Возможно ли образование без стандартов?

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2017-11-27 19:40

образование

Как возможно образование без стандартов? В поисках ответа на этот вопрос основатели семейной школы внедряют phenomenon-based learning, методологии Scrum и Agile, теперь Data Mining и свободный поиск... Но это новаторство содержания или форм?

quote_image

— Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти? — А куда ты хочешь попасть? — ответил Кот. — Мне все равно… — сказала Алиса. — Тогда всё равно, куда и идти, — заметил Кот. — … только бы попасть куда-нибудь, — пояснила Алиса. — Куда-нибудь ты обязательно попадешь, — сказал Кот. — Нужно только достаточно долго идти....   

Льюис Кэрролл, «Алиса в стране чудес»

«Так что конкретно тебя не устраивает в школьной программе? Она включает в себя soft skills и самые современные знания и навыки, над ней работают лучшие профессионалы! Может быть, ты всё же говоришь о способах её реализации?» Нет, я вообще против наличия стандарта и образовательной программы для детей, особенно общей, особенно долгосрочной. Вернее, я не против, пусть цветут все цветы, но я хочу, чтобы мои дети учились по-другому.Очень просто проверить, стоит ли вам читать мою статью дальше. Ответьте на вопрос: «Какие конкретно навыки, знания и качества, по вашему мнению, обеспечат вашему ребенку счастье и успех во взрослой жизни?» 

Ладно, сузим задачу, оставим только область работы, профессии, зарабатывания денег и социальной успешности. Если вы уверенно можете написать такой список/доверяете его профессионалам — значит, у вас есть цель и стандарт образования, осталось только построить или найти программу обучения по этим знаниям и навыкам, развивать указанные качества — и успех гарантирован. Ваша задача/задача профессионалов — найти или создать качественную программу и эффективно внедрить её. В зависимости от списка целей эта задача может быть очень сложной, но в целом понятно, как её решать. Моя статья не про это.

Я хочу понять, что делать, если такого списка нет. Я не знаю, какие именно знания, навыки и качества понадобятся. Получать и развивать все — не вариант. Получать «базовые» и потом смотреть по ситуации и развивать то, что надо — тоже не подходит, поскольку я не могу определить и базовые навыки.   

У меня есть самая верхнеуровневая цель (типа «счастье»), но она не раскладывается на образовательную программу, и есть очень базовые задачи (читать, писать, считать, общаться, выживать, быть добрым и так далее), но им не надо специально учиться, они впитываются из жизни. А из чего состоит сама начинка образования, что делать конкретно в понедельник утром — я не знаю. 

Конечно, у меня есть предположения, и есть ещё миллион различных списков «компетенций будущего», но тут очень важный момент! Составляя такие списки, мы в том числе программируем будущее. Мы задаём стандарты с позиции сегодняшнего мира, а хотим, чтобы дети создали другой. Наверное, в сравнительно короткой перспективе на основе анализа научно-технического прогресса и мировых тенденций можно более–менее правдиво предположить, что поможет нашим детям быть успешными, вписаться в наш мир, изменившийся согласно прогнозам. 

Но я хочу, я верю, что наши дети создадут что-то совершенно другое. Например, мир без войн. Я не знаю, как это возможно, а они смогут. 

Если вам не нравится глобальная постановка вопроса, попробуйте написать список… ну, например, того, что должен знать и уметь ребёнок к 10 годам. Если вы не уверены в пунктах этого списка или, как и я, считаете обязательным только звездное небо и нравственный закон — приглашаю подумать об остальном образовании вместе.  Итак, как возможно образование без конечной цели — образовательного стандарта? Я пробовала подступиться к этой теме в статье «Чему учить головастиков», и этот материал стал для меня вторым подходом к проблеме. 

«Пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что»  

Два дисклеймера:

1. Я не считаю, что мои рассуждения и выводы применимы для создания общеобразовательной или любой массовой системы образования, я размышляю конкретно про своих детей и приглашаю присоединяться ко мне тех, кто думает в эту же сторону про своих детей. Рассуждаем и решаем только для себя.

2. Я не эксперт в аналитической терминологии, data mining и free search представляю понаслышке, ищу специалиста-соавтора по статье или книге.

Ещё тут замешан Кант с априорным и апостериорным знанием, Пиаже и Щедровицкий, но тут я вступаю на совсем серьёзную научную почву и чужую территорию, опять же ищу соавторов, или оставлю эти мысли ad marginem.  

