«Academia»: Александр Жолковский "О понятиях инвариант и поэтический мир". 1-я лекция

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2017-12-22 17:17

лингвистика

- Филолог на эросипеде: Жолковский А.К.

«Поэзия основана на переносах по сходству - метафорах, прозе же прописана смежность. Правда, обе установки часто переплетаются. В стихе метр проецирует сходство на смежность, а в основе сюжетного повествования лежит так называемый ритм потерь и приобретений…»

(Александр Жолковский, Мемуарные виньетки и другие non-fictions,

Источник: http://vikent.ru/author/348/)

«…Никакого нон-фикшн не бывает: при всех стараниях держаться фактов, неизбежен тот или иной их отбор, упорядочение, постановка в ту или иную связь, некий субъективный перекос»

«Скупая правда интересней, да и нужнее людям, но сложное понятней им. Коллективная память не терпит рядом с Чапаевым пустоты – разве что с большой буквы»

«Ну, вумные благоглупости, ну, застольная гуманитария, dinner speeches, ну и что? <…> Или и впрямь есть что-то такое в нашем сомнительном деле, какое-то, что ли, уловление, можно сказать, душ?! И медицина бессильна?»

(«Выбранные места, или Сюжеты разных лет»)

"МН: Ваши работы о Гоголе, Ахматовой, Пастернаке вызвали споры среди любителей их творчества, вас обвиняли чуть ли не в клевете на святые фигуры русской культуры?

Жолковский: Те работы, что вы имеете в виду, построены на принципе демифологизации. Хочу подчеркнуть, что демифологизация не означает демонизации, то есть превращения объектов изучения – Зощенко, Ахматову, Пастернака – в презренных злодеев. Недавно при обсуждении одного – не моего – доклада об Ахматовой я услышал такое возражение: «Хотелось бы более солидарного чтения». Имеется в виду, что вы анализируйте поэта, но стойте на его позиции, будьте с ним солидарны. Исследуйте поэта с точки зрения самого поэта. Правильно, не надо говорить, что «Маяковский – плохой советский поэт». Он предлагал судить себя как советского поэта, и он – замечательный советский поэт. Но, может, «советский поэт» это само по себе не так здорово? Мы отъезжаем в сторону и задаемся вопросом: прекрасный советский поэт все время предлагает убивать врагов. Но так ли хорошо все время убивать? Что такое советский поэт на фоне мировой поэзии и культуры? Требование «быть солидарным» с поэтом как бы просит закрыть глаза на все то, на что сам поэт хотел, чтобы мы закрыли глаза. Тогда как задача науки – исследовать явление и само по себе, и как оно соотносится с другими явлениями, и какие проблемы связаны с этим явлением. Начиная с символизма, поэзия была для поэтов частью большого проекта жизнетворчества. Мы видим это и у Маяковского, и у Ахматовой, которая лепит себя. Какую она себя лепит, какое это ее «я»? Это не полемика и не критика Ахматовой, это понимание того, как творится жизнетворческая фигура. Есть поэты, пытающиеся скрыть, что занимаются подобными вещами. Пастернак – скромный, тихий, всегда на обочине, что-то вскапывает на даче, никуда не лезет, не лепит из себя «бронзового поэта». Но новейшее пастернаковедение обнаруживает, что позиция у него есть, отчасти это прослеживается в прекрасной, на мой взгляд, биографической книге Дмитрия Быкова. Пастернак, как скульптор, лепит фигуру, которой он хочет быть и от имени которой завещает нам свои стихи. Это та фигура, которая смогла выжить в жуткие времена. С одной стороны, «нэбожитэль», выражаясь по-сталински, с другой – органично воспринимающий жизнь природный человек, «дачник». В этом смысле он поразительным образом сумел не только не быть арестован и убит, но сохранился как творческая личность, многократно изменяясь в ходе жизни и творчества.

МН: Тем, для кого стихи Пастернака или Ахматовой – часть воздуха, это трудно понять.

Жолковский: Да, но научный проект состоит не в «солидарности», а в исследовании. Как относится филолог с научными претензиями к поэту? Он молится на него. Поэт поразительно строит тексты, которые ты лишь отчасти можешь понять. Всегда остается загадочный остаток, который наука пытается разгадать. Это взгляд снизу вверх. Но есть и взгляд сверху вниз, как на препарируемую лягушку: тронешь здесь – дернется там, мозг устроен так – нервная система эдак. Изволь разгадать это чудо структурами и цифрами."

Александр Жолковский "Филолог на эросипеде"

Беседа с Александром Жолковским

http://www.litkarta.ru/dossier/filolog-na-erosipede/dossier_1973/

_____________________________________________

Александр Жолковский - лингвист, литературовед, мемуарист.

