Своеобразие ильенковской «школы мыслить»

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


«Мыслить абстрактно – значит находиться в рабском подчинении силе ходячих словечек и штампов, односторонне-тощих определений, значит видеть в реальных, чувственно созерцаемых вещах лишь ничтожную долю их действительного содержания, лишь те их определения, которые уже «застыли» в сознании и функционируют в нем как готовые, как окаменевшие штампы. Отсюда и та «магическая сила» ходячих словечек и выражений, которые загораживают от мыслящего человека действительность, вместо того чтобы служить формой ее выражения».

(Э.В. Ильенков "Диалектическая логика.Очерки истории и теории")

«Хитрость педагога заключается вовсе не в том, чтобы заштамповать в индивидууме умение действовать по заученной схеме, умение включать ее по заранее заданному «признаку» ее применимости, а в том, чтобы поставить ребенка в такую ситуацию, внутри которой он вынужден был бы действовать сам как «самость», как субъект. Ситуация должна быть остроконфликтной. То есть: такой, где заранее известные индивидууму «операции» и «признаки» их включения отказывают, и индивидуум должен сам найти способ решения трудности, открыть новый для себя (хотя и не новый для педагога) путь действия.

Искусство педагога состоит в умении создать такую «трудную» ситуацию, внутри которой был бы объективно один-единственный выход, тот самый, который педагогу известен, но ребенку – неизвестен и должен быть найден им самостоятельно, как «новое», а не как «операция» по заданному признаку.

При этом условии «операция» будет усвоена, но не путем дрессировки и заштамповывания, а путем самостоятельной акции индивидуума, через пробуждение его продуктивной активности».

Э.В. Ильенков ("Школа должна учить мыслить")

__________________________________________________

ИЛЬЕНКОВ Эвальд Васильевич (18 февраля 1924, Смоленск – 21 марта 1979, Москва) – философ, специалист по теории диалектики, истории философии, методологии наук о человеке.

Новая философская энциклопедия:

https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASH0171caee83531bef3efa0371

- Ильенков Э.В. - Диалектическая логика.Очерки истории и теории.-2012

https://vk.com/doc-123708210_453629087

В книге известного отечественного философа Э.В.Ильенкова рассматриваются важнейшие, в том числе и дискуссионные, вопросы теории материалистической диалектики, диалектической логики, истории ее формирования. Книга по сути представляет собой систематическое критическое исследование дискуссии о природе мышления и науки о нем, цель которого - обнаружение внутренней логики этого многовекового спора.

Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся проблемами философии.

- Ильенков Э.В. - Об эстетической природе фантазии.Что там, в Зазеркалье.-2014

https://vk.com/doc-123708210_453629444

Предлагаемая читателю книга содержит избранные статьи выдающегося советского философа Э.В.Ильенкова, посвященные вопросам искусства и эстетики. Автор рассуждает о природе художественной фантазии, той таинственной способности, которая отличает художника, творца от человека с математическим умом; о важнейших проблемах эстетики как науки и о специфической функции искусства, в которой его не может заменить никакая другая форма общественного сознания; о том, можно ли в искусстве, литературе говорить о серьезных вещах несерьезным тоном, а также об отношениях красоты, добра и истины, в частности в свете концепции Г.В.Ф.Гегеля об отношении истины к красоте.

Книга рекомендуется философам, искусствоведам, культурологам, всем заинтересованным читателям.

- Ильенков Э.В. - С чего начинается личность.-1984

https://vk.com/doc-123708210_453629600

Авторы книги, известные советские философы, в форме публицистических очерков освещают важнейшие положения марксистской концепции личности. Ключевой для книги является ленинская мысль о том, что каждый человек должен "реализовать", "выполнить" себя как личность. Второе издание дополнено очерками, материал которых позволяет высветить новые грани темы. Рассчитана на широкие круги читателей, интересующихся философскими и социальными проблемами развития человека.

- Ильенков Э.В. - Философия и культура.-1991

https://vk.com/doc-123708210_453632583

Проблемы человеческого мышления, сущности творческой деятельности человека - предмет размышлений известного советского философа Эвальда Васильевича Ильенкова. Его работы отличают эрудиция, глубина и смелость мысли, нестандартность решений, самостоятельность в поисках ответов на мировоззренческие проблемы и блестящий литературный стиль. В силу обстоятельств прошлых лет многим его трудам был закрыт путь к широкой читающей и мыслящей аудитории.

Книга рассчитана на всех интересующихся философией.

- Ильенков Э.В. - Школа должна учить мыслить.-2009

https://vk.com/doc-123708210_453632843

В сборнике "Школа должна учить мыслить" представлены изданные и в основном не изданные прежде работы выдающегося философа Эвальда Ильенкова, посвященные педагогическим проблемам. Эти работы были написаны автором в 60-70-х годах. Как научить ребенка мыслить? Какова роль школы и учителя в этом процессе? Как формируются интеллектуальные, эстетические и иные способности человека? На эти и иные вопросы, которые и сегодня со всей остротой встают перед российской школой и учителями, отвечает философ.

Сборник адресован директорам школ, учителям, преподавателям педагогических университетов и институтов, всем, кто интересуется воспитанием и обучением подрастающего поколения.

- Ильенков Э.В. - Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении.-1997

https://vk.com/doc-123708210_453629007

Главный философский труд Эвальда Васильевича Ильенкова, принесший автору международную известность. В книге исследуются закономерности теоретического мышления в контексте логики развития политической экономии как науки. Предмет исследования - конкретный историзм категориальных характеристик мышления. В монографии показано, что критика политэкономии у К.Маркса содержательным образом связана с выявлением историко-философских предпосылок формирования научной теории вообще. Важнейшие особенности научного метода исследования непосредственно обнаруживаются в анализе понятий абстрактного, конкретного, противоречия, исторического и логического. Книга Э.В.Ильенкова в полном виде издается впервые. Прижизненное (1960) издание (неполное, подвергшееся жесткой цензуре) переведено на основные европейские языки. До настоящего времени работа сохраняет свою актуальность. Основные идеи, реализованные в монографии Ильенкова, и сегодня вызывают интерес в различных областях научного знания.

- Ильенков Э.В. - Об идолах и идеалах.-2006

https://vk.com/doc-123708210_453629353

Книга выдающегося советского философа-марксиста Э.В.Ильенкова "Об идолах и идеалах" впервые была опубликована в 1968 г. и давно стала раритетом. С тех пор ее основные идеи нисколько не устарели. Более того, они стали еще актуальнее в эпоху бурного развития информационных технологий и технологий манипулирования общественным сознанием.

В обществе, которое столкнулось с новыми капиталистическими реалиями, вновь возник спрос на литературу, которая бы популярно, и вместе с тем на высоком теоретическом уровне, раскрыла вдумчивому читателю сущность того, что такое идеология, и что такое идеальное; в чем заключается сущность человека и сущность мышления; бог ли создал человека, или человек - своих идолов и богов; почему не может мыслить машина, и что превращает человека в машину; в чем заключается тайна развития человека и его творческих способностей.

На эти и многие другие сложные вопросы даны ответы в этой книге.

- Ильенков Э.В. - Учитесь мыслить смолоду.(НЖНТ).-1977

https://vk.com/doc-123708210_453629697

Усвоение готовых знаний и воспитание ума — в каком отношении эти два процесса находятся? Как соединить их в одном процессе? На основе опыта некоторых ученых и педагогов автор показывает, как решается эта основная проблема интеллектуального воспитания молодежи.

Содержание:

Философия и молодость

Откуда берется ум

Учиться мыслить!

