Мы живем в век речевого бескультурья |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2017-11-09 12:15 Сегодня нарушение норм речи можно встретить, увы, повсюду. В первую очередь, это бескультурье проявляется в нарушении грамматических и орфоэпических правил, норм правильного ударения. Даже в стенах высшей школы можно услышать звОнит вместо звонИт, не говоря уже о рядовых работниках торговли, которые предлагают вам «красивую тюль» и «хорошую шампунь», видимо, понятия не имея, что эти слова мужского рода. Второе, в чем выражается речевое бескультурье, – это активное употребление иноязычной лексики и к месту и не к месту. С этим бедствием ведется борьба уже не одну сотню лет. Тут так и хочется обратиться к истории и вспомнить Екатерину II, которая в свое время издала закон, запрещающий употреблять иностранные слова, если им находилась соответствующая замена в русском языке. Тех же, кто смел нарушать этот закон, карала очень своеобразным способом: заставляла заучивать наизусть 100 стихотворений Василия Кирилловича Тредиаковского, а было это ох каким нелегким занятием и раз и навсегда отбивало охоту злоупотреблять заморскими словечками. Многие страны, не только Россия, обеспокоены засильем иностранной лексики. Так, во Франции, к примеру, запрещено в деловых бумагах заменять без надобности французские слова иностранными эквивалентами. То же самое ограничение существует и на французском телевидении, исключение составляют лишь программы, идущие в ночное время. Это забота о чистоте родного языка, о сохранении его самобытности. И тут нам тоже есть над чем подумать. Заметьте, в Омске вывесок на английском едва ли не больше, чем на русском. Оправдано ли это? Нужно ли это нам? Еще один немаловажный аспект – это то, что в наш век компьютерных технологий дискретный, обедненный и упрощенный до безграмотности язык СМС и электронных сообщений стал проникать в повседневную речь и претендовать на норму. Люди разучились писать развернутые, красивые, продуманные письма. А это ведь отучает мыслить грамотно и логично. Сленговая речь – еще одни бич. Молодежь в этом смысле всегда была склонна к так называемому «новоязу», но из уст старшего поколения это звучит смешно и нелепо. Кроме того, в нашей повседневной речи много слов и выражений-паразитов, одно из которых – пресловутое КАК БЫ, говорящее о неуверенности, нечеткости и неопределенности мыслей. Со всеми этими недостатками можно и нужно бороться! Что касается психологического аспекта развития речи, то здесь есть несколько нюансов, о которых необходимо знать каждому взрослому. В возрасте 4-5 лет дети – активные почемучки, они формируют свое культурное поле. В это время происходит развитие речи ребенка, и родители и воспитатели должны эффективно использовать этот период для пополнения лексического запаса, развития фантазии малыша. Важно помнить, что речь и мышление связаны между собой, и от того, как вы общаетесь с ребенком, зависит его более или менее успешное дальнейшее обучение в школе, популярность среди сверстников и умение находить контакт со взрослыми. В этом плане нам не грех обратиться к опыту других народов. К примеру, в еврейской семье ни один детский вопрос не останется без ответа, причем ответ будет толковый, без заигрывания с внуками. Взрослые доходчиво расскажут, и почему дождь идет, и отчего гром гремит, и все грамотно, если нужно, то и с научной точки зрения. Стоит ли удивляться, что среди людей этого этноса много выдающихся ученых, музыкантов, врачей?.. А вот вам пример из нашей жизни, который мне не так давно пришлось наблюдать. Идут передо мной папа с сыном, и отец говорит ребенку, что придется им ехать на Казачий рынок. Мальчик спрашивает: «А это далеко?» Папа весьма недружелюбно отвечает: «Два дня лесом, три дня полем». Больше обиженный и недоумевающий ребенок вопросов не задавал. Или вот еще случай. Ребенок, видимо, только что научившийся читать, по слогам разбирает написанное на вывеске новое слово «Канцтовары» и спрашивает у отца, что это такое. Лениво шагающий рядом папа не потрудился завести ребенка в магазин и показать, что же такое канцелярские товары – вся эта россыпь карандашей, тетрадок и т.