Кандидат филологических наук, профессор Университета Южной Калифорнии (Лос-Анджелес). Вместе с Игорем Мельчуком создал лингвистическую модель «Смысл ? текст», вместе с многолетним соавтором Юрием Щегловым — литературоведческую модель «Тема ? текст» (поэтика выразительности). Автор двух десятков книг (начиная с «Синтаксиса сомали», 1971), в том числе монографий о творчестве Пастернака, Бабеля и Зощенко, и двух сотен статей — работ по лингвистической семантике, русской литературе, теоретической поэтике, инфинитивной поэзии, разборов произведений Пушкина, Толстого, Лескова, Мандельштама, Искандера и других. Создатель эссеистического жанра виньетки. Автор ежедвухмесячной рубрики «Уроки изящной словесности» в журнале «Звезда».

Источник:

http://arzamas.academy/authors/22

Несколько лет назад изрядный скандал вызвала предпринятая им попытка анализа жизнетворческой стратегии Анны Ахматовой («Звезда», 1996, № 9) и ряд других его «мифоборческих» работ – автора немедленно уличили (и продолжают уличать) в стремлении принизить и унизить классиков и классику.

В последние годы А.К. Жолковский известен и как автор кратких мемуарных рассказов – виньеток.

Подробнее:

https://lechaim.ru/ARHIV/197/LKL.htm

Журнальный зал: Александр Жолковский

http://magazines.russ.ru/authors/z/zholkovskij

Александр Жолковский. "О понятиях инвариант и поэтический мир". 1-я и 2-я лекции (ACADEMIA):

https://tvkultura.ru/search/index?search_str=%D0%96%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9

К ПОНЯТИЯМ «ТЕМА» И «ПОЭТИЧЕСКИЙ МИР» :

http://www-bcf.usc.edu/~alik/rus/ess/bib14.htm

(А. К. Жолковский, Ю. К. Щеглов)

- Жолковский А.К. - Блуждающие сны и другие работы.-1994

https://vk.com/doc-123642573_455961049

Цикл статей профессора А.К. Жолковского посвящен явлениям русской литературы и искусства XX века (Бунин, Хлебников, Мандельштам, Маяковский, Пастернак, Зощенко, Олеша, Булгаков, Ильф и Петров, Эйзенштейн, Лимонов, Бродский, Пригов) в их связях друг с другом, с русской классикой (Державин, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Достоевский, Толстой), русским и мировым фольклором, западной традицией. Книга отличается применением постструктуральных, интертекстуальных и культурологических методов, остротой изложения и новизной прочтений.

Книга под названием «Блуждающие сны» впервые увидела свет в 1992 году и уже в 1994 году была переиздана с дополнениями. Объединенные в ней работы о русских классиках восхищают мастерством анализа и вместе с тем неожиданным ракурсом исследования, смелостью интертекстуальных параллелей, свободой от идеологических клише, — самим сочетанием образцовости и провокационности, непривычным в освещении сугубо научных проблем. Зачитанные экземпляры книги (включена в программу обязательного чтения на филологических факультетах) давно стали библиографической редкостью.

- Жолковский А.К.,Щеглов Ю.К. - Работы по поэтике выразительности.Инварианты-Тема-Приемы-Текст.-1996

Предисл. М.Л. Гаспарова.

Статьи, включенные в настоящий сборник, написаны на материале поэзии и прозы XIX - XX вв. и охватывают три десятилетия в области литературоведения известных филологов А.К. Жолковского и Ю.К. Щеглова. Авторами была разработана оригинальнальная концепция, утвердившая себя под названием "Тема - Текст". В ней делается акцент на содержании отдельных литературных произведений и на целостных образных системах - поэтических мирах писателей, т.е. произведение рассматривается в сложном развитии - от темы (идеи, замысла) до конкретного словесного воплощения текста.

Сегодня книга представляет собой классический труд, в котором сформулированы основные идеи "поэтики выразительности".

- Жолковский А.К. - Новая и новейшая русская поэзия.-2009

https://vk.com/doc-123642573_455961225

Книга известного филолога А.К.Жолковского включает шестнадцать статей о русской поэзии XX в. (от Михаила Кузмина до Бориса Рыжего). Разборы текстов, посвященные взаимодействию семантики, структуры и литературного фона, опираются на теорию поэтических инвариантов, инструментарий стиховедения (в частности, учение об ореолах метров), концепцию поэзии грамматики и понятие инфинитивного письма.

Книга богата идеями и требует внимательного чтения, но написана просто, доступна образованному неспециалисту и может служить учебным пособием для студентов филологических факультетов.

- Жолковский А. - Поэтика за чайным столом и другие разборы.-2014

Книга представляет собой сборник работ известного российско-американского филолога Александра Жолковского — в основном новейших, с добавлением некоторых давно не перепечатывавшихся. Четыре десятка статей разбиты на пять разделов, посвященных стихам Пастернака; русской поэзии XIX–XX веков (Пушкин, Прутков, Ходасевич, Хармс, Ахматова, Кушнер, Бородицкая); русской и отчасти зарубежной прозе (Достоевский, Толстой, Стендаль, Мопассан, Готорн, Э. По, С. Цвейг, Зощенко, Евг. Гинзбург, Искандер, Аксенов); характерным литературным топосам (мотиву сна в дистопических романах, мотиву каталогов — от Гомера и Библии до советской и постсоветской поэзии и прозы, мотиву тщетности усилий и ряду других); разного рода малым формам (предсмертным словам Чехова, современным анекдотам, рекламному постеру, архитектурному дизайну). Книга снабжена указателем имен и списком литературы.

- Жолковский А.К. - Эросипед и другие виньетки.-2003

Книга невымышленной прозы известного филолога, профессора Университета Южной Калифорнии Александра Жолковского, живущего в Санта-Монике и регулярно бывающего в России, состоит из множества мемуарных мини-новелл (и нескольких эссе) об эпизодах, относящихся к разным полосам его жизни, - о детстве в эвакуации, школьных годах и учебе в МГУ на заре оттепели, о семиотическом и диссидентском энтузиазме 60-х - 70-х годов, об эмигрантском опыте 80-х и постсоветских контактах последних полутора десятилетий. Не щадя себя и других, автор с юмором, иногда едким, рассказывает о великих современниках, видных коллегах и рядовых знакомых, о красноречивых мелочах частной, профессиональной и общественной жизни и о врезавшихся в память словесных перлах. Книга, в изящной и непринужденной форме набрасывающая портрет уходящей эпохи, обращена к широкому кругу образованных читателей с гуманитарными интересами.

Какая милая виньетка

Но присмотрись построже - нет-ка

Ли

В ней подвоха?

(Дмитрий Александрович Пригов)

Александр Жолковский - человек в филологической среде культовый. "Виньетки"-мемуарные и портретные заметки об академическом быте и просто быте советских 60-70-х, эмигрантских 80-х, постсоветских 90-х. Пастернак, Лотман, Пропп, Якобсон... Почти рефлекторная привычка рассматривать любую невидимую миру ерунду как объект, достойный анализа и обобщения.... Получилось здорово.

(Лев Рубинштейн)

- Жолковский А.К. - Осторожно, треножник!.-2010

Книга статей, эссе, виньеток и других опытов в прозе известного филолога и писателя, профессора Университета Южной Калифорнии Александра Жолковского, родившегося в 1937 году в Москве, живущего в Санта-Монике и регулярно бывающего в России, посвящена не строго литературоведческим, а, так сказать, окололитературным темам: о редакторах, критиках, коллегах; о писателях как личностях и культурных феноменах; о русском языке и русской словесности (иногда – на фоне иностранных) как о носителях характерных мифов; о связанных с этим проблемах филологии, в частности: о трудностях перевода, а иногда и о собственно текстах – прозе, стихах, анекдотах, фильмах, – но все в том же свободном ключе и под общим лозунгом «наводки на резкость».

- Жолковский А.К. - Поэтика Пастернака.Инварианты.Структуры.Интертексты.-2011

Книга представляет собой практически полное собрание пастернаковедческих работ известного российско-американского филолога, профессора Университета Южной Калифорнии Александра Жолковского — итог его более чем сорокалетних оригинальных исследований поэзии Бориса Пастернака. В двадцати четырех статьях сборника, развивающего традиции русской лингвистической поэтики, рассматриваются: инвариантные темы, мотивы и предметы (например, образ окна), в совокупности образующие художественный мир автора; выразительные структуры, развертывающие инвариантные мотивы в стихотворный текст (ряд статей посвящен монографическим разборам стихотворений); a также интертекстуальная подоплека пастернаковской поэтики в целом и отдельных текстов. В книгу вошли также более короткие неформальные эссе и разборы стихов Пастернака.

Содержание:

От автора.

Введение. Поэтический мир Пастернака.

Предметные инварианты.

Стилистические инварианты.

Тексты.

Интертексты.

Приложение. Инварианты и структура поэтического текста: Пастернак (1974).

Литература.

Указатель имен.

Указатель произведений Б. Пастернака.

- Мельчук И.А., Жолковский А.К. - Толково-комбинаторный словарь современного русского языка.Опыты семантико-синтаксического описания русской лексики.-1984

https://vk.com/doc-123642573_455961535

Толково-комбинаторный словарь — словарь особого типа, один из основных компонентов модели языка в теории «Смысл ? Текст».

- Жолковский А.К. - Синтаксис сомали.Глубинные и поверхностные структуры.-1971

https://vk.com/doc-123642573_455961361

В настоящей монографии дается первый как в отечественной, так и в зарубежной африканистике строгий научный анализ синтаксиса языка сомали. Автор на основании применения современных методов лингвистического исследования выявляет закономерности строения сложных и простых предложений, расчленяя для этого синтаксис сомали на два уровня - глубинный и поверхностный.

Содержание:

Поверхностный синтаксис.

О способах адъективности, адвербиализации и номинализации предложений.

Выражение глубинных отношений через поверхностные.

Синонимические преобразования глубинных структур.

Выражение некоторых значений специфическими синтаксическими и лексическими средствами.

Приложения:

Правила постановки более поверхностных уровней.

Морфологические показатели субъекта.

Типы согласования сказуемого ц полежащим.

Об отсутствии в предложении фразовых частиц.

Проблема частицы wacha.

О классах слов

О предглагольных частицах.

Об одном регулярном синонимическим преобразовании и связанными с ним требованиями к словарю.


Источник: vk.com

Комментарии: