«Гуманизм — это форма религии». Кто такие философы-трансгуманисты и каким будет конец света |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2018-01-08 06:00 Кто-то верит, что у истории есть свои законы, кто-то систематизирует все с помощью социальных явлений, а кто-то перекладывает всю ответственность на сверхъестественное. Но у всех философов есть нечто общее: предположение о том, что конец человечества неизбежен. У философов-трансгуманистов он наступит раньше всего. Примерно в 2050 году, считает ученый Рэймонд Курцвейл. Но бояться тут нечего. Или все-таки есть чего? Попробовали разобраться. Homo Deus, Homo immortalis Основная идея философов-трансгуманистов заключается в том, что существование вида Homo sapiens вскорости приведет к появлению нового вида, который израильский философ Юваль Харари обозначил как Homo Deus, а русский ученый Игорь Вишев предложил вариант Homo Immortalis. Но речь идет не о классическом апокалипсисе, а о трансформации и утраты первоначальных характеристик нашего вида. В этом смысле все трансгуманисты делятся на позитивно-настроенных ученых, пессимистов и философов, предлагающих нейтральные сценарии развития событий. Трансгуманизм — течение довольно широкое. В нем множество ответвлений с труднопроизносимыми названиями. Тут и классические футуристы, и сторонники единого гендера, и крионисты, и поклонники вечной жизни, и те, кто называют трансгуманизмом идею о постоянном совершенствовании человека. Но интересней всего является проблема «смерти (или бессмертия) личности» в прекрасном мире будущего.
Читая новости из российской глубинки, где удобства до сих пор находятся на улице, а жителям приходится жаловаться в полицию на голод, довольно сложно поверить в том, что через 40-50 лет мы все станем этакими бессмертными киборгами, а название нашего вида будет видоизменено. Но ученые порой опережают действительность. Одним из первых трансгуманистов принято называть российского философа Николая Федорова, который был истинно верующим христианином и именно в вере видел будущее человечества: «Христианство верит в торжество над смертью; но вера эта мертва, а потому смерть и существует; вера же будет мертва, пока она останется выделенною от всех других сил человека, т. е. пока все силы всех людей не объединятся в общей цели воскрешения», — писал философ. Федоров был убежден, что смертный человек не может быть счастлив, поэтому все ученые мира должны объединиться, чтобы устранить эту загвоздку. Удивительно, как его концепция стройно вписывалась в христианское видение мира. Идею бессмертного человека развивает Вишев, который человека, победившего смерть, назвал Homo immortalis. Он был убежден, что человек может и должен стать бессмертным. Позитивно настроен был и писатель-трансгуманист, которого мы знаем под псевдонимом FM-2030. Он взял его, чтобы выразить надежду, что он доживет до 100 лет (спойлер: не дожил, но был крионирован). FM-2030 рисовал будущее очень оптимистично (кстати, некоторые его прогнозы сбылись). Он мечтал, что все люди станут бессмертными. «У меня нет возраста. Я рождаюсь и рождаюсь заново с каждым днем. И намереваюсь жить вечно. И если не случится непредвиденного, скорее всего буду», — говорил он. «Также я хочу помочь другим людям жить бесконечно», — писал FM-2030 в 1974 году. Интересной является теория ученого Реймонда Курцвелла — он считает, что вскоре мы откажемся от тел и сможем выбирать, как нам выглядеть. Вы только почитайте: «Мы будем становиться все более небиологическими существами, пока не дойдем до состояния, когда небиологическая часть станет превалировать, а биологическая потеряет свое значение. При этом небиологическая часть, механическая часть, будет настолько мощной, что она сможет полностью моделировать и понимать биологическую часть. Так что если биологическая часть вдруг исчезнет, это не будет иметь значения, поскольку небиологическая часть уже полностью ее поняла…», — пишет философ. Расчеловечивание и смерть морали Ученые и философы XXI века, напрямую столкнувшиеся с последствиями новых технологий, уже не так оптимистичны. Можно ли считать человеком (в привычном биологическом понимании) того, кто победил смерть, модернизировав себя? Отдельно стоит вопрос: каким образом модернизировать себя — вариантов здесь тоже масса. Каждый способ таит в себе опасность — не умрет ли личность, не потеряется ли вся суть человека, не умрет ли мораль? Именно на эту проблему сетуют многие мыслители. Критики трансгуманизма считают, что произойдет «расчеловечивание» — мы потеряем видовую, сексуальную, социальную и духовную самоидентификацию и станем непонятно кем. Другие же авторы справедливо считают, что далеко не всем будут доступны технологии, позволяющие увеличить продолжительность жизни, что увеличит разрыв между слоями населения. Краткая история завтрашнего дня
Одной из самых интересных точек зрения на наше прекрасное будущее является работа Юваля Ной Харари «Homo Deus: Краткая история завтрашнего дня». Харари рассматривает всю человеческую историю, пытаясь понять, какие способности приобрели люди в ходе развития истории. По мнению ученого, сейчас мы живем в рамках «интерсубъективной реальности» (страны, границы, религия, деньги), и именно эти конструкции отличают нас от природы. Грубо говоря, мы верим в созданный нами мир и поэтому эта система работает. Но вот будет ли работать в будущем, при таком же быстром развитии технологий? По мнению Харари, гуманизм — это форма религии, которой человечество сейчас поклоняется. Это ставит человечество и его желания в качестве главного приоритета в мире, в котором люди сами формируются как доминирующие существа. Гуманисты считают, что этика и ценности создаются внутри каждого человека, а не из внешнего источника. В течение XXI века Харари считает, что гуманизм может подтолкнуть людей к поиску бессмертия, счастья и власти. Ученый ставит вопрос о влиянии технологий на жизнь человека — в философском смысле они угрожают продолжению способности людей придавать смысл своей жизни. Харари предполагает, что появится сверхчеловек или homo deus (ничего не напоминает?), наделенным сверхъестественными способностями, такими как вечная жизнь. Таким образом, по мнению Харари, вскорости нас ждет переворот человеческого сознания и смерть нашего биологического вида. Стоит ли этого бояться? Очевидно, что нет. Трансгуманисты верят, что модификации человека уничтожат вид homo sapiens в том смысле, в котором мы его сейчас воспринимаем. Моральные и социальные потрясения неизбежны, но зато наступит эра нового человека. Источник: futurist.ru Комментарии: |
|