Друзья художника эпохи Ренессанса Альбрехта Дюрера признавали его настоящим мастером погружения в свои мысли |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2017-12-12 10:00 Друзья художника эпохи Ренессанса Альбрехта Дюрера признавали его настоящим мастером погружения в свои мысли. Немецкий гуманист Виллибальд Пиркгеймер писал, что в моменты, когда художник с головой уходил в приятные размышления, он выглядел «счастливейшим человеком на Земле». Многие из нас время от времени предаются различным формам раздумий: прокрастинации, рефлексии, медитации, самобичеванию, мечтам. Если в некоторых случаях уход в свои мысли может приносить свои плоды, то в остальных несомненно оборачивается вредной привычкой, мешающей нам полностью раскрыть свой потенциал. Да, грезы иногда помогают нам отвлечься от реальности и послужить источником вдохновения. Но также известно, что сознание, предоставленное само себе, склонно к мрачным и бесполезным размышлениям, особенно во власти депрессии, тревоги или навязчивых идей. Может ли искусство выступать для нас стимулом к полезным эмоциям и душевному состоянию? Многие знают, что созерцание произведений искусства, будь то литература, рэп или абстрактная масляная живопись, способно «улучшить» качество грёз. У немцев есть прекрасное выражение в защиту умственных блужданий — die Seele baumeln lassen’ — которое переводится как «позвольте душе воспарить». Новая наука нейроэстетика начинает раскрывать биологические процессы в основе «воспарения души». Прежде всего, согласно многим свидетельствам, полученным современной когнитивистикой, наше психические состояние оказывает волнообразное влияние на весь организм. Так при виде вкусного шоколадного пирога повышается слюноотделение, а при просмотре напряженной драмы нам самим едва удается сохранять спокойствие. Мысли, чувства и эмоции, бесцельные или намеренные — всего лишь соматический водопад реакций нашего тела. Каким-то образом именно в этот водопад и впадает искусство. Дети и взрослые, склонные к раздумьям, демонстрируют б?льшую когнитивную гибкость. Гален, медик из Греции, живший во втором веке нашей эры, отлично знал о наличии связи между телом и сознанием. Он считал, что блуждающий ум — признак физической и умственной усталости, и поэтому рекомендовал во всем следовать принципам логики, а также заниматься усердным и систематизированным трудом, чтобы не впадать в бесплодные размышления. Галену приписывают слова «леность порождает причуды крови». В основе его убеждения лежит предположение о том, что концентрация представляет для человека своего рода психобиологическую дисциплину, над которой следует работать, чтобы уберечь свои мятежные ум и тело от потери контроля. Тем не менее, согласно еще более раннему древнегреческому представлению, грезы способствуют нашему физическому благополучию. Предшественники Галена утверждали, что нет лучше способа выздороветь, чем погружение в собственные мысли. Современные исследования в психологии развития показывают, что дети и взрослые, склонные к раздумьям, демонстрируют б?льшую когнитивную гибкость и лучше справляются с такими «исполнительными» функциями, как решение проблем, планирование и контроль собственных мыслей и чувств. Искусство может быть стимулом к потере в собственных мыслях, а также инструментом их регулирования и контроля. Нейровизуализация — метод, позволяющий «увидеть» мозг в действии — стал открывать процессы, коррелирующие с нашим психическим состоянием. Когда людей просили сидеть спокойно и ни о чем не думать, их мозг не сохранял спокойствие, а, напротив, проявлял признаки бурной активности, известной под названием нейронной сети оперативного покоя (default mode network, DMN). Эта активность близка к той, что возникает при самоанализе и обращении к интуиции. Более того, она сопровождалась признаками активности в префронтальной коре головного мозга, ответственной за эти важные «исполнительные» функции. Удивительно, но чем выше связь между этими двумя частями мозга — интуицией и исполнительными функциями — тем более творческий подход проявляет человек при решении различных задач. Снимки мозга демонстрируют лишь корреляцию этих процессов, а не их причинно-следственную связь, и все же это наталкивает нас на мысль о том, что, возможно, мечтательность делает нас более продуктивными и творческими, укрепляя наше самосознание и сводя тело и разум воедино в ходе мыслительной и биологической активности. Искусство может быть стимулом к потере в собственных мыслях, а также инструментом их регулирования и контроля. Основные свойства формы произведения (минорные или мажорные тональности мелодии, цветовая гамма картины), а также сложности его содержания (текст песни, выражение лица на портрете) в равной степени вызывают размышления и эмоции, что непременно отражается на физиологии нашего тела. Креативное мышление и созидание эстетических объектов коррелируют с DMN-активностью, особенно в тех случаях, когда люди находят пережитые эстетические переживания сильными и значимыми. В такие моменты наше взаимодействие с искусством будто вызывает автобиографические мечтания, переживание потока самосознания. Разумеется, искусство способно провоцировать и не приносящие никакой пользы размышления. Многократное прослушивание одной и той же песни вряд ли поможет пережить разрыв в отношениях. Тем не менее, навеянная искусством тоска не всегда вгоняет нас в безвыходное депрессивное состояние. В действительности, искусство, имитируя эмоциональный катарсис, может помочь нам легче справляться с непосредственными источникам боли. Всем известно то странное, приятное и умиротворяющее чувство после того, как получаешь возможность выплакаться. Объяснением этому, как оказалось, служит выброс гормона пролактина, также связанного с укреплением иммунной системы и сближением с другими людьми. Искусство служит сравнительно безопасным пространством для переживания подобных эмоций, в отличие от жизненных трагедий, вызывающих у нас слезы. Даже расстраивающие или иначе нарушающие наше спокойствие произведения искусства могут способствовать психобиологическому очищению за счет погружения в собственные мысли. История богата примерами взаимосвязи мечтательности и креативности. Вот один уникальный пример: Аби Варбург (1866-1929 гг.), немецкий историк искусства, создал библиотеку из 50 000 книг для поощрения блуждания мысли. Его коллекция стала ядром Варбургского института в Лондоне, где мы сегодня занимаемся своим исследованиями. Каждый из четырех этажей библиотеки посвящен одной из четырех тем — образ, слово, направление и действие — и разделен на подтемы, такие как «наука и магия», «передача классических текстов», «история искусства». Благодаря уникальным представлениями Варбурга о том, как должны быть взаимно расположены книги в его библиотеке, мы можем найти выцветший медицинский том XVII-го века рядом с трактатами по математике, космосу и музыкальной гармонии. Эти полки с книгами улучшают интуитивную прозорливость по мере того, как вы переходите от одного тома (или мысли), который уже было вас заинтересовал, к другой заманчивой идее или теме, которая даже не приходила вам на ум. Приобщение к искусству высоко ценится во многих культурах и обществах. Созерцание эстетических объектов зачастую воспринимается как трудоемкое когнитивное упражнение, в то время как искусство предоставляет возможность для глубоких эмоциональных переживаний, позитивного погружения в мысли и психобиологической саморегуляции. Пожалуй, Дюреру удалось лучше всех выразить словами положительное действие от такого бездействия: «Если человек посвящает себя искусству, то он избегает больше бед, чем если бы бездельничал». Источник: rtut.io Комментарии: |
|