- Ильенков Э.В. и др. - Принципы материалистической диалектики как теории познания.-1984

https://vk.com/doc-123708210_453633180

Проблемы диалектической логики обычно анализируются в контексте взаимосвязи ее категорий. Такой подход, разумеется, вполне оправдан и важен. Однако представляется, что именно исследование основных принципов диалектики как логики и теории познания дает возможность четко выделить тот идейный «каркас», вокруг которого группируются категории, выявить взаимосвязь разнообразных компонентов диалектической логики, более ясно сформулировать ее основную идейную проблематику.

Общий замысел данной работы — развить систему принципов материалистической диалектики как логики и теории познания исходя из принципа единства диалектики, логики и теории познания и завершить раскрытием места диалектики в системе теоретической и практической деятельности.

- Ильенков Э.В. - Искусство и коммунистический идеал: Избранные статьи по философии и эстетике.-1984

https://vk.com/doc-123708210_453629145

В книге собраны работы по эстетике известного советского фило­софа Э. В. Ильенкова (1924— 1979), чьи книги и выступления были с большим интересом встречены философской общественностью и широ­кими кругами читателей. Глубокая научная эрудиция, органическая связь проблем философских с общественными проблемами, вопросов теории и практики, публицистическая острота — важнейшие черты всего научного наследия Э. В. Ильенкова, сохраняющего свое значе­ние и сегодня.

- Ильенков, Э.В. - Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» К. Маркса.-1960

https://vk.com/doc-123708210_453633320

Книга известного отечественного философа Э.В.Ильенкова, в которой исследуется философское значение «Капитала», выдающегося труда Карла Маркса.

Автор всесторонне изучает одну из наиболее существенных и интересных сторон диалектического метода, охарактеризованную самим Марксом как способ восхождения от абстрактного к конкретному.

- Ильенков Э.В. - Ленинская диалектика и метафизика позитивизма.-1980

https://vk.com/doc-123708210_453629211

Книга доктора философских наук, лауреата премии имени Чернышевского Э. В. Ильенкова —итог многолетних раздумий ее автора в области диалектики, диалектической логики, теории познания. Это живой рассказ об обстоятельствах написания работы В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», о том понимании диалектики, которое отстаивал Ленин в этой работе и развил далее в «Философских тетрадях», о его страстной борьбе против позитивизма и позитивистского способа мышления.

«Старая логика не случайно обходила такую важную логическую форму, как «вопрос». Ведь реальные вопросы, реальные проблемы, возникающие в движении исследующей мысли, всегда вырастают перед мышлением в виде противоречий в определении, в теоретическом выражении фактов. Конкретное противоречие, возникшее в мышлении, и ориентирует на дальнейшее и притом целенаправленное рассмотрение фактов, на отыскание и анализ именно тех фактов, которых недостает для решения проблемы, для разрешения данного теоретического противоречия.

И если в теоретическом выражении действительности противоречие возникло с необходимостью из самого хода исследования, то оно не есть так называемое логическое противоречие, хотя и обладает формальными признаками такового, а есть логически правильное выражение действительности. И наоборот, логическим противоречием, которого не должно быть в теоретическом исследовании, приходится признать противоречие терминологически-семантического происхождения и свойства. Такого рода противоречия в определениях и обязан выявлять формальный анализ. Здесь формально-логический запрет противоречия полноправен. Строго говоря, он касается употребления терминов, а не процесса движения понятий. Последнее – предмет диалектической логики. Но здесь господствует другой закон – закон единства, совпадения противоположностей, притом совпадения, доходящего до их тождества. Именно он составляет ядро диалектики как логики мышления, следующего за развитием действительности».

(Э.В. Ильенков "Диалектическая логика. Очерки истории и теории")

__________________________________________________

ИЛЬЕНКОВ Эвальд Васильевич (18 февраля 1924, Смоленск – 21 марта 1979, Москва) – философ, специалист по теории диалектики, истории философии, методологии наук о человеке.

Новая философская энциклопедия:

https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASH0171caee83531bef3efa0371

- Ильенков Э.,Коровиков В.Страсти по тезисам.О предмете философии (1954-1955).-2016

https://vk.com/doc-123708210_453628866

Жанр этой книги - философский детектив - сложился сам собой. Потому что история отечественной философии в ее наиболее драматических, переломных моментах оказывается, при ее внимательном рассмотрении, вполне детективной.В центре описываемых событий - знаменитые Тезисы о предмете философии Э.В.Ильенкова и В.И.Коровикова 1954-1955-х годов. Здесь представлены как оригинальные, ранее не публиковавшиеся тексты авторов нашумевших тезисов, так и многочисленные архивные материалы - протоколы, стенограммы заседаний и обсуждений в различных коллективах и инстанциях - университетских, академических, партийных. Можно убедиться в том, какие нешуточные страсти бушевали за тем, что потом отражалось в невыразительных формулировках учебников.

Книга адресована всем, кого интересуют метаморфозы общественного сознания и судьба отечественной философии.

- Мареев С.Н. - Э.В. Ильенков.Жить философией.-2015

https://vk.com/doc-123708210_453634408

Книга посвящена жизни и деятельности выдающегося отечественного философа советского периода Эвальда Васильевича Ильенкова. Автор книги С.Н.Мареев - ученик и единомышленник Э.В.Ильенкова - в живой эмоциональной форме знакомит читателей с его главными идеями, показывает оригинальность и своеобычность взглядов Ильенкова, вызывавших в свое время споры и дискуссии. Одна из глав книги посвящена существованию школы Ильенкова сегодня.

Книга предназначена для философов-профессионалов, студентов гуманитарных факультетов, а также для всех, кто интересуется историей российской философии.

Книга посвящена описанию жизни и творческой деятельности выдающегося советского философа Эвальда Ильенкова в форме воспоминаний о нем его ученика и последователя С.Н.Мареева. Первый раздел книги носит биографический характер. В ней перед читателем развернута картина драматической борьбы творчески одаренного и уже потому обреченного на одиночество Ильенкова, автора оригинального "деятельностного" подхода к пониманию сущности идеального, с партийно узаконенной школой марксистско-ленинского диамата. Неравенство сил было очевидно, а травля гения столь невыносима, что он счел за лучшее свести счеты с жизнью... Во втором разделе книги автор, известный в наше время философ, продолжает развертывание философской линии, заданной Ильенковым, основываясь уже на свойственном видении ее перспективы, вошедшей в непростое для любой философии время политических перемен в России.

Книга написана живым и доступным для читателя языком и даже может служить оригинальным учебным пособием для всех, кто интересуется проблемой "идеального". В книге, помимо самого Ильенкова, задействовано много реальных "персонажей" в лице знаменитых отечественных и зарубежных философов, что делает ее полезной широкому кругу читателей, интересующихся развитием философской мысли и, в частности, ее историей в драматический советский период.

- Мареева Е.В. (ред.) - Э.В. Ильенков: Идеальное.Мышление.Сознание.Часть I-II.-2012

https://vk.com/doc-123708210_453634623

В предлагаемый сборник включены тексты докладов участников XIV международной научной конференции «Ильенковские чтения - 2012», посвященной памяти выдающегося советского философа Э.В.Ильенкова, которая состоялась в Москве 12-13 апреля 2012 года. Тема конференции характеризует основную сторону его творчества.

В условиях системного кризиса проблемы образования, науки и культуры становятся особенно актуальными. Требуют серьезного осмысления содержание и формы сегодняшнего культурного состояния, что в свою очередь обязывает и философское сознание к глубокой самокритике. Поэтому на повестку дня конференции была вынесена классическая проблематика в широком историческом контексте. Творческое наследие Э.В. Ильенкова более всего позволяет обнаружить связь теоретической мысли с ее классической исторической традицией, с содержанием фундаментальных проблем общественного бытия и его идеалами.

В материалах конференции представлены статьи, написанные в русле идей Ильенкова и его соратников, а также статьи, в которых представлены попытки реализации этих идей в практической деятельности. Трибуна конференции была открыта и для дискуссий по поводу учения Ильенкова, а также для попыток рассмотреть его воззрения через призму учений других российских и западных философов. Статьи публикуются в авторской редакции.

- Ильенковские чтения.Часть1.-2005

https://vk.com/doc-123708210_453633891

Материалы научной конференции посвящены памяти выдающегося философа советской России Э.В. Ильенкова; подготовлены на кафедре

философии ВПТУ при поддержке философского общества «Диалектика и культура». Рассматривается широкий круг вопросов теоретического познания, диалектической логики и культурно-исторического развития. Анализируются критерии истинности теоретического и гуманитарного знания, методологические основания педагогической теории, а также ряд вопросов, касающихся общественно-исторической практики. Для студентов, аспирантов, преподавателей, научных работников и всех интересующихся диалектической методологией и практикой познания

- Ильенков Э.В. - Личность и творчество.-1999

https://vk.com/doc-123708210_453629268

В книге рассматриваются идеи выдающегося отечественного философа Эвальда Васильевича Ильенкова, посвященные прежде всего проблемам личности, самосознания, воображения и фантазии. Авторы книги показывают, что значение этих идей выходит за пределы того времени, когда они были сформулированы, и условные пределы того контекста, в котором они возникли. Особое внимание уделено современному значению этих идей для психологии, психиатрии, педагогики и других наук о человеке. Анализ идей Э. Ильенкова переходит в исследование современных методологических проблем наук о человеке. Показано, в частности, что проблематика воображения и фантазии является одной из самых актуальных теоретико-познавательных и методологических проблем. Вместе с тем анализ дается в широком историко-философском контексте. Идеи Э.В. Ильенкова сопоставляются с произведениями и идеями философской классики: Спиноза, Фихте, Гегель, Маркс. Статьи написаны известными философами, психологами, педагогами. Некоторые работы Э. Ильенкова, в частности его сочинение о Б.Спинозе, публикуются впервые.

- Мареев С.Н. - Из истории советской философии.(Лукач-Выготский-Ильенков).-2008

https://vk.com/doc-123708210_453634294

В условиях, когда официально марксизм признавался идейным основанием жизни всей страны, в философии, пусть даже в неявной форме, присутствовали различные направления мысли. В монографии доктора философских наук С.Н.Мареева речь идет об одной из традиций в советской марксистской философии. Хотя Г Лукач посвятил себя эстетике, Л.С. Выготский был психологом, а Э.В. Ильенков известен своими работами по теории познания, этих мыслителей объединяет одно понимание марксизма, в котором можно увидеть особое направление в советской философии.

Реконструкция линии «Лукач-Выготский-Ильенков» осуществляется Мареевым на фоне другой традиции в философии, получившей название «советский диамат». Автор исходит из того, что советский диамат был позитивистской версией марксистской философии. Причем, если истоки линии «Лукач-Выготский-Ильенков» он видит в философских работах В.И. Ленина, то исток советского диамата — в наследии Г.В. Плеханова.

- Мареева Е.В. (общ. ред.) - Философия Гегеля: новые переводы, исследования, комментарии.-2014

https://vk.com/doc-123708210_453634523

Предлагаемый сборник посвящен философскому наследию выдающего философа Г.В.Ф. Гегеля. Цель составителей – предложить русскоязычному читателю малоизвестные материалы из наследия Гегеля, ознакомить его с оценками творчества Гегеля, по преимуществу, с ильенковских позиций.

Сборник включает в себя четыре раздела. Первый раздел содержит впервые переведенные на русский язык тексты самого Гегеля. Во втором разделе даны комментарии к работе Гегеля «Вера знание» под разными углами зрения. В третьем разделе предложен анализ и оценка некоторых аспектов гегелевского учения сегодня. В последнем разделе представлены два текста Э.В. Ильенкова: работа «Наука логики», впервые опубликованная в сборнике «Возвращаясь к философии Эвальда Ильенкова» (Хельсинки, 2000) под редакцией В. Ойттинена, и малоизвестная работа Ильенкова «Гегель и проблема способностей».

- Лобастов Г.В. - Диалектика разумной формы и феноменология безумия.-2012

https://vk.com/doc-123708210_453634209

Разум рассматривается как высшая форма развития человеческой субъективности, опирающаяся на абсолютные формы бытия и удерживающая их в себе как формы своего собственного движения. Знающий себя разум отличает себя от всех известных проявлений объективной действительности и мыслящей субъективности. Вместе с тем разумная форма одинаково принадлежит как бытию, так и мышлению. Но и заблуждение не является только субъективным моментом, а вырастает на объективной основе превращенных форм. Выявление диалектики разумной формы и ее движение в различном материале и является предметом анализа в предлагаемой книге. История и историческая наука, психология и педагогика, эстетика и философия, государство и право, творчество, свобода, личность, наука и здравый смысл, воображение и игра – вот предметное поле, на которое приглашается читатель в поисках разума. Это не академическое, но и не популярное издание, книга требует напряжения ума и определенной эрудиции. Адресуется тем, кто не ограничивает себя скорочтением и ничто не принимает без мышления.

- Лифшиц М.А. - Диалог с Эвальдом Ильенковым.(Проблема идеального).-2003

https://vk.com/doc-123708210_453634079

«Диалог с Эвальдом Ильенковым» – одна из последних незаконченных работ выдающегося философа Михаила Лифшица (1905-1983), в центре которой проблема реальности идеального. Решая ее в духе своей онтогно – сеологии и теории тождеств, Михаил Лифшиц вступает в полемику не только со своим другом и единомышленником Эвальдом Ильенковым, но и с основными направлениями философской мысли современности. Коперниковский поворот его онтогносеологии заключается в программе Restauracio Magna – возвращения классики, постижение которой, по мнению Михаила Лифшица, доступно только свободному человеку. Издание осуществлено при финансовой поддержке Александер – Института (Хельсинкский университет, Финляндия) Публикация В.М. Герман, АМ. Пичикян и В.Г. Арсланова Подготовка текста к печати и послесловие В.Г. Арсланова

- Лекторский В.А. (ред.) - Современные зарубежные концепции диалектики.Критические очерки.-1987

https://vk.com/doc-123708210_453633946

Работа посвящена критическому анализу различных концепций диалектики от трагической диалектики А. Либерта до «негативной диалектики» Франкфуртской школы. Авторы статей выявляют в этих концепциях, иногда не нашедших отражения в нашей литературе, основные пункты деформации диалектики и раскрывают причины, породившие такую деформацию. Книга дает достаточно целостное представление о процессах, протекающих в данной области современной буржуазной философии.

Концепция трагической диалектики А. Либерта (Н. С. Мудрагей)

Диалектика и экзистенциализм (Г. Я. Стрельцова)

Концепции «негативной диалектики» Франкфуртской школы (И. П. Фарман)

Диалектика и герменевтика (Э. В. Ильенков)

Диалектика F. Башляра и неорационализм (Г. М. Федорюк)

Этапы идейной эволюции А. Альтюссера (Н. С. Автономова)

Критика антимарксистской легенды о «конце» диалектики (С. М. Брайович)

О некоторых способах критики материалистической диалектики в буржуазной и ревизионистской литературе (Ст. Раинко)

- Эвальд Васильевич Ильенков.(Философия России второй половины XX века).-2009

Книга посвящена выдающемуся философу - Эвальду Васильевичу Ильенкову и является коллективной попыткой дать концептуальный анализ и характеристику основных направлений, идей и проблем его творческого наследия. Затрагивая самые разные сферы философского знания (теорию и методологию познания, диалектическую логику, социальную философию, психологию и др.), авторы пытаются определить личностное своеобразие ильенковской "школы мыслить" в контексте и рамках мировой философии. Сознание, понятое как осознанное бытие, выступает и исследуется как генеральная идея и линия развития всей классической философии от Парменида и Гераклита до Гегеля и Маркса.


Источник: vk.com

Комментарии: