Интервью главы Минобрнауки Ольги Васильевой. "Всё хорошо, прекрасная маркиза!" |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2018-01-29 10:00
ПРЕДВЫБОРНОЕ ИНТЕРВЬЮ ВАСИЛЬЕВОЙ
В середине января Васильева дала обширное интервью НТВ. Выступления министра мы уже разбирали многократно, и вывод всегда был одинаковый: человек не на своём месте (в лучшем случае), и ждать от неё каких-либо позитивных результатов в образовании бессмысленно. Но последний материал нельзя обойти вниманием, ибо он имеет ярко выраженный предвыборный характер. Его широко тиражировали СМИ, снабдив нарезкой позитивно окрашенных цитат министра. Сегодня власть (включая президента) в сфере образования выступает с единой позиции, и её суть (с охватом всех пропагандистских штампов) отражена в обсуждаемом интервью. При этом Васильева, говорящая по калькам имиджмейкеров (правильнее сказать, кукловодов, уверенно ведущих страну к погибели через уничтожение образования), не обладает способностью видеть причинно-следственные связи, что придает материалу неповторимый колорит и помогает выявлять противоречия. По этой причине в следующем ниже тексте многократно упомянута фамилия министра, но речь, по сути, идёт не о ней, а о тех неизменных структурах Минобра, что стояли и стоят за спиной всех последних руководителей министерства и власти в целом. Ключевым штампом пропаганды в сфере образования стало сегодня словосочетание «единое образовательное пространство», которые мы сразу в целях экономии сократим по первым буквам до ЕОП. Это ЕОП придаёт солидность мутным рассуждениям на темы образования и находит отклик в сознании избирателя, ибо пробуждает память о временах, когда в любой школе страны учили по-настоящему. Никто из чиновников определение ЕОП не давал, но по умолчанию — это возможность для всех на всей территории страны получать качественное образование. И, разумеется, здесь все двумя руками «за». Из чего слагается такая возможность объяснять не надо: 90% населения страны на себе ощущают, что у них её нет, и отлично понимают, почему. Более того, положение здесь с каждым годом всё хуже, о чём ярко рассказано в фильме К. Сёмина «Последний звонок — 3» (см. https://vk.com/wall-62604527_14907 ). А в Минобре из всех факторов, определяющих этот обвальный процесс, обозначили только один: содержание образования, которое должно быть в общих чертах одинаковым во всех школах. По мнению Васильевой, сегодня такой «одинаковости» нет, потому что в школе 1370 учебников и ещё больше учебных программ, которые (согласно ФГОСу, кстати) должен составлять каждый школьный учитель. А если ввести единые программы и единые учебники — всё станет хорошо. Но при сохранении нынешней системы «аттестации» такие решения — как мёртвому припарки. По ходу упомянутого интервью министр бросила знаковую фразу: «мы не знаем, что происходит в школах». Это точно. Потому что в плане «содержания образования» школы страны вполне едины. У них общая главная цель — подготовка к ЕГЭ, и методы работы одинаковые — натаскивание на ЕГЭ, которое идёт повсюду, от Москвы до Чукотки. И здесь речь не только о выпускных классах. Ступенькой ниже есть ОГЭ, а теперь ещё и ВПР, начиная со второго класса. Образование всё более становится единым, и в целях, и в методах. Заметим, что для достижения этих целей ни один из существующих 1370 учебников не годится, точно так же, как не подойдут и новые «единые» учебники. Посмотрите на прилавки любого магазина учебной литературы. Там бьют в глаза трёхбуквенные аббревиатуры: ЕГЭ, ОГЭ, ВПР. Бизнес лучше министра понимает, что требуется нашему образованию, и отвечает на запрос потребителя. Разумеется, единство целей и методов не означает единство результата: в образовании всё решают кадры. Хороших учителей в стране катастрофически не хватает, и они естественно перетекают туда, где зарплата побольше и условия работы комфортнее. Потому Москва, где оплата педагога в 7 раз выше, чем в не столь отдаленной провинции, всё больше обходит остальную страну по баллам ЕГЭ и победам на Всероссийских олимпиадах. У Васильевой как-то поинтересовались: разве правильно платить учителям по-разному за равный труд, привязывая их зарплату к средней по региону? Правильно — ответила министр. В её ответе – весь реальный ЕОП. Ведущий спросил министра: а как у нас вообще с кадрами в школе? И она объявила, что «дефицита учителей» (дословно) практически нет (всего 1%). Достоверность этой цифры легко проверить на местах. Загляните в местный Минобр какого-нибудь региона (Карелии, например), и спросите, какова потребность школ республики в учителях математики, к примеру. А ещё поинтересуйтесь, каковы перспективы изменения этой потребности на ближайшие годы в связи с глубоким пенсионным возрастам многих педагогов, и в какой степени сможет удовлетворить эту потребность местный университет с его набором будущих учителей-математиков в 14 человек? Ни на один вопрос вы ответа не получите. А в Москве знают: 1%. У "Позднякова" Васильева выдала ещё одну знаковую фразу: «[Мои] предшественники много сделали по развитию педагогического образования». Действительно много: закрыли 2/3 педагогических вузов. Представление о «развитии» у нынешнего министра и «предшественников» одинаковое. Теперь ешё две цитаты, которые стоит рассмотреть во взаимосвязи: «Самая большая наша проблема — это натаскивание». «Образование — не услуга, оно никогда ей не было и не будет». Итак, натаскивание. Почему оно пришло в школу? Были какие-нибудь директивы, указания, программы по внедрению натаскивания? Нечего подобного. Всё произошло само собой, и причины давно названы. Подмена обязательных выпускных экзаменов добровольными вступительными ЕГЭ лишила школу субъектности (сегодня никто толком не знает, что такое среднее образование) и сформировала новый запрос к ней со стороны учеников и родителей — это запрос на баллы ЕГЭ. В условиях нормативно-подушевого финансирования не реагировать на этот запрос школа не может, иначе её ученики уйдут к конкурентам. Школа сегодня вынуждена заниматься подготовкой к ЕГЭ, потому что «таков запрос потребителя». Она по факту стала учреждением сферы услуг, в которой желание клиента — закон. А формой подготовки является натаскивание, и эта форма определена структурой единых экзаменов, которые предельно стандартизированы Минобром с целью получения более высоких результатов (шаблонные задания лучше выполняют). Министра спрашивают: как быть с репетиторством, которое с введением ЕГЭ выросло многократно? И дама отвечает: школа должна хорошо работать и репетиторы уйдут (словом, их надо победить в конкурентной борьбе). Тут надо заметить, что школа в последние годы только тем и занимается, что конкурируют с репетиторами (не очень успешно, впрочем), и все её пороки (в том числе, отмеченные Васильевой: натаскивание, изучение только тех предметов, которые нужны для ЕГЭ) как раз с этим и связаны. Репетитор сосредоточен только на своей дисциплине, и только на тех её разделах, которые нужны для сдачи конкретного экзамена. Там всё предельно рационально, ничего лишнего: наивысший результат с наименьшими затратами. Хотите вытеснить его с рынка — придётся идти тем же путём, других вариантов нет. О воспитании в школе. Васильева убеждена, что «мы сегодня воспитываем». Верно, но как и кого? Педагогический коллектив школы разбит на конкурирующие единицы. Чиновная дама напомнила, что учитель теперь получает 70% зарплаты гарантированно, а остальные 30% «должен заслужить» (и в этой области непочатый край «перспективных предложений»: аттестации раз в три года и т. д. и т.п.). Вот и «заслуживают» педагоги, на глазах у своих учеников. При этом случаются эксцессы, о которых писать рука не поднимается из уважения к учительской профессии. Кроме того, учитель демонстративно отстранен от участия в едином тестовом контроле как потенциальный фальсификатор, попросту говоря, жулик. И это опять-таки на глазах у детей (ВПР проводят, начиная со второго класса). Таковы рамки, определяющие возможности воспитания, в которые Минобр поставил учителя. Разумеется «воспитание» идёт, тут возразить нечего, подворотня тоже воспитывает, только едва ли тут можно говорить «о гражданственности и патриотизме». Разумеется, министр не обошла тему «цифровизации школы». Она пояснила, наконец, что это значит: «инструментарий, которым наши дети владеют блестяще, должен быть доступен учителю» (цитата). Разумеется, тут же добавила, что учителям помогут, их специально обучат и т.д. Но чему тут обучать? Дети, «блестяще владеющие» «инструментарием», нигде этому не учились. Пятилетний ребёнок в считанные дни осваивает планшет без подсказок взрослых. Все гаджеты, по сути массового производства, ориентированы на самого тупого потребителя, который без проблем их использует. Многие учителя (кому это интересно) носят в кармане смартфон и так же, как и «продвинутые» дети, успешно водят пальцем по его экрану. Но как всё это помогает обучению? Сама министр сказала, что «главная задача школы – научить учиться». А в этом роль гаджетов строго противоположная. Тестовые системы контроля вместе с находящейся под рукой у каждого школьника возможностью получить в поисковой системе ответ на любой вопрос формируют представление об учёбе как игре в «что-где-когда?» Вопросы: «почему?» и «зачем?» уходят из поля зрения. В последнее время в школе появилась масса цифровых ништяков: компьютеры, проекторы, интерактивные доски, упомянутые гаджеты в кармане почти у каждого ребёнка и дистанционные курсы, разумеется. Однако образование с каждым годом становится всё хуже. А ещё министр сказала, что «родители не должны вмешиваться в образование», другими словами, школьные программы — это не их дело. Но в школах, между прочим, родителям говорят, что образовательное учреждение нынче лишь «предоставляет возможность для обучения», а учиться — это уже ваше дело. И родители учатся, вместе с детьми. И с удивлением узнают, что теперь в школе «всё не так». К примеру, при обучении чтению и письму вначале учат дробить слова на звуки, а потом склеивать эти звуки в буквы русского алфавита. Этот маразм имеет название — «фонематический метод». И так во всех классах почти по всем предметам. Учебники, по которым ничего нельзя понять, детские записи с уроков того же качества. В такой ситуации бабушки и дедушки, получавшие высшее образование в СССР, и превосходящие по культурному уровню нынешних учителей-бакалавров, не могут не касаться содержания образования. И если по уму, то как раз стоит прислушаться к их мнению, а не пытаться запретительными декларациями отстаивать честь мундира. Тут стоит заметить, что у нас законодательно разрешено семейное обучение, где весь образовательный процесс определяется не Минобром и ФГОСом, а исключительно родителями. Мамы и папы, недовольные нынешней школой, массово переводят своих детей на семейный формат. И министерство это тренд активно поощряет (см. https://vk.com/wall-62604527_6418 ). В этом случае «программы образования» Васильеву не беспокоят. Разумеется, министр не преминула поотмывать чёрного кобеля — ЕГЭ. Кроме стандартной байки про «мальчика из провинции», она вытащила ещё один старый, но редкий аргумент, который в её исполнение обрёл неповторимое своеобразие. Речь о том, что ЕГЭ ещё слишком молод, не устоялся (подождите, пройдет время, и всё станет хорошо): «там [на Западе] это идёт на протяжении СТОЛЕТИЙ, а у нас только 11 лет». И у нас не 11, а 17, и там не «столетия» (во многих странах уже отказались, кстати). Странная для историка вольность в определении временных промежутков. Ещё одна тема: «управленческая вертикаль» в образовании, которая очень нужна Васильевой. Страдает министр: командует, а результата нет. Велела прекратить в школах натаскивание на ЕГЭ, а там по-прежнему натаскивают. Запретила «произносить слово «услуги» », но как старалась школа обойти репетиторов в сфере услуг, так и старается. Потому что «просто командовать» бессмысленно, надо «понимать, почему и зачем» (снова цитата Васильевой). А что касается управленческой вертикали, то она работает идеально. И вот пример. На недавней показушной встрече с победителями конкурса сочинений, которую организовали специально для президента, Васильева в ожидании задержавшегося гаранта отвечала на многочисленные вопросы школьников (см. https://www.kommersant.ru/doc/3516339 ). В их числе была ученица из Старого Оскола, которая сообщила министру, что в их школе до сих пор нет астрономии, которая, как известно, «триумфально вернулась в среднее образование России» (в основном на бумаге, правда). Старый Оскол, кстати, не так давно отметился тем, что в его школах совсем не преподавали химию (см. https://vk.com/wall-62604527_2042 ). Но этот предмет нынче не в тренде, и вообще, в разных школах сейчас много чего не преподают. Словом, девочка понимала, что спрашивать. И вот результат. Чиновная дама топнула ножкой, и во все школы страны пришел циркуляр, предписывающий в обязательном порядке в четвертой четверти для всех одиннадцатиклассников ввести курс астрономии. И введут. В школах может не быть математики, биологии, упомянутой химии, но астрономия будет. Чем станут заниматься на этих авральных «уроках» — никого не волнует. Так что напрасно Васильева жалуется на слабость своих властных полномочий. Прикажет — и во всех школах разработают программы по искоренению натаскивания на ЕГЭ, каждый учитель напишет индивидуальный план по искоренению, и даже не сильно ругаться будет (все уже к такому привыкли). Введут показатели по снижению натаскивания — и их примут и начнут стремительно улучшать. Всё сделают, как прикажут. Создана идеально послушная бюрократическая система. Только её работа не имеет никакого отношения к качеству образования. Подводя итог, можно уверенно сказать, что ничего хорошего в образовании не предвидится. По всем ключевым позициям продолжается прежняя линия. И это притом, что давно уже выработаны конкретные предложения, способные изменить ситуацию (см., например, https://vk.com/doc-62604527_458113949?dl=da8c3c57a4e7.. ). И что, Васильеву — в отставку? Поостережёмся. Уже много раз проходили: Фурсенко, Ливанов... Чем дальше, тем хуже. Тем более что у дамы появился зам — известный нам Кравцов. А как сказала министр, сегодня «главная задача — проведение ЕГЭ». В середине января сказала, до единых экзаменов ещё почти полгода, но более важных проблем уже нет. Снова знаковая фраза, вот он — главный смысл работы министерства, «спецоперация ЕГЭ» (Васильева) или «к ЕГЭ страна готовится, как к войне» (это журналисты). И ведь верно: ЕГЭ сегодня дирижирует всеми процессами в среднем образования. И, в отличие от говоруши-министра, Кравцов занимается реальным делом, в его руках — шестерёнки механизма, добивающего наше образования. Это его структура — Рособрнадзор — крутит ЕГЭ, ОГЭ и ВПР. Он и есть главный человек Минобра, выполняющий названную выше «главную задачу». Не дай бог, станет очередным номером в одиозном списке министров. Источник: vk.com Комментарии: |
|