?ЕСТЕСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2017-12-19 13:34
Ещё несколько десятилетий назад большинство философов и учёных были склонны видеть в человеке автономное существо, руководствующееся эгоистичными мотивами и лишь по необходимости учитывающее интересы других. Эти воззрения нашли своё отражение в политических идеологиях, экономических и биологических теориях, основанных на индивидуализме и конкуренции. Однако, многочисленные исследования последних лет привели к отказу от подобной атомистической модели и новому (и в тоже время напоминающему более традиционное) пониманию человека как изначально социального существа. ЭВОЛЮЦИЯ И СОЦИАЛЬНОСТЬ
Представление об «естественном отборе» как единственном механизме развития жизни дополнилось более комплексными моделями, в рамках которых сотрудничество и симбиоз стали рассматриваться в качестве важнейших составляющими эволюции. Историки науки, как Дэвид Лойе, переоткрыли наследие самого Дарвина, чьи взгляды оказались гораздо сложнее стереотипного дарвинизма и в чьих работах любовь и альтруизм, как оказалось, имели приоритет перед конкуренцией. Учёные, как Джоан Роугарден, заслуженный профессор Стенфордского университета и автор книги «Гениальный ген: деконструкция дарвинистского эгоизма» [1], идут дальше и утверждают, что кооперация лучше объясняет биологическую природу, чем «выживание сильнейшего». Хотя корни социальности уходят в самую глубь истории жизни, в случае людей она достигла невероятного уровня. Сегодня получило распространение определение homo sapiens как «сотрудничающего вида» [2], подчеркивающее, что социальность является неотъемлемым атрибутом человеческого существа. Один из самых влиятельных эволюционистов нашего времени, Эдвард Уилсон, даже приписывает людям эусоциальность — «сверхсоциальность», способность действовать как единый организм, но, в отличие от пчёл и других эусоциальных животных, сохраняя при этом собственную субъектность. В своей книге «Социальное покорение Земли» [3] он демонстрирует, как сотрудничество сделало человека самым успешным и самым могущественным видом в истории планеты. ОТ АНТРОПОЛОГИИ К НЕЙРОНАУКАМ Наблюдение за тысячами человеческих обществ, включая племена, сохранившие первобытный образ жизни, позволило говорить об универсальном характере человеческой потребности в социальности, врожденной эмпатии и стремлении к сотрудничеству. Но появление технологий, с помощью которых стало возможно заглянуть в мозг человека, доказало, что эти черты буквально «прошиты» на уровне наших нейронов. Открытие имело такое значение, что привело к формированию отдельной дисциплины — социальной нейронауки, которая стала замечательным примером объединения знаний, накопленных прежде непересекающимися областями. Среди наиболее интересных проявлений «социального мозга» можно отметить «зеркальные нейроны», одинаково активизирующиеся и когда человек совершает определённое действие, и когда лишь наблюдает за его совершением, и «нейронную сеть социального познания», постоянную активность мозга, отвечающую за социальные взаимодействия, даже в то время, когда человек находится в одиночестве и не думает о других. Исследования показывают, что мозг человека, сталкивающегося с отвержением и неприятием, проявляет ту же самую активность, что и во время физической боли [5]. «Социальная боль» столь же реальна, как повреждение от ожога или пореза. Наличие же близких отношений является мощнейшим фактором, предсказывающим счастье и благополучие человека [6]. Суммировав имеющиеся доказательства, ведущий социальный нейроучёный Мэттью Либерман сделал вывод [7] о необходимости пересмотра пирамиды потребностей Маслоу: социальность — столь же фундаментальная потребность человека, как сон и еда. ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?Нет необходимости выбирать между индивидуализмом и коллективизмом — раскрывая себя, человек всегда делает это в со-обществе. На основе этого знания, подкреплённого новейшими исследованиями, были разработаны подробные рекомендации для сферы управления, образования, бизнеса, маркетинга, личного развития, и это только начало. Как отмечает Либерман, «по мере того, как мы больше о узнаём о нашей социальности из психологии, нейронаук и других дисциплин, у нас появляется великолепная возможность изменить наше общество и его институты так, чтобы они максимизировали наш потенциал — как отдельных людей, так и общества в целом». ЛИТЕРАТУРА[1] Roughgarden, J. The Genial Gene: Deconstructing Darwinian Selfishness [Гениальный ген: деконструкция дарвинистского эгоизма]. — University of California Press, 2009. — 272 p. [2] Bowles S., Gintis H. A Cooperative Species: Human Reciprocity and Its Evolution [Сотрудничающий вид: человеческое взаимодействие и его эволюция]. — Princeton University Press, 2011. — 280 p. [4] Wilson E.O. The Social Conquest of Earth [Социальное покорение Земли]. — Liveright, 2012. — 352 p. [5] Eisenberg, N.I. The pain of social disconnection: examining the shared neural underpinnings of physical and social pain [Боль в результате социального отторжения: исследования общих нейронных оснований физической и социальной боли] // Nature Reviews Neuroscience. 2012. V 13. P. 412-434. [6] Hyman, L. Happiness: Understandings, Narratives and Discourses [Счастье: интерпретации, нарративы и дискурсы]. — Palgrave Macmillan, 2014. — 168 p. [7] Lieberman M.D. Social: Why our brains are wired to connect [Социальный: почему наши мозги предназначены для соединения]. — Oxford University Press, 2013. — 384 p. Комментарии: |
|