Военные роботы и их разработчики. Часть 1

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2017-12-04 21:29

роботы новости

Первые образцы военной робототехники были задействованы еще во времена Второй мировой. С тех пор эти машины стали все чаще заменять человека на передовой и в разведке. Кто же производит роботов для военных? Что умеют эти роботы, помимо того, чтобы уничтожать цели?

Начинаем разбираться.

QinetiQ, Великобритания

Компания образовалась в 2001 году, когда Министерство обороны Великобритании разделило Агентство по оценке и исследованиям в области обороны (DERA) на два ведомства. Первое получило название DSTL (Defence Science & Technology Laboratory). А вторая часть DERA, отвечающая за большинство неядерных исследований, была переименована в QinetiQ и приготовилась к приватизации. Сейчас это публичная акционерная компания (PLC), штаб которой находится в городе Фарнборо на северо-востоке графства Гэмпшир. Она стала одной из крупнейших оборонных компаний в Великобритании.
В 2003 году QinetiQ подписала долгосрочное соглашение (на 25 лет) с Министерством обороны Великобритании. И теперь компания снабжает британскую (и не только) армию инновационным оружием, включая роботов.



TALON — это название роботизированной платформы, которая служит базой для создания роботов различного назначения. Их называют роботами семейства TALON. На самом деле авторы платформы — компания Foster-Miller, которую приобрела QinetiQ. Производитель заявляет, что это одна из самых быстрых в производстве платформ. Она может двигаться по пересеченной местности, преодолевая воду, снег, песок, естественные препятствия. Вес ее может варьироваться в зависимости от выполняемой задачи: от 45 кг для боевых заданий до 27 кг для разведывательных миссий. Модульный дизайн позволяет оснащать TALON различными наборами датчиков, манипуляторов, инструментов и вооружений. Сейчас компания производит уже пятое поколение роботов на платформе TALON.


SWORDS (Special Weapons Observation Reconnaissance Detection System) — первый робот из семейства TALON, получивший летальное вооружение. Мог оснащаться винтовкой M16, либо ручным пулеметом M249 SAW калибра 5,56 мм, либо средним пулеметом M240 калибра 7,62мм, либо полуавтоматической винтовкой Barrett M82 с крупнокалиберным патроном 12,7x99 мм, либо шестиствольным гранатометом калибра 40 мм, либо легким четырехствольным реактивным огнеметом M202A1 FLASH калибра 66 мм. В 2007 году три экземпляра с пулеметами M249 отправились в Ирак, но так и не были использованы. После этого армия США прекратила финансирование роботов и компания Foster-Miller создала иную, более успешную конфигурацию — MAARS.



MAARS (Modular Advanced Armed Robotic System) — робот, оснащенный летальным вооружением, который создан для «разведки, наблюдения и захвата цели». Первый MAARS был отправлен армии США в июне 2008 года. Минобороны США сразу сообщило, что любое решение о применении летального оружия должно исходить от человека, который управляет роботом. В укомплектованном варианте робот оснащался рядом камер и сенсоров, пулеметом M240B с 450 патронами калибра 7,62 мм и четырьмя гранатометами M203 (могли заряжаться различными гранатами, в т.ч. дымовыми). Весила конструкция около 167 кг. В ряде случаев робот мог оснащаться громкоговорителем, сиреной, лазерным ослепляющим оружием и системой обнаружения стрельбы. Батареи MAARS хватало (в зависимости от интенсивности эксплуатации) на 3-12 часов.

Boston Dynamics, США

Компания основана группой инженеров Массачусетсткого технологического института в 1992 году и специализируется на инженерии и робототехнике. Средства на развитие проектов получает преимущественно из военных источников. В декабре 2016 года компанию купила Google, но уже в марте 2017 решила продать из-за разногласий во взглядах. Теперь владелец Boston Dynamics — японская корпорация SoftBank Group.

BigDog — робот, который привлек больше всего внимания к Boston Dynamics. Деньги на разработку этого робота дало Управление перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA). По задумке это должен был быть четырехногий робот, помогающий американским военным в переноске тяжестей на местности, где гусеничная платформа окажется неэффективной. Робот таким и получился — он смог переносить вес до 150 кг, карабкался на возвышенности под уклоном в 35 градусов и шагал вместе со всеми со скоростью 6,4 км/ч. Вес самого устройства составлял 110 кг. Он оснащался гироскопом, датчиками давления и температуры, лидаром и видеокамерами. Но работал он от двигателя внутреннего сгорания, который издавал очень громкий шум. Позже робота модифицировали — он стал называться AlphaDog и стал способен переносить груз до 181 кг, проходя при этом 32 км. Но шум ДВС сделал свое дело — именно из-за него армия США не приняла BigDog на вооружение.



Spot — по сути модификация BigDog, которая отличается от предшественника облегченной конструкцией и электродвигателем с аккумулятором. Уровень шума значительно снизился, но вместе с ним уменьшилась автономность и грузоподъемность робота. Его вес составляет 75 кг, и он может нести груз до 45 кг. Есть еще более «урезанная» версия — Spot Mini, которая весит всего 25 кг, переносит груз до 14 кг и может работать примерно полтора часа без подзарядки. Обладает системой 3D-зрения и может оснащаться рукой-манипулятором для взаимодействия с объектами. Это самый бесшумный робот в линейке Boston Dynamics.



SandFlea — миниатюрный робот, чье название можно перевести как «песчаная блоха». Разработку финансировали DARPA и JIDO (Joint Improvised-Threat Defeat Organization). Робот весит 5 кг и способен прыгать на высоту до 9,1 метра. Использует гиростабилизатор для того, чтобы на время полета оставаться в горизонтальном положении и правильно приземлиться. Оснащается камерами, что делает его пригодным для выполнения разведывательных задач.



Atlasробот-гуманоид, передвигающийся на двух ногах и оснащенный манипуляторами. Он создан для выполнения широкого круга задач (в том числе поисковых и спасательных) в среде, которая слишком опасна для человека: в условиях повышенной радиации, химического заражения, чересчур высокой или низкой температуры. Atlas способен действовать даже в условиях сложного рельефа с множеством препятствий, взаимодействуя с окружающей средой. Ранние версии робота отличались высоким ростом — 183 см, но современные «укоротились» до 150 см. Вес конструкции — 75 кг. Оснащается лидаром (система получения информации об окружающей среде при помощи света) и системой стереоскопического зрения.


RiSE — робот-скалолаз. Этот небольшой шестиногий робот длиной 25 см и весом 2 кг способен подниматься по вертикальным поверхностям. По гладким стенам он взобраться не сможет — ему нужна шероховатая текстурированная поверхность, чтобы было за что зацепиться. На каждой из шести ног расположены небольшие металлические крючки, чтобы цепляться за поверхность. Особенность робота — возможность двигаться не строго вертикально и менять направление. Для поддержания равновесия RiSE использует хвост. Конечности приводятся в движение электродвигателями и управляются бортовым компьютером. В них встроены датчики контакта и положения. В дифференциале тазобедренного сустава используется механизм ременного привода, что упрощает изменение передаточного отношения. Разработка робота проспонсирована в рамках программы биодинамики DARPA.



RHex — еще один шестиногий робот от Boston Dynamics, но на этот раз предназначенный для преодоления наземных препятствий. При длине в 14 см и весе в 12 кг он может использоваться в поисково-спасательных операциях. Оснащен камерами (в том числе ИК) и подсветкой. Работает в грязи, песке, траве, заболоченной местности и преодолевает камни, поваленные деревья, провода и лестницы. Симметричная конструкция позволяет использовать робота, даже если тот перевернется. Управляется дистанционно на расстоянии до 700 метров. Средства на разработку выделены DARPA и US Army Rapid Equipping Force.

WildCat — самый быстрый автономный четырехногий робот на планете. Развивает скорость до 32 км/ч (предыдущий рекорд 1989 года составлял 21 км/ч). Оснащен двигателем, который работает на метаноле и довольно сильно шумит. Есть также IMU-сенсор, датчики контакта, проприоцепции и визуальной одометрии, чтобы контролировать стабилизацию положения во время бега. Использует лазерные искатели для определения высоты. Вес робота — 154 кг. Спонсирование проекта проходит в рамках программы DARPA «максимальная мобильность и манипулирование».

ОАО «Ижевский радиозавод», Россия

Радиозавод в Ижевске был создан в 1958 году и среди первой продукции выпускал радиоприемники. Сейчас это высокотехнологическое предприятие, разрабатывающее и изготавливающее системы спутникового мониторинга, системы видеонаблюдения и автоматики, радионавигационное и телекоммуникационное оборудование, аппаратуру для спутниковой связи и многое другое.



Мобильный робототехнический комплекс (МРК) — роботизированная платформа, предназначенная для разведки, обнаружения целей и огневой поддержки. Впервые МРК был представлен на выставке Russia ArmExpo в 2013 году. По сути это то же самое, что и TALON от компании QinetiQ, но российский вариант явно крупнее. Масса роботизированного комплекса в снаряженном состоянии составляет 1100 кг. Он может работать автономно до 10 часов и пройти при этом 250 км. Оснащается ижевский МРК станковым пулеметом калибра 12,7 мм. Также на платформу могут быть установлены танковый пулемет Калашникова (ПКТ) калибра 7,62 мм или станковые гранатометы АГ-17А и АГС-30 калибра 30 мм. Кроме того, он оснащен лазерным дальномером, гиростабилизаторами оружейной платформы, тепловизором и баллистическим вычислителем для стрельбы в любое время суток в любых погодных условиях. Поворотная платформа, оснащенная видеокамерами (в том числе ИК), обеспечивает захват и ведение одновременно десяти целей. Комплекс может выполнять задачи на удалении до 5 км от оператора при температурах от -40°С до +40°С. Разрабатывался совместно с ОАО НПК «УралВагонЗавод».

Продолжение следует.

Источник: geektimes.ru

Комментарии: