Нейронаука о нарастающей глупости |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2018-01-19 12:21 Человечество переживает самый настоящий фазовый переход: «Галактика Гутенберга» стремительно трансформируется в цифровую «Вселенную Цукерберга». А в эволюции всегда так: если среда обитания резко меняется, то кто-то выживает, а кто-то отправляется на свалку истории. Чья же сейчас очередь? Возможно, вы слышали о так называемой функциональной неграмотности. Этот термин появился лет двадцать тому назад. Была замечена странная вещь: появились люди, которые вроде бы читать-писать умеют, но, глядя в книгу, видят известную комбинацию из трёх пальцев. То есть они банально не могли понять, о чём в этом тексте шла речь, пересказать его или ответить на вопросы к нему. Это шокировало, вызывало недоумение, но причины были скрыты за семью печатями. К счастью, в эти же годы наука подарила нам новые технологии исследования мозга (в частности, функциональную магнитно-резонансную томографию – фМРТ). И теперь мы точно знаем, что за эпидемия – медленно, но верно – начала пожирать человечество. Во-первых, оказалось, что есть у этого «вируса» две разные мишени: дети и взрослые. Эпидемия одна, а болезни у них развиваются разные: «цифровое слабоумие» – у детей, «информационная псевдодебильность» – у взрослых. Термин «цифровое слабоумие» впервые появился в Южной Корее, но уже очень быстро был принят на вооружение в США и Европе. Это специфическое состояние мозга, которое свойственно молодым людям, чья жизнь от рождения была связана с гаджетами. Мозг человека, как известно, формируется долго – до 21 года минимум. И есть правила, которые нарушать нельзя: например, детям нужна мелкая моторика, но современные дети больше не ощупывают окружающий их мир, они тыкают своими пальцами в экран планшета. Если мозг ребенка не ощущает, так сказать, мир на кончиках своих пальцев, его базовые психические функции формируются скверно. Отсюда неспособность сосредотачиваться, удерживать внимание, понимать подтекст и т.д. Диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) взрослых» ставят новым взрослым в США уже через одного. Впрочем, есть среди нас и «старые взрослые» – те, чей мозг сформировался ещё до наступления цифровой эры (я в том числе). Нам проще, но и тут не надо сильно обольщаться. «Цифровая зависимость» поражает всех без разбору. Показатели патологической зависимости от смартфона демонстрируют уже от 10% (данные по США) до 30% населения (данные по Южной Корее). Впрочем, количество пострадавших, как вы понимаете, постоянно растёт. При этом показано, что нейрофизиологические и биохимические изменения, характерные для зависимости от смартфона, идентичны изменениям мозга при обычной наркомании. Да-да, я не оговорился: наши обычные тисканья смартфона (действия с приложениями, скролинг ленты и тому подобные «невинные» действия) для мозга аналогичны наркотической зависимости. Стоит ли поэтому удивляться (хотя это и в самом деле очень удивительно!), что ряд исследований показал: у цифрозависимых, грубо говоря, «усыхает» до 10% коры головного мозга. То есть происходит физическое оглупление. Но к чему ещё, кроме физической глупости, приводит постоянное потребление информации? К глупости, так сказать, структурной, которая и получила название «информационной псевдодебильности». Попытаюсь объяснить это совсем просто. У нашего мозга есть несколько режимов работы, в частности, есть режим потребления информации, и режим, как я назвал его в книге «Чертоги разума», целенаправленного мышления. Это физически так: за потребление информации в нашем мозге отвечают одни области коры, а за мышление – другие. И это системы-антагонисты, то есть мы можем или потреблять информацию, или думать. Но мы не можем делать то и другое одновременно. Нам кажется, что когда мы распознаём образы, читая заголовки статей или рассматривая фотографии, мы думаем. Но это не так: распознавание образов – это просто распознавание образов. Мышление же – это когда вы прокручиваете в своей голове интеллектуальные объекты, относящиеся к решаемой задаче, и они складываются у вас там в более сложные структуры. Поскольку же мы теперь все, в той или иной степени, информационно зависимы и практически не слезаем с информационной иглы, зоны мозга, ответственные за мышление, у нас буквально простаивают, не тренируются. Это приводит к тому, что мы в буквальном смысле этого слова теряем навык построения сложных интеллектуальных объектов – всё больше мыслим поверхностно, на автоматизмах, не вникаем в суть дела. Нам, кроме прочего, начинает казаться, что другие люди ведут себя странно и даже глупо. Возможно, конечно, информационная псевдодебильность набирает обороты. Но проблема ещё и в том, что у нас у самих не получается достоверно реконструировать внутреннюю ситуацию других людей. И это своего рода замкнутый круг. Заметить уплощение собственного мышления крайне сложно, но именно это уплощение и даёт картину той самой «функциональной неграмотности», которая заявила о себе ещё в 90-х, когда количество информации резко стало увеличиваться. То есть для нашего мозга уже двадцать тогдашних телеканалов – это был перебор, а сейчас мы смотрим сотни каналов в день! Да, большая их часть перекочевала в Insagram и Facebook, на YouTube и во «ВКонтакте». Но мозгу-то на это наплевать – мы перегружены, а он просто не успевает перерабатывать информацию и думать. Не верите? Тогда проведите простой тест. В следующий раз, когда вы будете о чём-то рассказывать другому человеку (родственнику, коллеге, знакомому), спросите у него – что он понял из вашего рассказа, какие выводы он сделал? А затем, на засыпку – что-нибудь о практических шагах и решениях? Поверьте, вы испытаете странное чувство. Бесплатный аттракцион… Да, а потом, пожалуйста, не забудьте подойти к зеркалу. На всякий случай. Андрей Курпатов Источник: fontanka.ru Комментарии: |
|