Своеобразие ильенковской «школы мыслить» |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2017-11-14 17:28 «Мыслить абстрактно – значит находиться в рабском подчинении силе ходячих словечек и штампов, односторонне-тощих определений, значит видеть в реальных, чувственно созерцаемых вещах лишь ничтожную долю их действительного содержания, лишь те их определения, которые уже «застыли» в сознании и функционируют в нем как готовые, как окаменевшие штампы. Отсюда и та «магическая сила» ходячих словечек и выражений, которые загораживают от мыслящего человека действительность, вместо того чтобы служить формой ее выражения». (Э.В. Ильенков "Диалектическая логика.Очерки истории и теории") «Хитрость педагога заключается вовсе не в том, чтобы заштамповать в индивидууме умение действовать по заученной схеме, умение включать ее по заранее заданному «признаку» ее применимости, а в том, чтобы поставить ребенка в такую ситуацию, внутри которой он вынужден был бы действовать сам как «самость», как субъект. Ситуация должна быть остроконфликтной. То есть: такой, где заранее известные индивидууму «операции» и «признаки» их включения отказывают, и индивидуум должен сам найти способ решения трудности, открыть новый для себя (хотя и не новый для педагога) путь действия. Искусство педагога состоит в умении создать такую «трудную» ситуацию, внутри которой был бы объективно один-единственный выход, тот самый, который педагогу известен, но ребенку – неизвестен и должен быть найден им самостоятельно, как «новое», а не как «операция» по заданному признаку. При этом условии «операция» будет усвоена, но не путем дрессировки и заштамповывания, а путем самостоятельной акции индивидуума, через пробуждение его продуктивной активности». Э.В. Ильенков ("Школа должна учить мыслить") __________________________________________________ ИЛЬЕНКОВ Эвальд Васильевич (18 февраля 1924, Смоленск – 21 марта 1979, Москва) – философ, специалист по теории диалектики, истории философии, методологии наук о человеке. Новая философская энциклопедия: https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASH0171caee83531bef3efa0371 - Ильенков Э.В. - Диалектическая логика.Очерки истории и теории.-2012 https://vk.com/doc-123708210_453629087 В книге известного отечественного философа Э.В.Ильенкова рассматриваются важнейшие, в том числе и дискуссионные, вопросы теории материалистической диалектики, диалектической логики, истории ее формирования. Книга по сути представляет собой систематическое критическое исследование дискуссии о природе мышления и науки о нем, цель которого - обнаружение внутренней логики этого многовекового спора. Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся проблемами философии. - Ильенков Э.В. - Об эстетической природе фантазии.Что там, в Зазеркалье.-2014 https://vk.com/doc-123708210_453629444 Предлагаемая читателю книга содержит избранные статьи выдающегося советского философа Э.В.Ильенкова, посвященные вопросам искусства и эстетики. Автор рассуждает о природе художественной фантазии, той таинственной способности, которая отличает художника, творца от человека с математическим умом; о важнейших проблемах эстетики как науки и о специфической функции искусства, в которой его не может заменить никакая другая форма общественного сознания; о том, можно ли в искусстве, литературе говорить о серьезных вещах несерьезным тоном, а также об отношениях красоты, добра и истины, в частности в свете концепции Г.В.Ф.Гегеля об отношении истины к красоте. Книга рекомендуется философам, искусствоведам, культурологам, всем заинтересованным читателям. - Ильенков Э.В. - С чего начинается личность.-1984 https://vk.com/doc-123708210_453629600 Авторы книги, известные советские философы, в форме публицистических очерков освещают важнейшие положения марксистской концепции личности. Ключевой для книги является ленинская мысль о том, что каждый человек должен "реализовать", "выполнить" себя как личность. Второе издание дополнено очерками, материал которых позволяет высветить новые грани темы. Рассчитана на широкие круги читателей, интересующихся философскими и социальными проблемами развития человека. - Ильенков Э.