У меня в жизни есть не так много принципов, но есть определенные установки, как указатели, которые помогают в навигации. Их достаточно много, я хочу написать про один из них: "Нельзя никого ничему научить, можно только научиться".
Если представить, что обучение - это этакий поток опыта, информации, алгоритмов, который идет от того, что учит, к тому, кто учится, то он может существовать только тогда, когда тот, кто учится, открыт для "приема внутрь". Нельзя налить воду в закрытую банку, или в полную банку, чтобы что-то где-то осело - там должна образоваться пустота для заполнения. В коучинге это кажется называется "запрос".
Именно поэтому я так бесцеремонно отношусь к "раннему развитию": ребенок воспримет нечто только тогда, когда будет к этому готов. Что ведет или указывает на готовность - уже другой, более сложный и отдельный вопрос, но для меня обучение 3 месячного ребенка ползанию, 2 летнего - буквам или счету или идее делиться, втирание 3-летке необходимости вежливости или сдержанности - примерно из одной серии лишних усилий, попытки налить воду в закрытую банку.
Ребенка нельзя "научить" самостоятельности, и уж точно ее не привить, оттаскивая от себя или отказываясь помогать, мол справляйся сам. Это приравняет самостоятельность к отрыву от мамы, что есть наказание, и приведет к совсем обратному. В какой-то момент, зачастую далеко не самый удобный для родителя, он вдруг захочет быть самостоятельным в том или ином деле, и вот тут-то очень важно наступить себе на горло и постараться эту самостоятельность дать, более того, поддержать в ней, помочь не оступиться, сделать вид, что не заметил ошибок.
Ребенка нельзя научить быть сдержанным, разумным, смелым, вежливым, послушным, умным, заботливым. Но если быть внимательным, можно увидеть, как в какой-то момент он вдруг с гордостью скажет "я испугалась, но поборола свой страх", "я сегодня не буду плакать". Ниоткуда. Это как раз "запрос", что-то такое в его растущей душе перешло из количество в качество и вдруг открылся канал на рефлективность, понимание себя, видение себя со стороны, понимание, как он влияет. Именно тогда они готовы услышать все то наше умное и душеспасительное, что мы им втираем последние несколько лет.
По мере подрастания собственных спиногрызов, я замечаю, как они становятся готовы воспринять и принять идеи порядка, гигиены, вежливости, заботы, иронии, сопереживания, смелости, и так далее. Моя дочь впервые сказала "прости" где-то в 4.5 года, она вдруг доросла до чувства вины. Сейчас, в 5, для нее открылись просторы манипуляции, она с удовольствием подбирает ключики к брату, и драка за игрушку перестала быть дракой, она стала ее полигоном тренировки способов уговорить, обыграть, найти подход. Постоянное соперничество "я первый!" вдруг прекратилось, ей стало гораздо интересно сказать "Да, ты первый", и посмотреть, как она влияет и управляет. Так что я совершенно зря пару лет выдавала в воздух перлы про "жизнь - это не соревнование". Они были абсолютно бесполезны, и использовались детьми только в виде воплей друг другу в процессе толкания локтями на лестнице. А потом ребенок дорос и САМ вдруг понял, что соревнование - лишь один из способов зависимости и манипуляции, и вырос над ним, и научился им пользоваться.
Да, можно выдрессировать. Если за каждое "вот поделился, хороший мальчик", обсыпать хорошими мальчиками, то он вполне может, не вникая, как странную не очень приятную необходимость, это делать. Если хвалить за "спасибо", "пожалуйста", и обнимать только после "попроси прощения", то ребенок всему этому научится. На уровне собаки Павлова. Но тогда вопрос в другом: хотим ли мы, чтобы он был вежлив, заботлив, смел, самостоятелен, совестлив потому, что это условный рефлекс в ответ на поощрение или страх наказания, или потому, что это его внутренняя ценность.
Внутренние ценности не создаются дрессировкой, и точка. Внутренние ценности выстрадываются и выстраиваются, как опыт жизни. Они и становятся ценностями, потому что он в какой-то момент вдруг ее осознает и понимает, когда он к ней приходит сам. Для создания ценности нужен глубокий и сложный процесс, который физически невозможен, если эту ценность постоянно держат на уровне поверхностного автоматизма. Более того, чем более поверхностным автоматизмов создается по мере роста ребенка, тем более он привыкает оперировать на этом уровне, более глубокий внутренний процесс осознания становится не-необходимым, как мышца, которую никогда не тренировали.
Поэтому мои спиногрызы вполне могут отправиться спать с нечищенными зубами, и не будут наказаны, что бы они ни натворили. Потому что я верю, что для каждого "натворили", рано или поздно откроется "запрос", и тогда у меня будет возможность помочь ребенку осознать, что он творит, и сформировать свое отношение, изнутри, для себя, самостоятельно и глубоко. В этом, пожалуй, и заключается суть моей глубокой веры в мудрость природы, в способность моих детей развиваться и формировать-ся. Формировать себя. Когда они будут готовы. А до этого я создаю среду, из которой они смогут взять и почерпнуть, если захотят.
Мне хочется вырастить думающих детей. И я доверяю им настолько, что я способна ждать, пока они не будут готовы задуматься.