п. Откуда это нежелание развивать своего же собственного ребенка, эта леность мыслей и чувств? И чем это со временем обернется для этих же родителей? Стоит задуматься и тем, кто в присутствии своего малыша употребляет бранную речь, не бережет его от вербальной агрессии даже внутри собственной семьи. Другой немаловажный аспект в развитии мыслительной и речевой деятельности ребенка – специфика обучения в начальной школе. Стандарт один, а дети разные: кому-то достаточно нескольких секунд, чтобы сообразить, а кто-то из детей старательно и долго думает. При этом учителю ни в коем случае нельзя игнорировать этот процесс и торопиться завершать мысль за ребенка. Еще К.Д. Ушинский предупреждал, что, заканчивая предложение за ученика, мы прерываем его мыслительную деятельность, отучаем думать и формируем привычку все время ждать подсказки от сверстников или учителей. Такой ребенок никогда не сможет быть самостоятельным и уверенным в себе. Кроме того, школьники, не говоря уже о студентах, теперь гораздо меньше пишут. А попробуйте программиста со стажем попросить написать что-нибудь. Рука, отвыкшая писать, продемонстрирует далеко не каллиграфический почерк. Иногда доходит до смешного, когда люди забывают, как пишутся некоторые буквы. Все чаще пользуясь клавиатурой, мы нарушаем согласованность между двумя неразрывными процессами: написанием и мышлением. Современное студенчество ныне при создании письменных работ лишь тасует абзацы, скачанные из Интернета. «Тысячи тонн словесной руды» в поисках нужного слова уже никто не перелопачивает. А как же тогда формировать внутреннюю речь? Ведь тот самый вдохновенный монолог, за которым едва поспевает рука пишущего, должен включиться, заработать. Из-за быстрого темпа жизни и большого информационного потока школьники и студенты все меньше вдумчиво читают книги, предпочитая ксерокопировать, а затем на занятиях читают с листа чужое, не переосмысленное ими слово. Так теряется весьма важный навык брать самое важное, выделять в проблеме суть, зерно. Важно понимать, что технические средства не только облегчают, но и в чем-то обедняют нашу жизнь. Еще одна психологическая проблема, связанная с речью, – это агрессивность, которая проявляется на различных уровнях коммуникации: от диалога в автобусе до переговоров на высшем уровне. Бизнесмены других стран отмечают, что отличительной чертой русских при ведении деловых переговоров и дискуссий является желание поставить на первое место хлесткое и категоричное «нет». У японцев такого никогда не услышишь. Даже в быту, к примеру, отказываясь от очередной чашки чая, японец не скажет «нет», а произнесет вежливо: «Спасибо, мне и так приятно». Безусловно, в том, что японец так изысканно вежлив, сказывается многовековая культура этого народа, особенности его ментальности. Но и нам надо стремиться контролировать себя, учиться общаться, в том числе и отказывать корректно, с уважением к партнеру. Вербальное (речевое) и невербальное общение (жестикуляция, мимика, позы) – это неотъемлемые составляющие коммуникативной культуры. Общительный человек – это не только умеющий говорить, но еще и внимательный слушатель. К примеру, поэт Александр Блок, по воспоминаниям современников, был очень хорошим собеседником: внимательно и уважительно слушая человека, он не перебивал, а словно погружался в процесс беседы, подаваясь всем корпусом к своему собеседнику. Каждому человеку приятно и важно быть понятым и услышанным, и надо тренировать в себе умение слушать, не перебивая, не отвлекаясь на посторонние дела, не демонстрируя своего превосходства или нетерпения. Лафатер, швейцарский мыслитель XVIII века по этому поводу заметил: «Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать». Чтобы обладать культурой речи, надо начать над этим работать: побольше читать, рассуждать, беседовать с умными людьми, стремиться узнавать новое, сохранять наши традиции. Как метко сказал Б.Пастернак, «культура первому встречному в объятья не бросается». А меж тем на экзаменах все чаще от студентов приходится слышать: «Я это знаю, знаю, учил, только не могу сказать». О риторическом даре даже не приходится говорить. Нужно не лениться почаще заглядывать в разные словари, вникать в суть понятий, запоминать и при виде нового слова не на Интернет опираться, а открывать словари С.И. Ожегова, В.И. Даля, словарь иностранных слов. «Душа обязана трудиться» и в речевом плане тоже. Л.Н. Антилогова, зав. кафедрой общей и педагогической психологии ОмскГПУ, доктор психологических наук, профессор; г. Омск Комментарии: |
|