В. - Философия и культура.-1991 https://vk.com/doc-123708210_453632583 Проблемы человеческого мышления, сущности творческой деятельности человека - предмет размышлений известного советского философа Эвальда Васильевича Ильенкова. Его работы отличают эрудиция, глубина и смелость мысли, нестандартность решений, самостоятельность в поисках ответов на мировоззренческие проблемы и блестящий литературный стиль. В силу обстоятельств прошлых лет многим его трудам был закрыт путь к широкой читающей и мыслящей аудитории. Книга рассчитана на всех интересующихся философией. - Ильенков Э.В. - Школа должна учить мыслить.-2009 https://vk.com/doc-123708210_453632843 В сборнике "Школа должна учить мыслить" представлены изданные и в основном не изданные прежде работы выдающегося философа Эвальда Ильенкова, посвященные педагогическим проблемам. Эти работы были написаны автором в 60-70-х годах. Как научить ребенка мыслить? Какова роль школы и учителя в этом процессе? Как формируются интеллектуальные, эстетические и иные способности человека? На эти и иные вопросы, которые и сегодня со всей остротой встают перед российской школой и учителями, отвечает философ. Сборник адресован директорам школ, учителям, преподавателям педагогических университетов и институтов, всем, кто интересуется воспитанием и обучением подрастающего поколения. - Ильенков Э.В. - Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении.-1997 https://vk.com/doc-123708210_453629007 Главный философский труд Эвальда Васильевича Ильенкова, принесший автору международную известность. В книге исследуются закономерности теоретического мышления в контексте логики развития политической экономии как науки. Предмет исследования - конкретный историзм категориальных характеристик мышления. В монографии показано, что критика политэкономии у К.Маркса содержательным образом связана с выявлением историко-философских предпосылок формирования научной теории вообще. Важнейшие особенности научного метода исследования непосредственно обнаруживаются в анализе понятий абстрактного, конкретного, противоречия, исторического и логического. Книга Э.В.Ильенкова в полном виде издается впервые. Прижизненное (1960) издание (неполное, подвергшееся жесткой цензуре) переведено на основные европейские языки. До настоящего времени работа сохраняет свою актуальность. Основные идеи, реализованные в монографии Ильенкова, и сегодня вызывают интерес в различных областях научного знания. - Ильенков Э.В. - Об идолах и идеалах.-2006 https://vk.com/doc-123708210_453629353 Книга выдающегося советского философа-марксиста Э.В.Ильенкова "Об идолах и идеалах" впервые была опубликована в 1968 г. и давно стала раритетом. С тех пор ее основные идеи нисколько не устарели. Более того, они стали еще актуальнее в эпоху бурного развития информационных технологий и технологий манипулирования общественным сознанием. В обществе, которое столкнулось с новыми капиталистическими реалиями, вновь возник спрос на литературу, которая бы популярно, и вместе с тем на высоком теоретическом уровне, раскрыла вдумчивому читателю сущность того, что такое идеология, и что такое идеальное; в чем заключается сущность человека и сущность мышления; бог ли создал человека, или человек - своих идолов и богов; почему не может мыслить машина, и что превращает человека в машину; в чем заключается тайна развития человека и его творческих способностей. На эти и многие другие сложные вопросы даны ответы в этой книге. - Ильенков Э.В. - Учитесь мыслить смолоду.(НЖНТ).-1977 https://vk.com/doc-123708210_453629697 Усвоение готовых знаний и воспитание ума — в каком отношении эти два процесса находятся? Как соединить их в одном процессе? На основе опыта некоторых ученых и педагогов автор показывает, как решается эта основная проблема интеллектуального воспитания молодежи. Содержание: Философия и молодость Откуда берется ум Учиться мыслить! - Ильенков Э.В. и др. - Принципы материалистической диалектики как теории познания.-1984 https://vk.com/doc-123708210_453633180 Проблемы диалектической логики обычно анализируются в контексте взаимосвязи ее категорий. Такой подход, разумеется, вполне оправдан и важен. Однако представляется, что именно исследование основных принципов диалектики как логики и теории познания дает возможность четко выделить тот идейный «каркас», вокруг которого группируются категории, выявить взаимосвязь разнообразных компонентов диалектической логики, более ясно сформулировать ее основную идейную проблематику. Общий замысел данной работы — развить систему принципов материалистической диалектики как логики и теории познания исходя из принципа единства диалектики, логики и теории познания и завершить раскрытием места диалектики в системе теоретической и практической деятельности. - Ильенков Э.В. - Искусство и коммунистический идеал: Избранные статьи по философии и эстетике.-1984 https://vk.com/doc-123708210_453629145 В книге собраны работы по эстетике известного советского философа Э. В. Ильенкова (1924— 1979), чьи книги и выступления были с большим интересом встречены философской общественностью и широкими кругами читателей. Глубокая научная эрудиция, органическая связь проблем философских с общественными проблемами, вопросов теории и практики, публицистическая острота — важнейшие черты всего научного наследия Э. В. Ильенкова, сохраняющего свое значение и сегодня. - Ильенков, Э.В. - Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» К. Маркса.-1960 https://vk.com/doc-123708210_453633320 Книга известного отечественного философа Э.В.Ильенкова, в которой исследуется философское значение «Капитала», выдающегося труда Карла Маркса. Автор всесторонне изучает одну из наиболее существенных и интересных сторон диалектического метода, охарактеризованную самим Марксом как способ восхождения от абстрактного к конкретному. - Ильенков Э.В. - Ленинская диалектика и метафизика позитивизма.-1980 https://vk.com/doc-123708210_453629211 Книга доктора философских наук, лауреата премии имени Чернышевского Э. В. Ильенкова —итог многолетних раздумий ее автора в области диалектики, диалектической логики, теории познания. Это живой рассказ об обстоятельствах написания работы В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», о том понимании диалектики, которое отстаивал Ленин в этой работе и развил далее в «Философских тетрадях», о его страстной борьбе против позитивизма и позитивистского способа мышления. «Старая логика не случайно обходила такую важную логическую форму, как «вопрос». Ведь реальные вопросы, реальные проблемы, возникающие в движении исследующей мысли, всегда вырастают перед мышлением в виде противоречий в определении, в теоретическом выражении фактов. Конкретное противоречие, возникшее в мышлении, и ориентирует на дальнейшее и притом целенаправленное рассмотрение фактов, на отыскание и анализ именно тех фактов, которых недостает для решения проблемы, для разрешения данного теоретического противоречия. И если в теоретическом выражении действительности противоречие возникло с необходимостью из самого хода исследования, то оно не есть так называемое логическое противоречие, хотя и обладает формальными признаками такового, а есть логически правильное выражение действительности. И наоборот, логическим противоречием, которого не должно быть в теоретическом исследовании, приходится признать противоречие терминологически-семантического происхождения и свойства. Такого рода противоречия в определениях и обязан выявлять формальный анализ. Здесь формально-логический запрет противоречия полноправен. Строго говоря, он касается употребления терминов, а не процесса движения понятий. Последнее – предмет диалектической логики. Но здесь господствует другой закон – закон единства, совпадения противоположностей, притом совпадения, доходящего до их тождества. Именно он составляет ядро диалектики как логики мышления, следующего за развитием действительности». (Э.В. Ильенков "Диалектическая логика. Очерки истории и теории") __________________________________________________ ИЛЬЕНКОВ Эвальд Васильевич (18 февраля 1924, Смоленск – 21 марта 1979, Москва) – философ, специалист по теории диалектики, истории философии, методологии наук о человеке. Новая философская энциклопедия: https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASH0171caee83531bef3efa0371 - Ильенков Э.,Коровиков В.Страсти по тезисам.О предмете философии (1954-1955).-2016 https://vk.com/doc-123708210_453628866 Жанр этой книги - философский детектив - сложился сам собой. Потому что история отечественной философии в ее наиболее драматических, переломных моментах оказывается, при ее внимательном рассмотрении, вполне детективной.В центре описываемых событий - знаменитые Тезисы о предмете философии Э.В.Ильенкова и В.И.Коровикова 1954-1955-х годов. Здесь представлены как оригинальные, ранее не публиковавшиеся тексты авторов нашумевших тезисов, так и многочисленные архивные материалы - протоколы, стенограммы заседаний и обсуждений в различных коллективах и инстанциях - университетских, академических, партийных. Можно убедиться в том, какие нешуточные страсти бушевали за тем, что потом отражалось в невыразительных формулировках учебников. Книга адресована всем, кого интересуют метаморфозы общественного сознания и судьба отечественной философии. - Мареев С.Н. - Э.В. Ильенков.Жить философией.-2015 https://vk.com/doc-123708210_453634408 Книга посвящена жизни и деятельности выдающегося отечественного философа советского периода Эвальда Васильевича Ильенкова. Автор книги С.Н.Мареев - ученик и единомышленник Э.В.Ильенкова - в живой эмоциональной форме знакомит читателей с его главными идеями, показывает оригинальность и своеобычность взглядов Ильенкова, вызывавших в свое время споры и дискуссии. Одна из глав книги посвящена существованию школы Ильенкова сегодня. Книга предназначена для философов-профессионалов, студентов гуманитарных факультетов, а также для всех, кто интересуется историей российской философии. Книга посвящена описанию жизни и творческой деятельности выдающегося советского философа Эвальда Ильенкова в форме воспоминаний о нем его ученика и последователя С.Н.Мареева. Первый раздел книги носит биографический характер. В ней перед читателем развернута картина драматической борьбы творчески одаренного и уже потому обреченного на одиночество Ильенкова, автора оригинального "деятельностного" подхода к пониманию сущности идеального, с партийно узаконенной школой марксистско-ленинского диамата. Неравенство сил было очевидно, а травля гения столь невыносима, что он счел за лучшее свести счеты с жизнью... Во втором разделе книги автор, известный в наше время философ, продолжает развертывание философской линии, заданной Ильенковым, основываясь уже на свойственном видении ее перспективы, вошедшей в непростое для любой философии время политических перемен в России. Книга написана живым и доступным для читателя языком и даже может служить оригинальным учебным пособием для всех, кто интересуется проблемой "идеального". В книге, помимо самого Ильенкова, задействовано много реальных "персонажей" в лице знаменитых отечественных и зарубежных философов, что делает ее полезной широкому кругу читателей, интересующихся развитием философской мысли и, в частности, ее историей в драматический советский период. - Мареева Е.В. (ред.) - Э.В. Ильенков: Идеальное.Мышление.Сознание.Часть I-II.-2012 https://vk.com/doc-123708210_453634623 В предлагаемый сборник включены тексты докладов участников XIV международной научной конференции «Ильенковские чтения - 2012», посвященной памяти выдающегося советского философа Э.В.Ильенкова, которая состоялась в Москве 12-13 апреля 2012 года. Тема конференции характеризует основную сторону его творчества. В условиях системного кризиса проблемы образования, науки и культуры становятся особенно актуальными. Требуют серьезного осмысления содержание и формы сегодняшнего культурного состояния, что в свою очередь обязывает и философское сознание к глубокой самокритике. Поэтому на повестку дня конференции была вынесена классическая проблематика в широком историческом контексте. Творческое наследие Э.В. Ильенкова более всего позволяет обнаружить связь теоретической мысли с ее классической исторической традицией, с содержанием фундаментальных проблем общественного бытия и его идеалами. В материалах конференции представлены статьи, написанные в русле идей Ильенкова и его соратников, а также статьи, в которых представлены попытки реализации этих идей в практической деятельности. Трибуна конференции была открыта и для дискуссий по поводу учения Ильенкова, а также для попыток рассмотреть его воззрения через призму учений других российских и западных философов. Статьи публикуются в авторской редакции. - Ильенковские чтения.Часть1.-2005 https://vk.com/doc-123708210_453633891 Материалы научной конференции посвящены памяти выдающегося философа советской России Э.В. Ильенкова; подготовлены на кафедре философии ВПТУ при поддержке философского общества «Диалектика и культура». Рассматривается широкий круг вопросов теоретического познания, диалектической логики и культурно-исторического развития. Анализируются критерии истинности теоретического и гуманитарного знания, методологические основания педагогической теории, а также ряд вопросов, касающихся общественно-исторической практики. Для студентов, аспирантов, преподавателей, научных работников и всех интересующихся диалектической методологией и практикой познания - Ильенков Э.В. - Личность и творчество.-1999 https://vk.com/doc-123708210_453629268 В книге рассматриваются идеи выдающегося отечественного философа Эвальда Васильевича Ильенкова, посвященные прежде всего проблемам личности, самосознания, воображения и фантазии. Авторы книги показывают, что значение этих идей выходит за пределы того времени, когда они были сформулированы, и условные пределы того контекста, в котором они возникли. Особое внимание уделено современному значению этих идей для психологии, психиатрии, педагогики и других наук о человеке. Анализ идей Э. Ильенкова переходит в исследование современных методологических проблем наук о человеке. Показано, в частности, что проблематика воображения и фантазии является одной из самых актуальных теоретико-познавательных и методологических проблем. Вместе с тем анализ дается в широком историко-философском контексте. Идеи Э.В. Ильенкова сопоставляются с произведениями и идеями философской классики: Спиноза, Фихте, Гегель, Маркс. Статьи написаны известными философами, психологами, педагогами. Некоторые работы Э. Ильенкова, в частности его сочинение о Б.Спинозе, публикуются впервые. - Мареев С.Н. - Из истории советской философии.(Лукач-Выготский-Ильенков).-2008 https://vk.com/doc-123708210_453634294 В условиях, когда официально марксизм признавался идейным основанием жизни всей страны, в философии, пусть даже в неявной форме, присутствовали различные направления мысли. В монографии доктора философских наук С.Н.Мареева речь идет об одной из традиций в советской марксистской философии. Хотя Г Лукач посвятил себя эстетике, Л.С. Выготский был психологом, а Э.В. Ильенков известен своими работами по теории познания, этих мыслителей объединяет одно понимание марксизма, в котором можно увидеть особое направление в советской философии. Реконструкция линии «Лукач-Выготский-Ильенков» осуществляется Мареевым на фоне другой традиции в философии, получившей название «советский диамат». Автор исходит из того, что советский диамат был позитивистской версией марксистской философии. Причем, если истоки линии «Лукач-Выготский-Ильенков» он видит в философских работах В.И. Ленина, то исток советского диамата — в наследии Г.В. Плеханова. - Мареева Е.В. (общ. ред.) - Философия Гегеля: новые переводы, исследования, комментарии.-2014 https://vk.com/doc-123708210_453634523 Предлагаемый сборник посвящен философскому наследию выдающего философа Г.В.Ф. Гегеля. Цель составителей – предложить русскоязычному читателю малоизвестные материалы из наследия Гегеля, ознакомить его с оценками творчества Гегеля, по преимуществу, с ильенковских позиций. Сборник включает в себя четыре раздела. Первый раздел содержит впервые переведенные на русский язык тексты самого Гегеля. Во втором разделе даны комментарии к работе Гегеля «Вера знание» под разными углами зрения. В третьем разделе предложен анализ и оценка некоторых аспектов гегелевского учения сегодня. В последнем разделе представлены два текста Э.В. Ильенкова: работа «Наука логики», впервые опубликованная в сборнике «Возвращаясь к философии Эвальда Ильенкова» (Хельсинки, 2000) под редакцией В. Ойттинена, и малоизвестная работа Ильенкова «Гегель и проблема способностей». - Лобастов Г.В. - Диалектика разумной формы и феноменология безумия.-2012 https://vk.com/doc-123708210_453634209 Разум рассматривается как высшая форма развития человеческой субъективности, опирающаяся на абсолютные формы бытия и удерживающая их в себе как формы своего собственного движения. Знающий себя разум отличает себя от всех известных проявлений объективной действительности и мыслящей субъективности. Вместе с тем разумная форма одинаково принадлежит как бытию, так и мышлению. Но и заблуждение не является только субъективным моментом, а вырастает на объективной основе превращенных форм. Выявление диалектики разумной формы и ее движение в различном материале и является предметом анализа в предлагаемой книге. История и историческая наука, психология и педагогика, эстетика и философия, государство и право, творчество, свобода, личность, наука и здравый смысл, воображение и игра – вот предметное поле, на которое приглашается читатель в поисках разума. Это не академическое, но и не популярное издание, книга требует напряжения ума и определенной эрудиции. Адресуется тем, кто не ограничивает себя скорочтением и ничто не принимает без мышления. - Лифшиц М.А. - Диалог с Эвальдом Ильенковым.(Проблема идеального).-2003 https://vk.com/doc-123708210_453634079 «Диалог с Эвальдом Ильенковым» – одна из последних незаконченных работ выдающегося философа Михаила Лифшица (1905-1983), в центре которой проблема реальности идеального. Решая ее в духе своей онтогно – сеологии и теории тождеств, Михаил Лифшиц вступает в полемику не только со своим другом и единомышленником Эвальдом Ильенковым, но и с основными направлениями философской мысли современности. Коперниковский поворот его онтогносеологии заключается в программе Restauracio Magna – возвращения классики, постижение которой, по мнению Михаила Лифшица, доступно только свободному человеку. Издание осуществлено при финансовой поддержке Александер – Института (Хельсинкский университет, Финляндия) Публикация В.М. Герман, АМ. Пичикян и В.Г. Арсланова Подготовка текста к печати и послесловие В.Г. Арсланова - Лекторский В.А. (ред.) - Современные зарубежные концепции диалектики.Критические очерки.-1987 https://vk.com/doc-123708210_453633946 Работа посвящена критическому анализу различных концепций диалектики от трагической диалектики А. Либерта до «негативной диалектики» Франкфуртской школы. Авторы статей выявляют в этих концепциях, иногда не нашедших отражения в нашей литературе, основные пункты деформации диалектики и раскрывают причины, породившие такую деформацию. Книга дает достаточно целостное представление о процессах, протекающих в данной области современной буржуазной философии. Концепция трагической диалектики А. Либерта (Н. С. Мудрагей) Диалектика и экзистенциализм (Г. Я. Стрельцова) Концепции «негативной диалектики» Франкфуртской школы (И. П. Фарман) Диалектика и герменевтика (Э. В. Ильенков) Диалектика F. Башляра и неорационализм (Г. М. Федорюк) Этапы идейной эволюции А. Альтюссера (Н. С. Автономова) Критика антимарксистской легенды о «конце» диалектики (С. М. Брайович) О некоторых способах критики материалистической диалектики в буржуазной и ревизионистской литературе (Ст. Раинко) - Эвальд Васильевич Ильенков.(Философия России второй половины XX века).-2009 Книга посвящена выдающемуся философу - Эвальду Васильевичу Ильенкову и является коллективной попыткой дать концептуальный анализ и характеристику основных направлений, идей и проблем его творческого наследия. Затрагивая самые разные сферы философского знания (теорию и методологию познания, диалектическую логику, социальную философию, психологию и др.), авторы пытаются определить личностное своеобразие ильенковской "школы мыслить" в контексте и рамках мировой философии. Сознание, понятое как осознанное бытие, выступает и исследуется как генеральная идея и линия развития всей классической философии от Парменида и Гераклита до Гегеля и Маркса. Источник: vk.com Комментарии: |
|