С помощью нейровизуализации определено 4 биотипа депрессии

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2017-11-16 13:43

Головной мозг

Сейчас можно ответственно заявить, что биомаркёры изменили современную медицину. Однако в психиатрии они до сих пор не используются, отчасти потому, что диагностические критерии слабо соответствуют их нейробиологическим субстратам. Как и многие другие нервно-психические расстройства, депрессия не является «единым заболеванием», а скорее представляет собой гетерогенный синдром, сочетающий в себе разнообразные симптомы и, соответственно, различные реакции пациентов на лечение.

Несмотря на то, что большое депрессивное расстройство в 45% имеет наследственную природу, определение факторов генетического риска оставалось очень трудоемким процессом, даже в очень крупных исследованиях с полногенномным поиском ассоциаций. Кроме того, усилия, направленные на разработку новых методов лечения сильно замедлились, отчасти из-за отсутствия объективных показателей для оценки эффективности лечения и отбора лиц для исследований.

Согласно новому исследованию, пациенты с депрессией могут быть разделены на четыре уникальных биотипа (нейрофизиологических подтипа), отличающихся различными аномальными связями в лимбической и фронто-стриарной системах. Так, группа учёных из США, проанализировав более 1 188 результатов функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) как пациентов с клинической депрессий, так и здоровых лиц из группы контроля, выявили 4 нейрофизиологических биотипа депрессии, которые, как считают авторы, помогут врачам разделять депрессию на подгруппы и лучше определять, например, каким именно пациентам нужна в большей степени транскарниальная магнитная стимуляция, так как каждая из четырёх подгрупп отличается в своих реакциях на лечение.

Учёные обнаружили общую нейроанатомическую основу патологии, лежащей в основе всех четырёх подгрупп и охватывающую такие области, как инсула, орбитофронтальная и вентромедиальная префронтальная кора, а также несколько подкорковых областей, все из которых были вовлечены в депрессию и ранее. Также они обнаружили, что из семнадцати симптомов, измеряемых с помощью шкалы Гамильтона для оценки депрессии, три присутствовали практически у всех больных с депрессией (>90%): подавленное настроение (“чувства печали, безнадежности, беспомощности,” 97.1%), ангедония (96.7%) и анергия или усталость (93.9%).

На основе данных нейровизуализации по различию аномальных функциональных связей были дифференцированы четыре подгруппы депрессии (рис. 1), которые были связаны с конкретными клиническими профилями (рис.2). Например, по сравнению с контрольной группой, снижение взаимодействия в лобноминдалевидных сетях, которые регулируют страх и вторичную оценку негативных эмоциональных стимулов, было более характерно для первого и четвёртого биотипа. Напротив, гиперкоммуникабельность в таламических и фронтостриарных сетях, которые обеспечивают систему «вознаграждения», адаптивный двигательный контроль и инициацию действий, было особенно выражено в третьем и четвёртом подтипах. Снижение взаимодействия в передней части поясной извилины и орбитофронтальной области, обеспечивающих мотивацию и оценку значимости стимула, было наиболее выражено в первом и втором биотипах, что проявлялось повышенной анергией и усталостью.

Также было выявлено, что тяжесть депрессии второго биотипа по сравнению с тремя другими была значительно меньше, в то время как между первым, третьем и четвёртым биотипами значительных различий не было. Отдельно стоит отметить, что пациенты, относящиеся к первому биотипу, гораздо лучше реагировали на транскрниальную магнитную стимуляцию дорсомедиальной префронтальной коры, чем пациенту из других подгрупп.

Учёные также проверили насколько остаются стабильными с течением времени (4-6 недель) данные биотипы депрессии на относительно небольшой выборке пациентов (n=50). Результатом было то, что 90% испытуемых совпали со своими подгруппами (?2 = 84.6, P < 0.0001). Во время сканирования не было значимых межгрупповых различий в возрасте, использовании лекарств или движениях головы, что могло бы повлиять на результаты.

Таким образом, кластеризация пациентов на этой основе позволила учёным разработать диагностические классификации с довольно высокой точностью (82-93%). Однако стоит понимать, что биотипы депрессии не могут быть дифференцированы на основании только клинических особенностей, несмотря на то, что они коррелируют с теми или иными симптомами.

Источник: Drysdale AT, Grosenick L, Downar J, Dunlop K, Mansouri F, Meng Y, Fetcho RN, Zebley B, Oathes DJ, Etkin A, Schatzberg AF, Sudheimer K, Keller J, Mayberg H1, Gunning FM, Alexopoulos GS, Fox MD, Pascual-Leone A, Voss HU, Casey BJ, Dubin MJ, Liston C. Resting-state connectivity biomarkers define neurophysiological subtypes of depression. Nat Med. 2017 Jan;23(1):28-38. doi: 10.1038/nm.4246


Источник: vrachirf.ru

Комментарии: