Магазин будущего. Как в Америке работает первый супермаркет без касс |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2018-01-29 17:11 слежка за людьми, ИИ проекты, угроза искусственного интеллекта В 2016-м Amazon тестировал «магазин без касс и очередей» на своих сотрудниках. А теперь такой супермаркет впервые открылся для публики. Он оснащен камерами и датчиками, которые смотрят, что берет покупатель, а при выходе из магазина деньги автоматически списываются с карты. Открытие ожидалось в начале 2017-го, но технологию пришлось оттачивать лишний год. Ей сложно было отличать много покупателей сходной комплекции, а когда в тестовый период люди приходили с детьми, те вызывали хаос, неправильно складывая товары. Но теперь, после пяти лет работы, Amazon говорит, что технология готова, и «станет новым достижением в компьютерном зрении и машинном обучении».
До этого похожие проекты уже были – например, Moby Mart, который в 2017-м тестировали в Китае, и «кафе без персонала» от Alibaba. Но у Amazon система работает в совершенно других масштабах, радует (довольно многочисленных) покупателей, обещает приносить прибыль, и уже готова к расширению. А мы смотрим, как всё это работает, и почему на эту технологию в США ополчились миллионы людей. Большой Брат следит На входе в магазин вас встречают ряды турникетов. Может показаться, что вы спускаетесь в станцию метро. Пройти через турникет можно только с помощью смартфона. Доступ открывается, когда он просканирует QR-код, сгенерированный вашим приложением Amazon Go. В этот момент аккаунт Amazon привязывается к вашей физической персоне, и камеры (ТЫСЯЧИ камер) начинают отслеживать каждое ваше действие. Приложение Amazon Go связано с аккаунтом Amazon, и деньги за все покупки будут списываться оттуда. Спустя пару минут после того, как вы покинете магазин, вам на смартфон придет чек-квитанция с тем, что вы купили. Если вдруг система что-то занесла неправильно, можно это указать, и деньги будут возвращены обратно на ваш аккаунт. Вроде бы, система уязвима для тех, кто хочет её надуть, но представители Amazon говорят, что у них для этого есть меры противодействия. Какие конкретно, журналистам не сообщают, но самое простое, что можно придумать – если у человека постоянно всё списывают неверно, Amazon Go ему просто блокируется. Мол, а чего ты продолжаешь ходить в магазин, если у вас с ним так не сложилось?
Сам магазин, если не смотреть вверх, похож на вполне обычный небольшой американский супермаркет. Чистый, достаточно просторный, с максимумом дерева в интерьере (как у Whole Foods) и полками для чипсов, напитков, хлеба, салатов, овощей… Самое заметное отличие – в Amazon Go нет тележек и корзин для покупок. Они просто не нужны: посетители сразу кладут товары в свои сумки (или карманы). В этот момент вещи заносятся в «виртуальную корзину». Большой Брат запоминает, что вы взяли с полки. Если потом вы решите не покупать товар и положите его обратно, даже в другое место, система это учтёт и автоматически удалит запись из своей памяти. А что для тех, кто ходит за покупками всей семьей? Тут Amazon придумала два решения. Во-первых, каждый может записаться в ваш аккаунт Amazon Go со своего смартфона. Во-вторых, можно пропустить всю семью вперед на турникете, используя свой девайс. Результат один и тот же: система запоминает всех, и всё, что они уносят с собой, объединяется в общем аккаунте. Если вы закупаетесь с другом, и у каждого есть свой аккаунт Amazon Go, деньги считываются с того, кто берет товар с полки. На выход Рассчитывается, что в магазине можно взять все продукты, к которым привыкли покупатели. Есть полки с молоком, йогуртом, печеньем, выпечкой, закусками. Отдельная секция для органических продуктов питания сети Whole Foods (которую Безос в прошлом году купил за $13,7 млрд), и секция с Fresh Meal Kits – наборами, запущенными на Amazon этим летом, позволяющими дома приготовить обед на двоих. Также в магазине есть своя кухня. Можно взять суп или сэндвич или перекусить в маленьком кафетерии. Цены на всё – такие же, как и везде, не дороже и не дешевле. Очевидно, Amazon не рассчитывает «отбить» все затраты на технологию одним супермаркетом, а средние цены позволят ей сравнить активность и уровень удовлетворенности покупателей.
Сзади в углу супермаркета находится единственное место, где покупателю нужно взаимодействовать с человеком: секция с пивом и вином. Там сотрудник Amazon проверяет ваш ID на предмет того, исполнился ли вам 21 год. После этого вы можете хватать алкоголь и выходить из магазина, так же как и с любым другим товаром. Выход осуществляется через те же самые турникеты, на этот раз вообще без авторизации или каких-либо действий с вашей стороны. Звуковых или световых сигналов тоже нет. Просто уходите по своим делам. Никаких очередей. А на смартфон потом приходит чек. Первые покупатели, испытавшие первый супермаркет без касс, говорят, что ощущения очень странные (еще точнее – «стрёмные»). Когда выходишь за дверь, кажется, что ты похитил продукты из магазина, и от этого чувства потом сложно избавиться. Возможно, в этом и будет состоять главная хитрость Amazon Go: когда человек не чувствует, как платит, он склонен тратить гораздо больше. Камерная работа Разработчики системы говорят, что в рамках технологии «Just Walk Out» в магазине используются «компьютерное зрение, алгоритмы глубинного обучения и сочетание сенсорных данных из различных источников». Главный «источник» – сотни спец. камер, вмонтированных в потолок. Они отслеживают каждую точку магазина с нескольких углов. В основном это обычные RGB-камеры, только с встроенными платами разработки Amazon, благодаря которым они самостоятельно выполняют базовые задачи: отслеживают движение, находят объект, пытаются отличить его от соседей. Рядом стоят чуть более продвинутые камеры, способные измерять глубину, засекая время полета сигнала к каждой точке изображения. Когда стоишь в супермаркете и смотришь вверх, ты эти камеры почти не видишь: просто серые блоки, встроенные в темный потолок. Может показаться, что это элемент дизайна. В обычном магазине камеры выделяются намного больше.
Полученные изображения отсылаются «центральному процессору», о котором Amazon ничего не рассказывает. Он выполняет основную работу: идентификацию того, кто есть кто, в режиме реального времени. Какой человек поднял какой предмет, что положили обратно на полку и так далее. Этот процессор – главная фишка всего проекта, без которой ничего не получилось бы. Даже человеческому глазу сложно понять, какой из похожих людей, одетых в серую футболку и синие джинсы, взял какой именно йогурт из десятка почти идентичных белых упаковок. А тут система должна определять это молниеносно, безошибочно, и в сотне мест одновременно. Раньше на таком масштабе и таких скоростях за задачу никто даже не хотел браться. Свои секреты Amazon, как обычно, не раскрывает, но можно посмотреть на похожие проекты – для представления того, как все это работает. Например, стартап Standard Cognition недавно разработал систему машинного зрения, отслеживающую движения покупателей и идентифицирующую товары, которые они берут. А потом, например, отсылающую эти данные на смартфон охранника. Получается довольно просто, если сравнивать с «Just Walk Out» в Amazon Go. Но компания рассчитывает продавать свою разработку супермаркетам и крупным ритейлерам. Чтобы стать успешной, ей достаточно, чтобы её купила одна сеть на 2-3 тыс. магазинов.
Bodega работает над такой же идеей с киосками. Три-четыре полки, пять камер, один покупатель за раз. Для офиса, кафетерия, столовой в университете. Ну а совсем в том же направлении, что и Amazon, движется Аipoly – пытаясь создать «полностью автономные магазины» без продавцов и кассиров за счет компьютерного зрения.
Главная проблема – в точности и скорости обработки данных. Основу системы, в конце концов, наверное, мог бы сделать и студент за несколько недель, если у него хватает времени и ресурсов. Но она корректно обрабатывала бы, скажем, 80% случаев. А чтобы довести её до приемлемых 99,9% нужны миллионы долларов и много-много лет работы. Причем система Amazon, по словам разработчиков, не использует распознавание лиц. Компания не хотела, чтобы её обвиняли в нарушении приватности, и старалась по максимуму избежать критики. Лица клиентов даже не запоминается. Вместо этого «Just Walk Out» использует другие визуальные сигналы (походку, длину конечностей и т.д.), а также следит за вашим движением через камеры, чтобы каждая из них «перенимала» вас от предыдущих. Лицо здесь не требуется: вашу персону никогда не теряют из виду, а значит, заново идентифицировать вас и не нужно.
Если одна из камер сломается, или что-то загрязнит её линзу, на работу технологии это никак не влияет. Систему уже тестировали без части камер, и с ухудшенным обзором. По подсчетам инженеров, нужно от 10% сломанных камер, чтобы качество распознавания клиентов и их покупок в магазине как-то ощутимо понизилось. К тому же камерам помогают сенсоры веса в полках. Они знают точный вес каждого продукта, так что схватить два йогурта за раз, спрятать один в рукаве и так обмануть систему не выйдет, даже если вы Дэвид Блейн. Как избежать воровства В магазине нет сотрудников, за исключением людей, заполняющих полки. Но о попытках кражи товаров Amazon не волнуется. Теоретически, если знать точный вес товара, который вы хотите похитить, можно поступить в стиле Индианы Джонса. Насыпать в сумку песка, и положить её на полку в ту же секунду, когда вы поднимаете оттуда продукт. И в это же время прикрыть себя каким-нибудь особо крупным плащом с капюшоном. Но это требует намного большей сноровки, чем у обычных магазинных воров. А дорогих вещей в Amazon Go не продается. Навыки таких доморощенных Джонсов будут эффективнее потрачены где-нибудь в банке или ювелирном бутике. Факт в том, что большинство из нас не ворует. Нам это неприятно. А с небольшими потерями денег из-за клептоманов или малоимущих смирились и обычные магазины, учитывая их при составлении бизнес-планов. Большая часть краж в супермаркетах осуществляется самими сотрудниками, а еще 34% утерянных товаров приходится на ошибки (или злоупотребления) менеджмента и поставщиков.
Украсть товар можно и в обычном супермаркете. Взял, что хочешь, содрал этикетку, положил в карман, пошел на выход. У Amazon, наоборот, сделать это сложнее, куда бы ты ни положил продукт, систему не обманешь. Если не обнаружится какой-то критической уязвимости, «Just Walk Out» можно будет рекламировать как самую «кражеустойчивую» модель работы супермаркетов. Другое дело, что в технологии есть ошибки, и их заметили в первый же день. Стали появляться твиты от людей, с которых магазин не снял деньги за тот или иной товар. Amazon отвечает, что они могут расценивать это в качестве подарка от супермаркета. Процент довольно низкий, и возможности полностью устранить такие ошибки у компании нет, поэтому она даже не заморачивается. А покупатели пока радуются неожиданным «подаркам» и делятся своими впечатлениями в сети. Технология не существовала, когда Amazon начала свой проект пять лет назад. Всё создавали сами, с нуля. Поэтому в первые дни, когда супермаркет заполнен до битка, пару ошибок можно простить (разработчики признаются, что сложнее всего системе отслеживать много людей, стоящих вместе группой). Сложность мониторинга не повышается с увеличением квадратных метров, нужно только больше камер и большая вычислительная мощность. А технология и дальше будет оттачиваться. Мир без людей Американский рабочий класс переживает, что скоро для них совсем не останется места. Ходит анекдот, что «скоро в Америке будет работать один Безос, а остальные задачи будут выполнять роботы». В каждой шутке есть доля правды: Amazon по максимуму исключает человеческий фактор, если это возможно. В 2012-м она за $775 млн купила производителя машин Kiva Systems. Сейчас на её складах работает порядка 50 тысяч их роботов, похожих на огромные оранжевые румбы. Они постепенно вытесняют кладовщиков. В США около 3,5 млн кассиров, и их труд в мире с Amazon Go, вроде бы, становится не нужен. Куда девать высвободившуюся рабочую силу?
Amazon заявляет, что проблема надуманная. В их «магазине без касс и кассиров» на деле будет трудиться столько же людей, сколько и в обычном маркете, просто покупатели их не увидят. Это люди, заполняющие полки провиантом, повара, готовящие сэндвичи и блюда, которые клиенты берут с собой, и, конечно, техники, поддерживающие работу веб-камер и турникетов в надлежащем состоянии. Безоса любят обвинять в том, что он лишает людей работы, но на самом деле Amazon сейчас расширяется бешеными темпами, нанимая тридцать-сорок тысяч людей каждый год, и еще под сто тысяч на время праздников. Но работа кассира уже в ближайшем будущем, судя по всему, действительно исчезнет. Подвижки в этом направлении делаются даже в России, где фастфуды и рестораны начали заменять людей киосками самообслуживания, автоматами и другими цифровыми платформами. Точность и скорость работы вырастают, а зарплату системам платить не приходится, что позволяет им окупить себя менее чем за год. Кому это надо Противники идеи говорят, что совокупное число рабочих мест пойдет вниз, и богатые опять станут богаче, а бедные – беднее, так что пользы обществу новая технология не принесет. Вездесущее наблюдение, сотни камер, следящие за твоим каждым движением, – тоже по душе не всем. И всё ради экономии «пары секунд» при выходе из магазина. Огромное количество ресурсов и мозговой силы умных людей тратится на то, что и без того работало нормально. Сторонники «Just Walk Out» отмечают, что стратегия позволит сократить издержки и увеличить пропускную способность магазинов. Экономия идет не только на зарплате, но и на инкассации наличных, на работе кассовых аппаратов и платёжных терминалов. Уменьшаются накладные расходы, а значит и снижается стоимость товаров в магазине по сравнению с конкурентами, у которых работают живые кассиры. Один из главных плюсов Amazon Go, отсутствие очередей, пока что не сработал: в новый магазин выстроилась гигантская очередь Ещё один немаловажный момент заключается в том, что упрощение процедуры оплаты в магазине по статистике увеличивает размер среднего чека. Чем проще расставаться с деньгами — тем больше товаров человек покупает. В Amazon Go не надо представлять, как каждую из купленных вами вещей будет по очереди трогать и пробивать человек на кассе. Плюс – как с гигантскими часами Безоса, замурованными в горе на 10 000 лет, в процессе разработки новой технологии можно найти решения других проблем. Пока что Amazon не объявлял о планах массового внедрения «Just Walk Out», однако многие отраслевые эксперты не сомневаются, что она произведет революцию в сфере услуг. Сотни тысяч американцев, переживающие, что тратят на очереди в Walmart и Costco больше времени, чем на сам сбор продуктов, уже воодушевлены технологией. Это может быть огромный шаг в сфере оффлайн-продаж, его сравнивают с изобретением тележки для покупок в 1930-е. Чего в итоге будет больше, пользы или вреда, – покажет время. P. S. Из Amazon и других американских магазинов можно заказывать товары прямо в Россию с Pochtoy.com. Цены на технику в США, как правило, намного ниже, а выбора больше. Стоимость доставки за 0,5 кг начинается от $8,99. А при регистрации с кодом Geektimes вам на счет начисляется $7. Источник: geektimes.ru Комментарии: |
|