокусировался на работе с таким сложным источником, как медицинский текст общего характера. Проще заниматься, например, анализом изображений (рентген, МРТ-сканы, УЗИ), мониторингом хронических заболеваний или диагностической работой с определенными нозологиями. Над этим работают и небольшие исследовательские команды, и крупные компании вроде GE, Siemens, Phillips и других производителей медицинского оборудования и программного обеспечения. Но у малых групп решения ограничены спецификой данных, а перенести результаты, полученные, скажем, на обработке КТ-снимков грудной клетки и прогнозировании рака легкого, в другую область, как правило, не удается. А компании-гиганты стремятся объединять свои устройства в единую систему. Это поможет врачам делать выводы о состоянии пациента, но аналитическая система будет привязана к оборудованию производителя, что создаст барьеры для многих медучреждений. Мы же добивались результата за счет масштаба данных: собрали уже около 25 млн индивидуальных историй болезни, чтобы найти общий знаменатель для медицинских текстов прямиком из ЭМК, разработали технологию их обработки, универсальную для любой медицинской системы и для любой практики. – И завязали контакты в Петербурге… Александр Макаров: Мы начали сотрудничество с офисами врачей общей практики «Полис. Euromed Group» и с одной из городских больниц, где планируем проект в нескольких отделениях стационара, чтобы оптимизировать листы назначений, устранять возможную полипрагмазию. И еще для того, чтобы отказываться от препаратов, которые имеют низкую доказательную базу или могут вызвать осложнения у пациента с учетом его профиля. Нашими партнерами стали и несколько больших сетевых клиник в Москве, интеграцией с их медицинскими системами мы займемся в 2018 году. Рынок зарождающийся, но тем интереснее на нем работать. – Почему система внедрялась именно в амбулаторном звене Euromed Group? Александр Шевелев: У нас две многопрофильные коммерческие клиники и 18 офисов общей врачебной практики в Санкт-Петербурге. Последние работают как государственные клиники в рамках ОМС. В некоторых офисах есть и узкие специалисты. Строгие требования к заполнению медицинских документов предъявляются как внутренними правилами, так и со стороны надзорных органов. Система Droice Labs позволила врачам быть уверенными в верности выбранной тактики лечения, с момента запуска в практику она в несколько раз уменьшила число вероятных ошибок при осмотрах и обеспечила качество заполнения документов. Все это улучшило лечебный процесс. Александр Макаров: За время пилотного тестирования через систему прошло несколько десятков тысяч визитов пациентов, которых наблюдали врачи в офисах Euromed Group. Это непредвзятая выборка тех нозологий, которые встречаются в популяции: много сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний опорно-двигательного аппарата, эндокринологических, неврологических. Нам важно было убедиться в пользе и устойчивости работы системы при таком потоке пациентов, поэтому работа с «Полисом» стала важным испытанием для нее. – Какой уровень компьютеризации медучреждения нужен для работы с вашим программным обеспечением? Александр Макаров: Нужны автоматизированное рабочее место врача, медицинская информационная система и электронная карта пациента, чтобы накапливать данные и вести электронный документооборот. Так, в «Полисе» наше программное обеспечение интегрировано с базой данных ЭМК, чтобы иметь возможность читать их и обрабатывать, делать рекомендации и возвращать их врачу прямо на рабочее место. Мы наработали опыт разнообразных подходов к внедрению, интеграции с разнообразными МИС, типами автоматизированных рабочих мест врача, в том числе мобильных. Мы не берем на себя функции ввода данных. Врач открывает карту и делает записи, быстро и легко получает доступ к аналитике на основе этих данных. Заносить их дважды (сначала в карту, затем в систему) ему не приходится. Александр Шевелев: Врачу уже не требуется дополнительное обращение к РЛС или подобным справочникам для определения дозировок и показаний к применению. Это видно по времени сессии приема. Мы, со своей стороны, увеличили скорость работы информационной системы, подключили дополнительные каналы связи. – Как с участием системы решается проблема выбора препаратов? Петр Бурмистров: Проблема индивидуальных предпочтений врача снимается за счет ориентации на МНН, необходимого при работе в ОМС. Этот фактор расширяет спектр принятия решения от выбора любимого врачом препарата (или того, который принес ему медпред) до сопоставления множества препаратов на каждый случай. Да, у врача есть привычка выписывать конкретный препарат, и когда ему рекомендуют выписывать по МНН, это вызывает сопротивление. Но если такую роль берет на себя система, становится проще. Александр Макаров: В поисковой строке врач может ввести название препарата, с которым привык работать, и комбинацию, которую считает нужной. Система сопоставляет ее с альтернативными комбинациями, дает ссылки на клинические исследования эффективность того или иного препарата, на научные статьи, прогнозирует риски для пациента, т.е. действует как механизм оценки. Врачу остается взвесить альтернативы и выбрать оптимальный вариант. – Как пополняется база научных статей? И откуда она? Александр Макаров: Она постоянно обновляется за счет прироста публикаций в самых больших источниках текстовых данных в медицине, таких как PubMed, MedLine и другие академические и научные банки публикуемых исследований. Мы нашли интересное решение: тексты анамнеза и жалоб пациента можно рассматривать как источники информации о клиническом случае и затем сопоставлять их с аннотациями и авторефератами научных статей. Это дополнительное подтверждение рекомендаций системы на примерах других пациентов. – Клинические фармакологи говорят, что справочники ЛС противоречивы, а их авторы, судя по всему, часто коррумпированы… Александр Макаров: Одному источнику информации доверять нельзя. Больше того, ангажированными могут быть и научные статьи, и клинические исследования. Нужно фильтровать информацию и учитывать разные точки зрения. Нельзя доверять и наблюдениям за пациентом: медицинские карты часто бывают неточными, случаи могут быть описаны не полностью или поданы под другим углом зрения. Как раз с быстрой обработкой большого объема данных идеально справляется машина. Если у нас много разнообразной информации, и ошибки в системе распределены, то можно «отфильтровать» карту, очистить от этого «шума». Мы чистим данные и на уровне пациента, и на уровне научной информации, чтобы устранить влияние ангажированных точек зрения и прийти к объективному результату. Александр Шевелев: Система ориентирована на работу с конкретным пациентом: учитывает аллергии, половозрастные признаки, биомедицинские показатели, хронический профиль (от чего он лечился и лечится), прошлые визиты. Александр Макаров: Пациент мог обращаться к разным специалистам, но аллергию зафиксировал только один, и информация терялась. Сейчас все становится проще: данные собираются вместе, обрабатываются – и достигается та персонализация, которая вообще возможна на этом этапе. – Как влияют друг на друга контроль качества в клинике и система, с которой вы работаете? Петр Бурмистров: Контроль качества действует в двух направлениях: соответствие требованиям госорганов и адекватное лечение пациентов. Что касается требований госорганов, то здесь появились те же МНН, дополнительные рекомендации, диеты… Кроме того, мы выдаем пациенту распечатки в удобном виде: вам рекомендованы такие-то препараты, диета. Александр Макаров: Идея заключается том, чтобы заниматься не только лечением, но и всей организацией процесса оказания медицинской помощи. Он состоит и из направления к другим специалистам, из немедикаментозной помощи. Мы хотим давать полноценные рекомендации по профилю пациента и вписывать их в стандарты. – Встает ли вопрос защиты данных? Александр Шевелев: Нет, мы работаем только с обезличенными данными. В системе нет информации о пациенте. В медкарте, конечно, содержатся полные сведения. Но вся работа с данными в Droice происходит в соответствии с законами и нормативами. – Можно представить, какой будет эта система через 3–7 лет? Александр Макаров: Наша задача – наделить врачей возможностями и высокотехнологичными инструментами. Мы хотим разгрузить их настолько, чтобы их работа строилась вокруг общения с пациентом на 90%, а не на 40%, как сейчас, и вся рутина ложилась на электронного ассистента. Врач получал бы информацию от пациента и тут же в реальном времени информацию о причинах заболевания, возможностях лечения, прогнозе и т.д. И это только начало. Мы хотим работать со стационарами, принести в Россию хирургический проект, внедрить нашу систему в телемедицинскую практику, где врач пациента практически не видит и имеет о нем минимум информации. Возможна работа и с сервисами онлайн-консультаций. Источник: medvestnik.ru Комментарии: |
|