ПЛАНШЕТ В РУКАХ РЕБЕНКА: ДРУГ ИЛИ ВРАГ?

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2017-12-08 19:22

Психология

ПЛАНШЕТ В РУКАХ РЕБЕНКА: ДРУГ ИЛИ ВРАГ?

C появлением и внедрением в повседневную жизнь различных современных технических средств, таких как планшеты, смартфоны и иные гаджеты, наша жизнь, несомненно, изменилась.

На сегодняшний день дети не представляют свою жизнь без компьютера и осваивают современные устройства едва научившись ходить.

Безопасно ли это?

Отнюдь нет. Обыденное использование (уже не говорим о чрезмерном) сопровождается рядом побочных эффектов: «садится» зрение (окулист обязательно спросит, сколько времени ребенок проводит за компьютером), труднее становится засыпать, тяжелее просыпаться (невролог поинтересуется, играет ли ребенок на ночь в телефон), позвоночник искривляется (хирург нарисует типичную картину ребенка, скрюченного за столом у стационарного компьютера, или же лежащего, опираясь на одном плече перед планшетом или ноутбуком).

И, конечно, нейропсихолог обязательно скажет, что нервозность и потеря интереса к общению у вашего ребенка, вне всякого сомнения, может быть связана со злоупотреблением гаджетами. Особенно, если при этом ребенок чаще находится в положении лежа – малоподвижный образ жизни ведет к замедлению обмена веществ и нарушению кровообращения, не происходит достаточной стимуляции первого блока мозга – тех самых структур, которые обеспечивают поддержание необходимого для работы тонуса и рабочей позы, а отсюда возникает нескончаемая утомляемость, ребенку тяжело сосредотачиваться, да и вообще совершать лишние движения. Кроме того, для ребенка, вовлеченного в компьютерную игру, изоляция становится привычным механизмом совладания со стрессом, ребенок в меньшей степени будет проявлять чуткость и сопереживание к ближнему, первостепенным для него будет являться уход в иллюзорную виртуальность и управление ею.

А каких детей сейчас в большинстве своем встречают нейропсихологи на своих занятиях?

В последнее время увеличилось количество детей «проблемных», на практике – это как раз те самые утомляемые дети, не выдерживающие школьные нагрузки, испытывающие хронический дефицит кислорода, редко бывающие на свежем воздухе, с трудом планирующие собственную деятельность и ее этапы, им мало доступна произвольная регуляция сложных форм поведения и деятельности.

Следовательно, продуктивность познавательной деятельности падает наряду с подвижностью психических процессов. Зато моторика пальцев-то как развита: правда, такими темпами всего двух, а то и вовсе одного – при злоупотреблении планшетом!

Конечно, такие дети часто отвлекаются, подолгу делают домашние задания и отстают от общего темпа класса. А значит и общая успеваемость падает.

Важно еще вот что: по современным данным, усредненные показатели темпа и объема освоения школьной и садовской программы сильно снижены. Ведь не секрет, что наши бабушки знают (и пронесли через годы!) намного больше стихов, чем мы, а тем более, чем наши дети. И заметьте, ведь речь идет не о детях с аномальным развитием или наличием патологии, а об относительно «здоровых» детях, с так называемым иррегулярным развитием (это еще условная норма). Что изменилось? Думается, что причины следует искать не только в системе образования, но и в самой культуре.

Многие ли задумываются о том, что это проблема?

Разумеется, в обществе существует закрепленный стереотип о неблагоприятном влиянии планшета на неокрепшую психику ребенка. Несмотря на это, большинство родителей все равно прибегают к использованию планшета как способу успокоить ребенка (хотя на самом деле речь идет лишь о временном переключении), тем самым разрушая фундамент для освоения и развития ребенком способов эмоциональной и поведенческой саморегуляции. То есть ребенку будет тяжело доступно или недоступно управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

Возможно, такой стереотип в обществе частично связан и с тем, что часто словосочетание «играет в планшет» ассоциативно связано с «шуттерами», так называемыми, «стрелялками», содержащими сцены кровавых расправ и немотивированного насилия.

А если рассматривать логические игры? Всем знакомые «бродилки», словесные игры, головоломки, логические задачи, ребусы, обучающие программы для детей (освоение цвета, формы, элементарных математических представлений)? Так может, все дело в типе игр?

Разумеется, развивающие игры способны научить вашего ребенка, к примеру, различать цвета! Но если он будет замечать их только на экране телефона, то не факт, что он сумеет это знание и навык применить хоть сколько-нибудь в жизни в связи с оторванностью от реальности.

Разработчики игр, одной из важнейших задач которых, кстати, является «подсадить» вас на игру, используя особенности вашей же психики, предоставляют сегодня богатейшую зрительно-предметную среду в виртуальном плане, тем самым снижая способность к воображению у ребенка.

Все дело в том, что ребенку для полноценного развития просто необходимо играть и развиваться в реальном, физическом плане.

Игра представляет собой деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми. В реальной игре есть правила ребенка для самого себя, правила внутреннего самоопределения, самоограничения. Электронное устройство ограничит ребёнка лишь возможностями функционала, тем самым устанавливая правило, но вряд ли научит его действовать по правилу и , что крайне важно, не научит вырабатывать это правило для самого себя, правило самоограничения.

Немаловажно то, что в игре на электронном устройстве не предполагается обмен действиями. Когда ребенок использует орудийно-предметные действия, в его действиях появляется осмысленность, целенаправленность, создается образ действия и оттачивается выполнение до полного соответствия. Чтобы причесать куклу в реальности, ребенок приспосабливает движение руки к орудию – расческе. Чтобы причесать куклу на планшете, достаточно нажать на кнопку. Вскоре, ему вообще не понадобится вовлекать больше познавательных процессов, потому что за него сработает двигательная память на автоматизированном уровне. И от силы нажатия на кнопку не будет зависеть качество выполненного действия.

Контент игр на электронных устройствах не сумеет предоставить полимодальность предмета (полное представление о нем за счет органов чувств: тактильного анализатора, слухового, вкусового и т.п.), так как он представлен в большей степени зрительно. Также игры не смогут служить предметом-заместителем (когда ребенок играет в реальности, ему может быть доступно замещение «палочка вместо градусника»). А это, на минуточку, важно для становления знаковой функции сознания! (Сочетание звуков «к -у» заменяются на письме буквами «к» и «у» в русском языке, а вот в испанском, например, уже одной буквой «q»).

Помогает ребенку на пути к знакомству с миром предметов и действий – взрослый, выступающий образцом для подражания, он также является источником эмоциональной поддержки. Планшет тоже умеет похвалить, но если роботы и современный интерфейс начнут оказывать нам эмоциональную поддержку, мы все превратимся в общество алекситимиков – в тех, кому трудно подобрать слова для выражения своего эмоционального состояния. Живое общение предлагает широкую палитру эмоционального реагирования, состоящего как из вербальных, так и паравербальных компонентов, кроме того, оценочных, выражающих свое отношение на телесном и вербальном уровне. Благодаря этому, мы можем улавливать саркастическое настроение, малейшие интонационные изменения, к примеру. Использование аббревиатур и смайликов как незаменимых атрибутов общения в сети лишает нас возможности передать истинное эмоциональное состояние собеседника, скорее наоборот, здесь доступна подмена эмоций или их сокрытие в ущерб многомерному общению. Дети не обладают средствами невербального общения.

Важно понимать, что эмоциональный контакт - одна из форм биологической ориентировки человека! Если у взрослого уже сформированы структуры мозга, отвечающие за те же эмоции, то у детей они находятся на стадии формирования, поэтому они активно подвержены «вредному» влиянию извне.

Технический прогресс ушел далеко, а фантазия изобретателей и маркетологов не знает границ! В продаже появились уже даже горшки со встроенными планшетами. Производители уверяют, что использование такого горшка поможет родителям «поймать нужный момент» и сделает процесс приучения малыша к горшку более комфортным. Мы теперь и в туалет сходить не можем без опосредования? У вас бывает такое – с телефоном?

То, что сейчас постепенно происходит как социокультурный феномен – так это навязанный самой культурой отказ от сюжетно-ролевой игры. Молодое поколение будто бы теряет свою адаптационную возможность. Но действительно ли теряет?

Может, адаптация просто приобретает новую форму и в скором времени ожидается скачок на фоне новых приспособительных инструментов?

Так что же это: прогресс или извечный конфликт отцов и детей?

Тотальная гаджет-зависимость – это сигнал тревоги или показатель улучшения качества жизни и двигатель технического взрыва?

В неоднозначную, но , однозначно, непростую ситуацию ставит современных родителей надвигающаяся виртуализация процесса образования, включающая интеграцию информационных пространств. На уроках дети часто выполняют презентации, «печатают» рефераты и проекты, рукописные тексты на некоторых уроках не принимаются. Но навыки работы с электронными гаджетами необходимы ребенку, потому что в будущем отличное владение данными устройствами как минимум в разы повысит его продуктивность и оптимизирует деятельность.

А если же родители полностью ограничивают ребенка от планшета, они не только лишают его продуктивного будущего, но и компрометируют разрыв коммуникации с одноклассниками (синдром «белой вороны»).

Так где же золотая середина?

К каким умозаключениям ведет данная статья?

Перед нейропсихологами стоит задача популяризации науки.

Специалистам – психологам и нейропсихологам необходимо информировать родителей и сотрудников учебных заведений, образовательной и здравоохранительной сферы, а также всех специалистов помогающих профессий о возникновении данной сравнительно новой проблемы, о механизмах ее становления, а также о способах профилактики и коррекции. Важно проводить просветительские беседы и видеть перед собой задачи выявления скрытых подводных камней проблемы, задаться поиском той самой золотой середины.

Вводить и прививать интерес к курсам межличностного общения, программам игр без компьютера, осведомление о симптомах зависимости).

Важно научить родителей различать симптомы электронной зависимости, а специалистов прогнозировать результат использования планшетов.

Простые рекомендации родителям:

Уважаемые родители, подумайте о своем истинном отношении к гаджетам, именно это ваше отношение и модель поведения будет транслироваться детям.

Возможные варианты контроля:

Установите правила и оговорите условия использования электронного устройства

Не превращайте планшет в нечто поощрительное

Проводите время с детьми, разделите его интересы

Чаще бывайте вместе на свежем воздухе

Своевременно обращайтесь к специалистам

Автор: Нейропсихолог Мария Белова

Комментарии: