Генно-культурная корреляция

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


В книге «Гены, разум и культура» Ламсден и Уилсон (Lumsden, Wilson, 1981) представляют схему процесса ко-эволюциии генов и культуры, и описывают, как эпигенетические правила направляют психологическое развитие от сенсорной фильтрации через восприятие к оценке и принятию решений. В монографии «Гены, культура и личность» Ивз, Айзенк и Мартин (Eaves, Eysenck, Martin, 1989) описывают некоторые из переменных индивидуальных различий, окончательно проявляющие себя в социальном поведении.

Концепция корреляции генотип-среда, первоначально выдвинутая Пломином, ДеФризом и Лоэлином (Plomin, DeFries, Loehlin, 1977), была развита Сандрой Скарр (Scarr, McCartney, 1983; Scarr, 1992). Наличие корреляции между генетическими и средовыми эффектами означает, что люди подвергаются воздействию среды на основе их генетической предрасположенности. К примеру, если интеллект наследуется, то одарённые дети обычно имеют одарённых родителей, обеспечивающих им развивающие интеллект условия наряду с определяющими интеллект генами. Альтернативно, человек может быть отобран по признаку

одарённости и получить особые возможности. Даже если никто не заботится о таланте индивида, он может стремиться к интеллектуальной среде. Эти три сценария представляют три типа корреляции генотипа и среды: пассивный, реактивный и активный, соответственно.

Пример того, как генотип управляет жизненным опытом, или активной корреляции генотип-среда, приведён в работе по изучению воздействий телевидения (Rowe, Herstand, 1986). Хотя было найдено, что сибсы одного пола сходны друг с другом по восприятию телевизионных программ со сценами агрессии, более агрессивный сибс обычно (1) идентифицировал себя с наиболее агрессивными персонажами и (2) рассматривал последствия агрессии как положительные. Внутрисемейные исследования преступности показали, что как IQ, так и темперамент сибсов правонарушителей и не правонарушителей различались (Hirschi, Hindelang, 1977; Rowe, 1986). Не трудно себе представить как различающиеся по интеллекту и темпераменту сибсы приобретают альтернативные представления о социальной ответственности. Не сложно проследить и то, как дети с более высоким IQ могут приобрести лучшие языковые навыки и более обширные познания в большем числе областей, чем их сверстники с более низким IQ, и как определённые

типы личности тяготеют к определённой профессиональной среде.

Проявлением генетических задатков можно объяснить отмеченный ранее важный факт того, что общие семейные условия мало влияют на долговременное интеллектуальное и личностное развитие индивида. Было найдено, что такие факторы как социальный класс, семейная религия, ценности родителей и стиль воспитания детей не оказывают на сибсов общего влияния (Plomin, Daniels, 1987). При одинаковом воспитании в одной и той же семье более воинственный сибс усвоит агрессивные формы поведения родителей, тогда как более заботливый скорее изберёт для себя какие-то альтруистические проявления поведения родителей. Как подчёркивала Скарр (Scarr, 1992), элементом средовой передачи служит не столько семья, как микросоциальная ячейка, а скорее склад характера индивидов в отношении «ответных реакций на поведение других, активный отбор или игнорирование воз-

можностей и конструирование своего собственного опыта» (стр. 14).

Такой направляемый генами жизненный опыт был выявлен в работах по

изучению переменных, чаще рассматриваемых как средовые, чем как генетические (см. обзор Plomin, Bergeman, 1991). Таким образом, гены влияют не только на количество просматриваемого телевизионного материала, но также и на родительское воспитание, основные качества группы друзей сверстников, приобретение представлений о благополучии и массу других событий биографии. Именно генетика подталкивает родителей требовать от монозиготных близнецов более сходных действий, чем они требуют от дизиготных. Наряду с этим, воспитанные порознь монозиготные близнецы вспоминают впоследствии с теплотой о непохожих условиях своей жизни более сходно, чем это делают соответствующие дизиготные близнецы. Наследуемость семейной среды оценивается приблизительно в 25 процентов.

Как близнецовые исследования, так и работы по изучению усыновления указывают, что гены влияют на тяготение сибсов к группам намеренных поступать в колледж сверстников, к имеющим антиобщественные настроения или к простонародным сверстникам (Daniels, Plomin, 1985; Rowe, Osgood, 1984). Хотя просмотр телевизионных программ использовался в тысячах исследований как средовая переменная, корреляция между количеством просмотренных телевизионных

передач у родственных сибсов составляет 0,48, а у приёмных лишь 0,26, что предполагает наличие заметного генетического влияния (Waller et al., 1990). Шведское исследование взросления усыновлённых близнецов показало, что события их жизни имеют наследственную составляющую. Корреляция между воспитанными порознь монозиготными близнецами в отношении контролируемых событий жизни (напр., серьёзных конфликтов) составляет 0,54, а в отношении неконтролируемых событий (напр., тяжёлых болезней) только 0,22. Типичная наследуемость жизненных событий составляет около 40 процентов (Plomin et al., 1990).

Впечатляющий пример того, как гены влияют на предрасположенность к

травмам, даёт продолжающееся исследование боевого опыта пар близнецов, служивших в армии США в период Вьетнамской войны 1965-1975 гг. Во время Вьетнамской войны в Регистре близнецов насчитывалось 4.042 пары мужчина-мужчина, родившихся в период 1939-1957 гг. и проходивших действительную службу в войсках США. Наследственность определяла на 35 процентов службу во Вьетнаме, на 47 процентов участие в боевых действиях и на 54 процента награждение

боевыми наградами (Lyons et al., 1993). Последующие проблемы, связанные с посттравматическими стрессовыми нарушениями, имели наследуемость около 30 процентов (True et al., 1993).

Потенциальные влияния эпигенетических правил на поведение и общество могут простираться далеко за пределы онтогенеза. Через когнитивные фенотипы и групповые действия альтруистические наклонности могут получить своё выражение в проявлениях милосердия и благотворительности, склонности к творческой, педагогической и научной деятельности, в стремлении к воинской службе или же в антиобщественном поведении и правонарушениях. Таким образом,

гены могут распространять свои эффекты за пределы тела, в котором они пребывают, и склонять индивидов к построению определённых культурных систем (Rushton, Littlefield, Lumsden, 1986).

То, что гены ищут максимально подходящие себе условия среды, хорошо

иллюстрируют наблюдения, согласно которым и агрессивные, и альтруистические индивиды избирают подобных себе не только друзей, но и супругов (Huesmann et al., 1984, Rowe, Osgood, 1984). Как будет обсуждаться в следующей главе, эпигенетические правила, склоняющие людей избирать друг друга на основании сходства, могут обеспечивать очень точную «настройку», склоняя индивидов подбирать наиболее соответствующих себе партнёров по многочисленным наборам признаков, подверженным генетическому влиянию.

Дж. Филипп Раштон. Раса, эволюция и поведение. Взгляд с позиции жизненного цикла.

Комментарии: