Возможен ли универсальный человек сегодня? |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2017-11-18 11:09
Эпоха Возрождения запомнилась человечеству целой плеядой универсальных людей, ярчайшим из которых был, возможно, Леонардо да Винчи. Великий флорентиец был и художником, и скульптором, музыкантом, и учёным, и военным инженером — и это ещё далеко не полный список. И, самое главное, различные таланты Леонардо работали вместе. Так, в живописи он видел — в числе прочего — сферу решения научно-прикладных задач и, наоборот, знания учёного обогащали его как художника.
Многие сегодня тоскуют по универсальности, справедливо упрекая современного человека в узости и однобокости. Но достижим ли такой идеал, не является ли он безумной утопией? Ведь человечество накопило за прошедшие столетия такой громадный культурный материал, охватить который, казалось бы, не под силу даже самым сильным умам современности. И всё-таки, она вертится! Всё-таки мы убеждены, что если не сегодня, то в ближайшем будущем универсальный человек станет не только возможностью, но и необходимостью. Начнём, однако, издалека. Одно из сущностных отличий человека от животных заключается в том, что органы своего, в общем-то, слабого тела он усиливает с помощью орудий труда — то есть внешних предметов, созданных своими руками — прямо или опосредованно. Человек уже научился, таким, образом многократно «усиливать» свои ноги, руки, тело и органы чувств. Более того, человек научился усиливать и свой самый сильный орган — мозг. Однако одно дело усилить железо собственного «компьютера» - чему мы уже научились и довольно давно, и совсем другое — внешне усилить свой собственный софт. К решению этой задачи человечество только подходит, причём так до конца и не разобравшись с тем, как работает внутренний — то есть, наше собственное сознание. На объективной неудовлетворённости человека собственным разумом играют очень разные силы — включая и самое дремучее мракобесие: Одни в ложном мистическом экстазе или притворном ужасе говорят: человек слаб и глуп, не пристало ему стремиться раскрыть тайны мироздания. Другие говорят — вся беда в том, что человек не использует свои мозги на сто процентов. Но с помощью нашего чудо-препарата, волшебного приборчика (с неонкой внутре, ага!), наших мистических практик, вы якобы научитесь использовать свой мозг на всю катушку. Впрочем, ни одна, даже самая грязная ложь не может существовать без крупицы правды — при нынешнем состоянии общества наше мышление, действительно, не справляется с теми задачами, которое человечество уже видит перед собой. Однако наши знания о собственном мышлении не стоят на месте. Отечественный историк первобытности и философ Юрий Иванович Семёнов в своих философских работах подытожил последние достижения разных наук в этом вопросе — нейрофизиологии, психологии, палеоэтнографии и философской теории познания. Получилась довольно стройная картинка: у человека есть три основных механизма мыслительной деятельности, которые — по идее — должны работать сбалансировано: рассудок, интуиция и теоретическое мышление. Каждому из них в решении конкретной интеллектуальной задачи отведена определённая роль, каждый из них имеет свой собственный физиологический механизм и собственную логику. Вот мы сталкиваемся с неким явлением. В первую очередь включается рассудок — он фиксирует факт, опираясь на уже загруженные в наш мозг понятия, физиологически выраженные в уже готовых связях между нейронами. Если явление оказывается давно знакомым и понятным, то рассудок — особенно хорошо натренированный — справляется с ним играючи. Однако, если явление оказывается незнакомым, то здесь приходится подключать следующие инструменты. Напряжённо работающий мозг чем-то напоминает грозовое небо — в нём то и дело проскакивают молнии — то, что мы называем интуитивным озарением. Между цепочками нейронов появляются, таким образом, новые, ранее не существовавшие связи. Само явление интуиции, получается, совершенно закономерно, но механизм его полон случайностей. Кроме того, интуитивное озарение нужно ещё закрепить, превратить случайно возникшую связь в надёжный, капитальный мост. А вот этим уже занимается теоретическое мышление, которая обобщает отдельные факты и простейшие связи между ними, закрепляет найденные интуицией связи. Физиологически работу теоретического мышления можно представить примерно так: оно анализирует то богатство связей между нейронами, которое есть в высших отделах нашего мозга и достраивает недостающие связи. Чем-то это похоже на компьютерную программу, которая исправляет повреждения на жёстком диске, анализируя его содержание. И чем эта программа совершеннее, тем более целостной и непротиворечивой получается система нейронных связей. А программа эта — не что иное как используемый нами метод познания. Не самый глупый современный человек имеет обычно неплохо развитый рассудок, кое-как работающую интуицию и лишь очень слабые зачатки теоретического мышления. Это приводит к тому, что в условиях постоянного избытка информации, его мозг оказывается перегружен. Одно из самых ярких последствий такой перегрузки — так называемое клиповое сознание, не позволяющее человеку долго удерживать внимание на одном объекте. Думаем, даже не нужно объяснять, насколько клиповое сознание мешает нашему мышлению. Рассудок исправно фиксирует разнообразные явлений, но их богатство не сворачивается с помощью теоретического мышления в компактную схему. Вместо этого, говоря словами Гегеля, образуется дурная бесконечность фактов. Но человеку как-то же надо устанавливать связи между ними. И тут приходится активно прибегать к помощи интуиции - инструмента крайне затратного и при этом не очень надёжного, если взять его сам по себе. Есть у интуиции и другой минус — на полную катушку используемый всякими нечистыми на руку людьми — создаваемые ею связи неустойчивы и недолговечны. Человека, интуицию которого не дополняет развитый теоретический разум можно обманывать снова и снова — достаточно каждый раз подавать старую ложь под новым соусом. Описанный выше перекос в развитии мыслительных инструментов у современного человека имеет довольно простую причину: Наш современник, как правило, мыслит очень узко, к чему его приучает непомерно развитое разделение труда. Мы уже говорили в одной из прошлых статей, что разделение труда из прогрессивного явления давно превратилось в бич человечества. Такова, увы, участь многих общественных институтов, к этому надо привыкнуть. В другом материале о фабрика-лабораториях мы также обмолвились, что промышленность будущего должна превратить рабочего из оператора отдельного, узко специализированного станка в управляющего целой системы агрегатов. Вот мы и возвращаемся к исходному пункту нашей статьи: человек может и должен переложить бремя разделения труда на созданные им орудия труда. И это дело касается не только материального производства — ведь и в нематериальной сфере существует довольно сложное разделение труда, калечащее мозг человека. Учитывая то, что мы с вами знаем о человеческом мышлении, проще всего будет сбагрить роботам и компьютерам самую массовую и затратную работу — рассудочную деятельность в её самых простых формах. Тем более, что современные компьютерные технологии уже способны, в принципе, технически реализовать такой вариант. Самообучающиеся компьютеры и нейросети уже реализованы в металле и работают на практике. Учитывая же то, что самый большой поток информации человек получает именно через компьютерные сети — то такой входной фильтр может быть коллективным и работать по принципу распределённых вычислений. Человеку же только останется разбираться с тем, с чем не справился не обладающий интуицией и теоретическим разумом электронный рассудок. Конечно, сейчас речь идёт об очень примерной схеме, выглядящей, ко всему прочему, очень уж фантастично. Но, как минимум, подумать в этом направлении очень даже стоит. Тем более, что избавленный хотя бы частично от рассудочной рутины разум человека сможет стать действительно универсальным. Вопрос, однако, не ограничивается одной техникой — ведь многое можно и придётся сделать при старых технологиях, прежде чем мы доберёмся до описанных выше. Более того, современный умственный инвалид едва ли сможет адекватно использовать эти технологии с пользой для себя и без вреда для окружающих Но это уже задача педагогики - выработать такую систему образования, которая смогла бы исправить пороки узкой специализации, одномерности современного человека. Многое из того, что нужно, уже придумано и опробовано на практике: это и проблемное обучение, и пользующиеся немалой популярностью деловые игры, и концепция трудового и коллективного воспитания. Крайне важна ориентация на непрерывное, пожизненное образование, к которому стремились с разной степенью успешности самые передовые системы образования современности, включая советскую и финскую. Человек, который перестал активно учиться, утрачивает в немалой степени способности к более сложным формам мышления — интуитивному и теоретическому. Свою роль сыграет и эстетическое воспитание — ведь искусство, помимо всего прочего, является, возможно, самым лучшим средством развития интуиции, которая у наших современников в целом развита неудовлетворительно. Ведь искусство, в отличии от науки, мыслит не законами, а образами, то есть более объёмными, богатыми внутренними связями представлениями о реальности. Не случайно, многие выдающиеся учёные были большими ценителями искусства, да и сами занимались музыкой, живописью или литературным творчеством. К тому же, искусство и фундаментальную науку роднит между собой и другое — даже сейчас, в царстве принуждения и отчуждения — они являются свободной игрой творческих сил человека. Так или иначе, новая система образования и передовые технологии вполне способны решить проблему однобокости человека. Звучит фантастично, но стать универсальным человеком, как Леонардо да Винчи, потенциально сможет каждый. Более того, всё усложняющиеся задачи будут требовать от каждого известной степени универсальности. Ведь даже в современном обществе, целиком построенном на развитом разделении труда, находится немало универсальных людей. Более того, есть целая профессия, в которой человеку приходится быть специалистом в самых разных сферах — как технических, так и гуманитарных. Речь идёт о космонавтах, которые должны не только уметь управлять космической техникой и вести научные исследования по самым разным направлениям, но также, к примеру, владеть несколькими иностранными языками. Итак, универсальный человек был, есть и будет. Частичность, одномерность большинства современных людей — не более чем временное явление. Подробнее же о том, как возникло и развивалось разделение труда, и как мы будем его преодолевать в будущем - мы вам обязательно расскажем. Оставайтесь с нами! На картинке - автопортрет Леонардо да Винчи. Комментарии: |
|