Начну с практики. Мы с друзьями четвёртый год делаем семейную «Утреннюю школу». Проект прошёл несколько стадий развития — от семейного детского садика до почти школьной школы полного дня, и вот тут-то мы, казалось, и упёрлись в потолок. 

Если делать настоящую школу — надо сформулировать цели, написать или выбрать программы, оценивать результаты и так далее.  А мы не смогли этого сделать по описанным выше причинам, к тому же мы все работаем, и делать «школу-школу» нет энергии, как коммерческий мы этот проект никогда не рассматривали, есть много других хороших школ, а главное – у нас у всех разные цели! 

Как только мы начинали их писать в каком-то общем виде, наше братство кольца грозило распасться. Как только отступали от этой темы и всё «шло как шло» — атмосфера улучшалась, тучи рассеивались, энергия прибывала, проект снова дышал. Будущее туманно, но то, что происходит в школе конкретно сегодня — нравилось и нравится. 

image_image

Будущее туманно, но жизнь хороша.

(источник: kinopoisk.ru)

Но как же жить без долгосрочных целей и оценки прогресса, результатов? Приходим на собрание — и у самих же возникают вопросы: «Мы где вообще? Куда идём? Все хорошо или нет?». Одно время нам казались панацеей гибкие методы управления образовательным процессом типа SCRUM или AGILE — на короткие периоды (спринты) целеполагание более-менее возможно (если не думать в глобальном разрезе и быть готовым отказаться от целей в любой момент), а многие принципы AGILE education оказались очень близкими нашему миропониманию. Мы даже выступили на паре конференций про AGILE в образовании и до сих пор работаем по спринтам и в плоской оргструктуре. 

И всё же эта дорожка оказалась тупиковой. Гибкие методы разработки ПО, как мы их понимаем, опираются на сегодняшнее удовлетворение клиента: как ему сегодня (в рамках спринта) хорошо, так и делаем; завтра он поменяет цели — сделаем по-другому. Если напрямую переносить эту схему на образование, в роли клиента видится ребенок, а мы удовлетворяем его сегодняшние интересы. В принципе, идти за интересом ребенка — это наша тема, но видеть его клиентом и переносить на него ответственность за результат — не совсем то, тчо нужно. А толкование AGILE как «новой философии и в целом подхода к жизни» настолько широко, что перестаёт быть конкретно применимым.

Вторым шагом было понимание того, что цели образования лежат не внутри самого образования, а в обычной повседневной жизни. Мы пробовали внедрить такую тему: семья говорит, какие жизненные события будут у неё в предстоящем спринте, и метапредметные циклы строятся вокруг этих событий. Например, мы едем в дом престарелых в Рогачево: на математике считаем годы, на чтении учим стихотворение «Старенькие бабушки жарили оладушки», на географии смотрим, где это Рогачево и так далее. 

Подход хороший, но «ведение» жизненной темы требовало большого вклада со стороны инициатора (если математик сам не едет в Рогачево, для него эта тема и цель такие же нежизненные, как любые другие из учебника), ну и вообще — то, что жизненно для одного, нежизненно для другого, цели одной семьи давили на остальных… 

image_image

То, что жизненно для одного, нежизненно для другого, цели одной семьи давили на остальных

(источник: kinopoisk.ru)

К концу прошлого учебного года на основании непримиримых противоречий в видении целей и средств разными участниками проекта, и в то же время желания таки делать проект, и делать его вместе (реально сложилась позитивная группа детей и родителей), мы сформулировали концепцию «школы как площадки для реализации семьями своих образовательных проектов». 

Мы не создаём единых смыслов для школы, смыслы остаются в каждой семье, цели ставятся/не ставятся каждым конкретным ребенком только для него. Школа нужна для формирования групп, общения и обмена идеями и сокращения логистических и финансовых затрат. 

Как это работает? Каждая семья, исходя из своего понимания, придумывает проекты и предлагает поучаствовать в них другим, беря на себя всю идеологическую и организационную часть. Другие участники проекта могут участвовать или не участвовать в этих проектах, выстраивая своё расписание исходя из своих целей.  

Таким образом, на сегодняшний день мы сделали как минимум три небольших шага к ответу на вопрос «Как возможно образование без образовательного стандарта»:  возможны короткие «гибкие» цели,  цели могут быть не образовательными, а жизненными, цели (стандарт) может быть не общим, а для каждого конкретного человека.

И тут у нас родился проект, на который сделали ставки все участники «Утренней школы» — курс Ирины Гаврилиной «Экспедиция». Её идея объединила всех, и на сегодня «Экспедиция» вбирает в себя почти все общие активности. 

Что же это за проект? Это и есть настоящая экспедиция на планету Земля. Как будто мы высадились на новой планете и изучаем её. Мы не знаем, какие здесь применимы области знания (в нашем изучении нет деления на предметы), кто здесь живет, как вообще всё устроено. Каждый понедельник мы снова и снова выходим из дома и перемещаемся в свободном направлении (кому что приходит в голову на этот раз). Иногда возникают сквозные темы, которые подчиняют себе всю недельную активность — например, на прошлой неделе по предложению Оли и Василисы всплыла тема морских животных, дети смотрели про них фильмы, лепили, читали про них, играли сказку, рисовали, а на экскурсию никуда не пошли, так как у Иры болела нога. 

А на этой неделе в экскурсионный день мы едем на фабрику мороженого. В понедельник Оля рассказывала про книгу «Котенок Шмяк на фабрике мороженого», но тема пока не стала центровой — мы занимались вышиванием картины «Осень» с перелётными птицами–пуговицами, которые Ира случайно купила в «Леонардо». А ещё собака Даниловых сломала ногу, и Даниловы три дня изучали тему экзопротезов и учились делать уколы, но другие школьники в этом не участвовали.  

 «Свободный поиск». Этот термин всплыл из глубин сознания и завладел мной. Вот как надо строить «образование без цели»! 

Мой бывший коллега, аналитик и оценщик Павел Тумаков в комментариях к моей fb-заметке на эту тему так вкратце описал свободный поиск, free search: 

«Свободный поиск — это работа, доступная гению или очень квалифицированной команде мастеров. В широком смысле такую работу вел Эйнштейн. Сидел в архиве, написал основу «Теории относительности». Сюда относится всё, что относится к новым рынкам — это стартапы вроде того, что когда-то основал Стив Джобс. Это фронтир, когда основная проблема — не решить задачу, а поставить её. Это делали ребята в фильме «Карты, деньги, два ствола»: нужно было найти деньги, иначе — банкротство и смерть. Нашли. Колумб так Америку открыл. Свободный поиск — это единственный род деятельности, объединяющий духовный рост, интеллектуальный вклад, волю, веру и прочее — это песня души».

image_image

Свободный поиск — это единственный род деятельности, объединяющий духовный рост, интеллектуальный вклад, волю, веру и прочее.

(источник: kinopoisk.ru)

Про свободный поиск в разведке я по-русски пока ничего не нашла, а в применении к data mining описания есть. Кстати, само определение data mining из Википедии уже очень приближает эту тему к нашей: «Английское словосочетание «Data Mining» пока не имеет устоявшегося перевода на русский язык. В русском языке используются следующие словосочетания: просев информации, добыча данных, извлечение данных, а также интеллектуальный анализ данных. Более полным и точным является словосочетание «обнаружение знаний в базах данных» (англ. knowledge discovery in databases, KDD).   

  «Обнаружение знаний»! Не то ли это, что мы ищем?  

На стадии свободного поиска, согласно книге и курсу И.А.Чубуковой «Data mining», осуществляется исследование набора данных с целью поиска скрытых закономерностей. Предварительные гипотезы относительно вида закономерностей здесь не определяются. Особенно полезно применение данного подхода в сверхбольших базах данных, где уловить закономерность путём создания запросов достаточно сложно, для этого требуется перепробовать множество разнообразных вариантов. Свободный поиск представлен такими действиями:

  • выявление закономерностей условной логики (conditional logic);

  • выявление закономерностей ассоциативной логики (associations and affinities);

  • выявление трендов и колебаний (trends and variations). 

На стадии свободного поиска также должна осуществляться валидация закономерностей, то есть проверка их достоверности на части данных, которые не принимали участие в формировании закономерностей. Вторая стадия Data Mining — прогностическое моделирование — использует результаты работы первой стадии. 

Здесь обнаруженные закономерности используются непосредственно для прогнозирования. Прогностическое моделирование включает такие действия:

  • предсказание неизвестных значений (outcome prediction);

  • прогнозирование развития процессов (forecasting). 

Свободный поиск раскрывает общие закономерности. Он по своей природе индуктивен. Закономерности, полученные на этой стадии, формируются от частного к общему. В результате мы получаем некоторое общее знание о некотором классе объектов на основании исследования отдельных представителей этого класса. 

Прогностическое моделирование, напротив, дедуктивно. Закономерности, полученные на этой стадии, формируются от общего к частному и единичному».

