«Academia»: Александр Жолковский "О понятиях инвариант и поэтический мир". 1-я лекция |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2017-12-22 17:17 - Филолог на эросипеде: Жолковский А.К. «Поэзия основана на переносах по сходству - метафорах, прозе же прописана смежность. Правда, обе установки часто переплетаются. В стихе метр проецирует сходство на смежность, а в основе сюжетного повествования лежит так называемый ритм потерь и приобретений…» (Александр Жолковский, Мемуарные виньетки и другие non-fictions, Источник: http://vikent.ru/author/348/) «…Никакого нон-фикшн не бывает: при всех стараниях держаться фактов, неизбежен тот или иной их отбор, упорядочение, постановка в ту или иную связь, некий субъективный перекос» «Скупая правда интересней, да и нужнее людям, но сложное понятней им. Коллективная память не терпит рядом с Чапаевым пустоты – разве что с большой буквы» «Ну, вумные благоглупости, ну, застольная гуманитария, dinner speeches, ну и что? <…> Или и впрямь есть что-то такое в нашем сомнительном деле, какое-то, что ли, уловление, можно сказать, душ?! И медицина бессильна?» («Выбранные места, или Сюжеты разных лет») "МН: Ваши работы о Гоголе, Ахматовой, Пастернаке вызвали споры среди любителей их творчества, вас обвиняли чуть ли не в клевете на святые фигуры русской культуры? Жолковский: Те работы, что вы имеете в виду, построены на принципе демифологизации. Хочу подчеркнуть, что демифологизация не означает демонизации, то есть превращения объектов изучения – Зощенко, Ахматову, Пастернака – в презренных злодеев. Недавно при обсуждении одного – не моего – доклада об Ахматовой я услышал такое возражение: «Хотелось бы более солидарного чтения». Имеется в виду, что вы анализируйте поэта, но стойте на его позиции, будьте с ним солидарны. Исследуйте поэта с точки зрения самого поэта. Правильно, не надо говорить, что «Маяковский – плохой советский поэт». Он предлагал судить себя как советского поэта, и он – замечательный советский поэт. Но, может, «советский поэт» это само по себе не так здорово? Мы отъезжаем в сторону и задаемся вопросом: прекрасный советский поэт все время предлагает убивать врагов. Но так ли хорошо все время убивать? Что такое советский поэт на фоне мировой поэзии и культуры? Требование «быть солидарным» с поэтом как бы просит закрыть глаза на все то, на что сам поэт хотел, чтобы мы закрыли глаза. Тогда как задача науки – исследовать явление и само по себе, и как оно соотносится с другими явлениями, и какие проблемы связаны с этим явлением. Начиная с символизма, поэзия была для поэтов частью большого проекта жизнетворчества. Мы видим это и у Маяковского, и у Ахматовой, которая лепит себя. Какую она себя лепит, какое это ее «я»? Это не полемика и не критика Ахматовой, это понимание того, как творится жизнетворческая фигура. Есть поэты, пытающиеся скрыть, что занимаются подобными вещами. Пастернак – скромный, тихий, всегда на обочине, что-то вскапывает на даче, никуда не лезет, не лепит из себя «бронзового поэта». Но новейшее пастернаковедение обнаруживает, что позиция у него есть, отчасти это прослеживается в прекрасной, на мой взгляд, биографической книге Дмитрия Быкова. Пастернак, как скульптор, лепит фигуру, которой он хочет быть и от имени которой завещает нам свои стихи. Это та фигура, которая смогла выжить в жуткие времена. С одной стороны, «нэбожитэль», выражаясь по-сталински, с другой – органично воспринимающий жизнь природный человек, «дачник». В этом смысле он поразительным образом сумел не только не быть арестован и убит, но сохранился как творческая личность, многократно изменяясь в ходе жизни и творчества. МН: Тем, для кого стихи Пастернака или Ахматовой – часть воздуха, это трудно понять. Жолковский: Да, но научный проект состоит не в «солидарности», а в исследовании. Как относится филолог с научными претензиями к поэту? Он молится на него. Поэт поразительно строит тексты, которые ты лишь отчасти можешь понять. Всегда остается загадочный остаток, который наука пытается разгадать. Это взгляд снизу вверх. Но есть и взгляд сверху вниз, как на препарируемую лягушку: тронешь здесь – дернется там, мозг устроен так – нервная система эдак. Изволь разгадать это чудо структурами и цифрами." Александр Жолковский "Филолог на эросипеде" Беседа с Александром Жолковским http://www.litkarta.ru/dossier/filolog-na-erosipede/dossier_1973/ _____________________________________________ Александр Жолковский - лингвист, литературовед, мемуарист. Кандидат филологических наук, профессор Университета Южной Калифорнии (Лос-Анджелес). Вместе с Игорем Мельчуком создал лингвистическую модель «Смысл ? текст», вместе с многолетним соавтором Юрием Щегловым — литературоведческую модель «Тема ? текст» (поэтика выразительности). Автор двух десятков книг (начиная с «Синтаксиса сомали», 1971), в том числе монографий о творчестве Пастернака, Бабеля и Зощенко, и двух сотен статей — работ по лингвистической семантике, русской литературе, теоретической поэтике, инфинитивной поэзии, разборов произведений Пушкина, Толстого, Лескова, Мандельштама, Искандера и других. Создатель эссеистического жанра виньетки. Автор ежедвухмесячной рубрики «Уроки изящной словесности» в журнале «Звезда». Источник: http://arzamas.academy/authors/22 Несколько лет назад изрядный скандал вызвала предпринятая им попытка анализа жизнетворческой стратегии Анны Ахматовой («Звезда», 1996, № 9) и ряд других его «мифоборческих» работ – автора немедленно уличили (и продолжают уличать) в стремлении принизить и унизить классиков и классику. В последние годы А.К. Жолковский известен и как автор кратких мемуарных рассказов – виньеток. Подробнее: https://lechaim.ru/ARHIV/197/LKL.htm Журнальный зал: Александр Жолковский http://magazines.russ.ru/authors/z/zholkovskij Александр Жолковский. "О понятиях инвариант и поэтический мир". 1-я и 2-я лекции (ACADEMIA): https://tvkultura.ru/search/index?search_str=%D0%96%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 К ПОНЯТИЯМ «ТЕМА» И «ПОЭТИЧЕСКИЙ МИР» : http://www-bcf.usc.edu/~alik/rus/ess/bib14.htm (А. К. Жолковский, Ю. К. Щеглов) - Жолковский А.К. - Блуждающие сны и другие работы.-1994 https://vk.com/doc-123642573_455961049 Цикл статей профессора А.К. Жолковского посвящен явлениям русской литературы и искусства XX века (Бунин, Хлебников, Мандельштам, Маяковский, Пастернак, Зощенко, Олеша, Булгаков, Ильф и Петров, Эйзенштейн, Лимонов, Бродский, Пригов) в их связях друг с другом, с русской классикой (Державин, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Достоевский, Толстой), русским и мировым фольклором, западной традицией. Книга отличается применением постструктуральных, интертекстуальных и культурологических методов, остротой изложения и новизной прочтений. Книга под названием «Блуждающие сны» впервые увидела свет в 1992 году и уже в 1994 году была переиздана с дополнениями. Объединенные в ней работы о русских классиках восхищают мастерством анализа и вместе с тем неожиданным ракурсом исследования, смелостью интертекстуальных параллелей, свободой от идеологических клише, — самим сочетанием образцовости и провокационности, непривычным в освещении сугубо научных проблем. Зачитанные экземпляры книги (включена в программу обязательного чтения на филологических факультетах) давно стали библиографической редкостью. - Жолковский А.К.,Щеглов Ю.К. - Работы по поэтике выразительности.Инварианты-Тема-Приемы-Текст.-1996 Предисл. М.Л. Гаспарова. Статьи, включенные в настоящий сборник, написаны на материале поэзии и прозы XIX - XX вв. и охватывают три десятилетия в области литературоведения известных филологов А.К. Жолковского и Ю.К. Щеглова. Авторами была разработана оригинальнальная концепция, утвердившая себя под названием "Тема - Текст". В ней делается акцент на содержании отдельных литературных произведений и на целостных образных системах - поэтических мирах писателей, т.е. произведение рассматривается в сложном развитии - от темы (идеи, замысла) до конкретного словесного воплощения текста. Сегодня книга представляет собой классический труд, в котором сформулированы основные идеи "поэтики выразительности". - Жолковский А.К. - Новая и новейшая русская поэзия.-2009 https://vk.com/doc-123642573_455961225 Книга известного филолога А.К.Жолковского включает шестнадцать статей о русской поэзии XX в. (от Михаила Кузмина до Бориса Рыжего). Разборы текстов, посвященные взаимодействию семантики, структуры и литературного фона, опираются на теорию поэтических инвариантов, инструментарий стиховедения (в частности, учение об ореолах метров), концепцию поэзии грамматики и понятие инфинитивного письма. Книга богата идеями и требует внимательного чтения, но написана просто, доступна образованному неспециалисту и может служить учебным пособием для студентов филологических факультетов. - Жолковский А. - Поэтика за чайным столом и другие разборы.-2014 Книга представляет собой сборник работ известного российско-американского филолога Александра Жолковского — в основном новейших, с добавлением некоторых давно не перепечатывавшихся. Четыре десятка статей разбиты на пять разделов, посвященных стихам Пастернака; русской поэзии XIX–XX веков (Пушкин, Прутков, Ходасевич, Хармс, Ахматова, Кушнер, Бородицкая); русской и отчасти зарубежной прозе (Достоевский, Толстой, Стендаль, Мопассан, Готорн, Э. По, С. Цвейг, Зощенко, Евг. Гинзбург, Искандер, Аксенов); характерным литературным топосам (мотиву сна в дистопических романах, мотиву каталогов — от Гомера и Библии до советской и постсоветской поэзии и прозы, мотиву тщетности усилий и ряду других); разного рода малым формам (предсмертным словам Чехова, современным анекдотам, рекламному постеру, архитектурному дизайну). Книга снабжена указателем имен и списком литературы. - Жолковский А.К. - Эросипед и другие виньетки.-2003 Книга невымышленной прозы известного филолога, профессора Университета Южной Калифорнии Александра Жолковского, живущего в Санта-Монике и регулярно бывающего в России, состоит из множества мемуарных мини-новелл (и нескольких эссе) об эпизодах, относящихся к разным полосам его жизни, - о детстве в эвакуации, школьных годах и учебе в МГУ на заре оттепели, о семиотическом и диссидентском энтузиазме 60-х - 70-х годов, об эмигрантском опыте 80-х и постсоветских контактах последних полутора десятилетий. Не щадя себя и других, автор с юмором, иногда едким, рассказывает о великих современниках, видных коллегах и рядовых знакомых, о красноречивых мелочах частной, профессиональной и общественной жизни и о врезавшихся в память словесных перлах. Книга, в изящной и непринужденной форме набрасывающая портрет уходящей эпохи, обращена к широкому кругу образованных читателей с гуманитарными интересами. Какая милая виньетка Но присмотрись построже - нет-ка Ли В ней подвоха? (Дмитрий Александрович Пригов) Александр Жолковский - человек в филологической среде культовый. "Виньетки"-мемуарные и портретные заметки об академическом быте и просто быте советских 60-70-х, эмигрантских 80-х, постсоветских 90-х. Пастернак, Лотман, Пропп, Якобсон... Почти рефлекторная привычка рассматривать любую невидимую миру ерунду как объект, достойный анализа и обобщения.... Получилось здорово. (Лев Рубинштейн) - Жолковский А.К. - Осторожно, треножник!.-2010 Книга статей, эссе, виньеток и других опытов в прозе известного филолога и писателя, профессора Университета Южной Калифорнии Александра Жолковского, родившегося в 1937 году в Москве, живущего в Санта-Монике и регулярно бывающего в России, посвящена не строго литературоведческим, а, так сказать, окололитературным темам: о редакторах, критиках, коллегах; о писателях как личностях и культурных феноменах; о русском языке и русской словесности (иногда – на фоне иностранных) как о носителях характерных мифов; о связанных с этим проблемах филологии, в частности: о трудностях перевода, а иногда и о собственно текстах – прозе, стихах, анекдотах, фильмах, – но все в том же свободном ключе и под общим лозунгом «наводки на резкость». - Жолковский А.К. - Поэтика Пастернака.Инварианты.Структуры.Интертексты.-2011 Книга представляет собой практически полное собрание пастернаковедческих работ известного российско-американского филолога, профессора Университета Южной Калифорнии Александра Жолковского — итог его более чем сорокалетних оригинальных исследований поэзии Бориса Пастернака. В двадцати четырех статьях сборника, развивающего традиции русской лингвистической поэтики, рассматриваются: инвариантные темы, мотивы и предметы (например, образ окна), в совокупности образующие художественный мир автора; выразительные структуры, развертывающие инвариантные мотивы в стихотворный текст (ряд статей посвящен монографическим разборам стихотворений); a также интертекстуальная подоплека пастернаковской поэтики в целом и отдельных текстов. В книгу вошли также более короткие неформальные эссе и разборы стихов Пастернака. Содержание: От автора. Введение. Поэтический мир Пастернака. Предметные инварианты. Стилистические инварианты. Тексты. Интертексты. Приложение. Инварианты и структура поэтического текста: Пастернак (1974). Литература. Указатель имен. Указатель произведений Б. Пастернака. - Мельчук И.А., Жолковский А.К. - Толково-комбинаторный словарь современного русского языка.Опыты семантико-синтаксического описания русской лексики.-1984 https://vk.com/doc-123642573_455961535 Толково-комбинаторный словарь — словарь особого типа, один из основных компонентов модели языка в теории «Смысл ? Текст». - Жолковский А.К. - Синтаксис сомали.Глубинные и поверхностные структуры.-1971 https://vk.com/doc-123642573_455961361 В настоящей монографии дается первый как в отечественной, так и в зарубежной африканистике строгий научный анализ синтаксиса языка сомали. Автор на основании применения современных методов лингвистического исследования выявляет закономерности строения сложных и простых предложений, расчленяя для этого синтаксис сомали на два уровня - глубинный и поверхностный. Содержание: Поверхностный синтаксис. О способах адъективности, адвербиализации и номинализации предложений. Выражение глубинных отношений через поверхностные. Синонимические преобразования глубинных структур. Выражение некоторых значений специфическими синтаксическими и лексическими средствами. Приложения: Правила постановки более поверхностных уровней. Морфологические показатели субъекта. Типы согласования сказуемого ц полежащим. Об отсутствии в предложении фразовых частиц. Проблема частицы wacha. О классах слов О предглагольных частицах. Об одном регулярном синонимическим преобразовании и связанными с ним требованиями к словарю. Источник: vk.com Комментарии: |
|