Что нейробиология говорит об искусстве? |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2017-12-07 14:00 Почему нам может нравиться древнегреческая архитектура или живопись эпохи Ренессанса, но мы можем полностью отвергать сюрреализм или супрематизм? Почему мы вообще можем ценить прекрасное, и что для человека прекрасно? Давайте разберёмся. Высокое искусство. Духовное искусство. Творчество — дар Божий. Только человек может созидать и созерцать прекрасное. Примерно такое представление об искусстве свойственно очень многим. Никто не будет спорить, что искусство — неотъемлемая часть жизни людей, их культуры, отражение их мыслей, порывов и достижений. Но учёные готовы поспорить с тем, что способность к творчеству и способность к восприятию результатов этого творчества — особенности, присущие лишь человеку. И уже тем более они оспаривают то, что эти особенности — признак одухотворенности и возвышенности человека, в отличие от всех других биологических видов. Взгляните на фотографии ниже. Что вы видите? О, ну, кто-то понатаскал сюда какие-то цветные ягоды, листья и мусор и аккуратненько разложил их по цветам и даже в каком-то геометрическом порядке. Может, дети побаловались... А детишки молодцы, цветовая композиция недурна. (источник:tumblr.com) А этого ребёнка стоит отдать в художественную школу. (источник:tumblr.com) Нет, это не дети потрудились, это птицы шалашники. Самцы этого вида — довольно невзрачные парни, они даже не умеют исполнять брачных песен, чтобы привлечь самок, однако они мастерски строят шалаши с разными по форме и размеру входами, арками, с интересным интерьером. Чтобы завлечь самок, они украшают шалаш цветами, лепестками, ягодами, камнями и вообще всем, что подходит под их дизайнерский вкус, раскладывая или закрепляя всё это в определенном порядке и стиле. Разные виды шалашников могут сооружать разные жилища, и даже отдельные особи могут иметь свой неповторимый стиль. Всё это смахивает на понятие оригинальности, которая отличает творчество. Кроме того, шалашники проявляют некую скрупулезность в отношении своих творений: если убрать хоть одну ягодку или просто переложить её в другое место, птица тут же поскачет за ней и положит её обратно. Процесс строительства жилища у шалашников Восприятие прекрасного На самом деле наша способность видеть и создавать прекрасное — далеко не мистический дар. Её вполне можно объяснить природными инстинктами и функционированием мозга (с этих позиций можно объяснить многое в нашей жизни). Почему художники используют ограниченное число красок в конкретной картине? Если намазать на холст все цвета, которые только можно найти, да ещё в разном порядке, нисколько не группируя объекты по цветовой гамме, получится, мягко говоря, несуразица. Едва ли у нас повернется язык назвать это искусством. Но есть закон группировки, который позволяет нам выхватывать объекты на основании общих признаков, в данном случае, конкретного цвета. Так мы группируем то, что видим на картине, и это даёт нам куда больше комфорта и удовольствия, чем если бы мы наблюдали хаотичный набор красок без каких-либо акцентов. Это не просто одно из свойств, позволяющее нам наслаждаться произведениями искусства. Группировка помогала нам избежать опасности в дикой природе: чтобы увидеть хищника за кустами и опознать в нём угрозу, необходимо сгруппировать в мозге фрагменты одного оттенка и структуры, что выглядывают из-за листьев. Как только мозг группирует эти выглядывающие из-за кустов части тела, например, тигра, даётся сигнал: «Так это же один объект, он прячется в кустах, и, кажется, это тигр, надо бежать!» Единый оттенок и структура шерсти тигра, выглядывающие из-за листьев, позволяют нам сгруппировать эти фрагменты и идентифицировать их как тигра (источник: animalsfoto.com) А что говорит нейробиология об абстрактном искусстве? Хорошим примером здесь будут эксперименты биолога Николаса Тимбергена, который исследовал поведение серебристых чаек. Птенец серебристой чайки, выпрашивая еду у матери, поклевывает красное пятно у неё на клюве. Но, как оказалось, его очень легко обмануть. Достаточно подсунуть ему муляж клюва с красным пятном, уже без тела. Птенец точно так же будет требовать у него еду, как и у живой матери. Можно пойти ещё дальше: подсунем ему палку с красным пятном. Снова работает. Почему? Эволюция не предусматривала, что к птенцу пристанет вредный биолог и начнёт пихать ему какую-то палку с красным пятном вместо реальной матери. Мозг птенца запрограммирован на то, чтобы просить пищу у объекта, имеющего конкретные признаки. И вероятность того, что кто-то будет обладать этими признаками помимо его матери, ничтожно мала. Эксперимент на этом не заканчивается: берём очень длинную толстую палку и делаем на её конце три красные полосы. Чем вам не абстрактное искусство? Удивительно, но птенцу такая модель маминого клюва очень нравится: он начинает клевать эту палку яростнее, чем настоящий клюв. В данном случае мы наблюдаем так называемый эффект «максимального смещения»: чем больше красного, тем лучше. Иными словами, чем больше полезных признаков, тем больше нас нравится тот или иной предмет. Разумеется, во всем нужна мера, чтобы количество этих признаков не изменяло предмет до неузнаваемости. Это могли использовать в своих произведениях Моне или Ван Гог, например. Они создали такое цветовое пространство, которое далеко от реальных объектов, однако производит на многих впечатление. Ван Гог «Пшеничное поле с черными воронами». Как мы видим, мазки довольно грубые, цветовая гамма усилена, что придаёт картине особый шарм и привлекательность. (источник: stihi.ru) Есть много законов, которые могут объяснить, почему нам нравится та или иная картина, или почему конкретные произведения искусства имеют успех у публики. Я не говорю о возведении понятия искусства в финансовые махинации и не рассматриваю бездумную штамповку полотен с каракулями на них как способ заработать деньги на манипуляциях вроде «Кто разбирается в высоком искусстве, поймёт, что я имел в виду, раскрасив это белое полотно в белый цвет». Я рассматриваю лишь те общие законы, которые имеют воздействие на человеческий мозг в силу эволюции и природных факторов. К ним, помимо рассмотренных выше, можно добавить контраст, который нужен нам, чтобы выделять объекты из всей пестроты обстановки. Оптимальный уровень контраста также позволяет нам наслаждаться произведениями искусства: не тускло, но и не режет глаза. Симметрия также относится к факторам, определяющим наше отношение к творениям: ряд экспериментов показал, что наиболее симметричные лица, например, считаются и наиболее привлекательными. Ведь симметрия по сути — маркер здоровья. Если, к примеру, беременная особь была заражена паразитами, у её детёныша будет выражена некоторая асимметрия. Это позволяет другим особям, задача которых — передать свои гены, идентифицировать не совсем здоровую особь: «Ага, у него асимметричная морда, пойду поищу кого-то получше». Этот механизм заложен на подсознательном уровне, поэтому в искусстве он тоже применим. В то же время мы допускаем некую степень асимметрии, но только если речь идёт о едином объекте, а не об их наборе. Попробуйте расставить предметы интерьера в комнате строго симметрично. Вряд ли вам понадобится дизайнер, чтобы понять, что такое расположение объектов не слишком-то комфортно. Творческие способности До сих пор я в основном говорила о восприятии произведений искусства. Но хотелось бы рассказать и о том, что способность создавать их также имеет научную подоплёку. Если вспомнить симптоматику аутизма, то в списке симптомов можно увидеть социальную отстраненность, чрезвычайную замкнутость, задержку развития... И в то же время многие аутисты имеют ярко выраженные арифметические или художественные способности. Посмотрите на рисунки, приведенные ниже. Попробуйте расположить их по уровню мастерства. Рисунки: (а) - 7-летней девочки с аутизмом; (b) - Леонардо да Винчи; (c) - обычного 8-летнего ребенка (источник: vshm.oly-d.ru) Опыты показали, что нередко рисунок (а), выполненный девочкой, которая страдает тяжелой формой аутизма, ставят даже выше по уровню мастерства, чем рисунок Леонардо да Винчи. Как же так случилось, что девочка с серьезной задержкой в развитии рисует наравне с Леонардо да Винчи? Дар Божий? Талант? Или природа дала в избытке творческих способностей, компенсируя другие недостатки? В какой-то степени последнее предположение верно. Многие области мозга аутистов сильно повреждены. Если, например, повреждена левая теменная доля мозга (ЛТД), рисунки становятся лучше за счёт того, что правая теменная доля теперь берет на себя «весь груз ответственности», отвечая за степень художественной выразительности. Это не просто гипотеза, а доказанный и проверенный экспериментами факт. Дело в том, что ЛТД можно временно отключить при помощи транскраниального магнитного стимулятора (ТМС). Такой опыт со здоровыми людьми провели два исследователя из Австралии. К их удивлению, экспериментуемые стали без всяких усилий рисовать изумительные по мастерству и красоте наброски и эскизы. Объяснение очень простое: ресурсы, которые высвободились из-за отключения одного участка мозга, перешли в другой участок. Одарённые люди имеют более развитый участок мозга, который отвечает за то или иное умение. При отключении какой-либо области утрачиваются какие-то способности: например, если отключить правую теменную долю, возникнет так называемая акалькулия — неспособность к арифметическим вычислениям, математических операциям. Теменная доля: на левой схеме - 4; на правой - 2. При поражении теменной доли нарушаются сложные виды чувствительности - анестезия, астереогноз (неузнавание на ощупь), нарушение схемы тела (аутотопогнозия), анозогнозия, апраксия, акалькулия, мнестическая афазия. (источник: rus-mmm.ru) От необъяснимого к обоснованному Опираясь на множество экспериментов, опытов, наблюдений и научных теорий, можно сделать много выводов и интересных для себя открытий не просто об искусстве и природе его восприятия, а ещё и о том, как именно работает наш мозг, обрабатывая и генерируя информацию. Изучение работы мозга может объяснить очень многое, включая то, что мы привыкли считать духовным, возвышенным или даже мистическим. Возможно, в скором времени люди, которые считают, что не всё в этом мире можно объяснить, станут упоминать об этом всё скромнее — благодаря учёным, которые рационально обосновывают многие вещи, ранее считавшиеся необъяснимыми загадками бытия. Источник: newtonew.com Комментарии: |
|