Как всё то же рассказать простыми словами? Есть процесс «обнаружения знаний», выявления их из массивов явлений и данных. Его первая стадия — непредвзятый поиск, анализ любых закономерностей без заранее поставленной задачи и гипотезы. Ты смотришь на мир открытыми глазами и видишь всё! На самом деле, конечно, не всё, поскольку данных необозримое количество. Ты применяешь машинные методы (как в data mining) или тренируешь в себе способности отбора, фиксации и индуктивного анализа данных по какой-то интуиции, специально не строя гипотез заранее (как в разведке), апостериори (привет Канту). А потом по результатам свободного поиска строишь прогностические дедуктивные модели. 

Пока всё это очень хорошо ложится на процесс свободного образования без заранее сформулированных стандартов. Однако для того, чтобы свободный поиск стал применяемым образовательным методом, необходимо осознать и описать его инструменты в применении к образованию. Это тема отдельного большого труда, я пока просто хочу описать вектор размышлений и описать внедренную у нас практику и те задачи, которые стоят перед нашей «Экспедицией» прямо сегодня.  

quote_image

Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые: иначе такое бросание будет пустою забавой.

Козьма Прутков

Образование методом «свободного поиска» — зачем?

С помощью свободного поиска и последующего анализа его результатов мы вычленяем из ряда явлений и данных знания, то есть структурированную информацию о закономерностях и соответствиях. 

Зачем? Вспомним сытого волка, который пробегает по 30 километров в день «просто чтобы быть в форме». Мне кажется, это очень важно.  

Настоящее образование — это свободное занятие свободного человека, лишённого необходимости. 

Это очень парадоксальный вывод вообще-то. Столько говорили о том, что подлинная образовательная мотивация происходит из необходимости, и не надо кормить ненужными знаниями: пошёл в магазин – надо посчитать сдачу – научился считать; захотел перевести книгу – выучил английский, и так далее. 

Но это какое-то другое, казуальное обучение, оно необходимо и эффективно, и да, «просто так» учиться считать или говорить по-английски не надо. Но настоящее, глубинное образование свободно от необходимости получить именно какие-то знания и навыки в определенный срок, это процессное занятие. 

Кстати, детство прекрасно тем, что у тебя нет никаких реальных необходимостей, и ты можешь делать что хочешь! Хорошо бы и взрослым вообще-то так жить, но это ужасно трудно, и из-за этого мы создаем детям сетку ложных необходимостей.

image_image

Хорошо бы и взрослым уметь жить вне сетки необходимостей.

(источник: kinopoisk.ru)

Образование методом «свободного поиска» — что?

 Свободно ищем и анализируем темы и вопросы. Не строим гипотез, не классифицируем (не разбиваем на «предметы» и области знания). Явления, предметы и люди попадают в луч нашего внимания условно случайно, из жизненных сценариев участников процесса. Пошел снег, посмотрели кино, встретили интересного человека, новую еду, устали — всё идет в дело.

Правила:

  • Необходимо держать окно возможностей раскрытым, то есть инициировать события, круг общения, оставлять оргструктуру плоской, а информационное поле «школы» открытым, чтобы привносить свои идеи могли разные люди.

  • На самом деле возможно осмысление любых жизненных активностей как образовательных, но тут важно не переусердствовать, сохранять баланс «просто жизни» и «образования как образа жизни».  

Образование методом «свободного поиска» — как?

Этап 1. инициация

Все сбрасывают в общее информационное поле школы (в котором находятся дети, родители, учителя, друзья, родственники) идеи, явления, которые вызвали интерес, в формате «а вот какая интересная штука, давайте пойдём, посмотрим, почитаем, познакомимся» или просто гиперссылки. Все, кому интересно, вносят активность в свои расписания. Инициатор организует участие. 

У нас в курсе «Экспедиция» сейчас работают такие способы инициации:

20% активностей придуманы и организованы педагогом;

30% — предлагают дети по понедельникам (и потом постоянно в процессе);

30% — предлагают родители на собраниях и в группе Facebook и Whatsapp;

20% — происходит совсем случайно (например, пошли гулять и нашли коробку Лего).

Правила этого этапа:

  • Поиск должен инициироваться из состояния покоя и внутренней концентрации, быть минимально зависимым от внешних воздействий. Много говорится о том, что свобода — это хорошо, но есть плохие люди, которые специальными яркими приманками приковывают внимание, не давая нам отвлекаться на важные вещи. Ребёнок хочет читать книгу, а у него перед лицом мелькают цветные баннеры и сообщения, и он не в силах бороться. Поэтому давайте запретим яркое/телевизор/ гаджеты/плохих друзей? Нет, давайте тренировать умение быть в состоянии покоя, не поддаваться внешним воздействиям и манипуляциям, управлять вниманием.

  • Как натренировать способность к отбору действительно важных явлений? Не получится ли так, что мы смотрим на «всё», а не на важное? Продолжая аналогию с разведчиком: вот он сидит в кафе спокойно и сконцентрировано, и видит, как входит человек в темных очках и, отвернувшись от света, нервно пишет что-то в записной книжке. Должен ли он направить на него прожектор своего внимания? Точного ответа я не знаю. Наверное, оценивать надо по результатам – один раз обратил, два, потом валидация закономерностей как в data mining. 

этап 2. фиксация

Знание — это переваренная информация. Сходили на выставку — это только «а», зафиксировали что нашли — это «б». Мы сейчас умеем фиксировать так:

  • рассказ родителям от детей и педагогов о том, «что делали в школе»;

  • фотографии, видео процесса в группе Facebook и Whatsapp;

  • все формы и виды личных дневников;

  • рассказ третьим лицам (бабушкам) от родителей и детей;

  • отчётные выставки, выступления по итогам спринта;

  • заполняем пустые «энциклопедии» — специально изданные книги с пустыми страницами, куда дети заносят встреченные предметы, явления, людей, места;

  • материалы «по случаю» — презентации и планшеты на конференции, новогодний календарь, альбом по итогам года и так далее.

Правила и проблемы этого этапа:

  • Сейчас нет времени на фиксацию, нет такой привычки: необходимо отводить на рефлексию специальное время, практически равное самому событию, и включить эту работу в обязательные задачи инициатора проекта. Например: едем на фабрику мороженого – 5 часов, фиксируем – 1 час пишем в Энциклопедиях, 1 час дома рассказываем родителям, 1 час организатор публикует фотографии, 2 часа рассматриваем их и показываем бабушкам и дедушкам.

  • Нет удобных форм, сами дети пока не фотографируют и плохо пишут: видимо, надо делать какие-то новые информационные поля или применять социальные сети, но тогда получается, что мы будем сажать в них детей раньше, чем они сами к этому придут? В любом случае, ситуация, когда в образовательном процессе участвуют дети и педагоги, а фотографиями, впечатлениями и оценками меняются родители – странная.

  • Непонятно, что фиксировать. Это самый сложный вопрос. Почему свободный поиск – «удел гениев и профессионалов высшего класса»? Он основан на гениальной интуиции и/или переваренном опыте. А как это натренировать? Пока в голову приходит только – опираться на интуицию (свою, детей, педагогов) и учиться освобождать её. Кроме того,  не зря это коллективная работа — золото может быть намыто просто в результате промывки суперогромного количества породы, а потом уже наступает валидация закономерностей, анализ исключений и далее по списку.  

этап 3. анализ

Пока у меня нет внятных идей. У нас пока всё приходит к тому, что добытые свободным поиском знания классифицируются по известным системам и принципам, но это не то. В data mining дальше идет прогностическое моделирование — предсказание неизвестных значений и прогнозирование развития процессов. Не умеем пока этого делать.  

этап 4. постановка новых маяков

Интуитивно что-то делается (например, дети вспоминают какие-то моменты и на основе этого предлагают новые идеи), но нет теории вопроса — как опираться на ранее полученные знания, но продолжать искать свободно.  

quote_image

Не знаю, чем я кажусь миру, но себе я представляюсь ребенком, который играет на берегу моря и собирает гладкие камни и красивые ракушки, меж тем как великий океан глубоко скрывает истину от его глаз.

Исаак Ньютон

В заключение озвучу самую главную проблему у и в заключении самый главный вопрос — страх. А что если всё это обернется просто тем, что мы с детьми будем болтаться в потоке жизни, обращая внимания то на одно, то на другое, вместо того, чтобы системно постичь основу уже переработанных человечеством знаний, и на этом фундаменте выстраивать… Что выстраивать? Как известно, делая как раньше, можно сделать только то же самое, что было.

Страшно, да. Но это приятный такой холодок, ветер странствий, нового, неизведанного. Мы, может быть, не гении и пока не профессионалы высочайшего класса, но у нас и риски не такие высокие, и время есть. К тому же, в зависимости от личных целей, можно не отменять классическое обучение. Я пока предлагаю отдать под «свободный поиск» значимую часть образовательной энергии и времени и поработать над теорией вопроса, возможно переведя на язык образования технологии data mining. Кто со мной?  


Источник: newtonew.com

Комментарии: