Феномен сотой обезьяны

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2017-11-22 23:05

Психология

Феномен сотой обезьяны Я живу и работаю в одиночку и путешествую налегке, полагаясь в основном на свою память и делая остановки по велению интуиции. — Лайалл Уотсон

Феномен сотой обезьяны это внезапный спонтанный и таинственный сдвиг массового сознания, который происходит когда якобы достигается «критическая масса». Идея «сотой обезьяны» происходит от книги Lifetide (1979) доктора Лайалла Уотсона (1938-2008). Уотсон, получивший степень Ph.D в области этологии за работу в Лондонском зоопарке с Десмонд Моррис («Голая обезьяна»), писал о нескольких исследованиях японских макак (Macaca fuscata), проведенных в 1960-х годах несколькими японскими приматологами. Уотсон утверждает, что ученые «стесняются публиковать всю историю, опасаясь насмешек». Он писал, что «собрал остальную часть истории из рассказов очевидцев и частично фольклора исследователей приматов, потому что большинство из них до сих пор не совсем уверены, что именно произошло». Так, Уотсон пишет:

"Я вынужден импровизировать с деталями, но насколько я могу судить, случилось следующее. Осенью того года неустановленное количество обезьян на острове Koshima мыли бататы в море… Скажем, чисто гипотетически, что число их было девяносто девять в одиннадцать часов утра во вторник. Но появление сотой обезьяны по-видимому превысило некий определенный порог, своего рода критическую массу, потому что к вечеру почти все обезьяны мыли бататы. Более того, эта привычка перепрыгнула природные барьеры и появилась спонтанно, как кристаллы глицерина в запечатанных лабораторных банках, в колониях обезьян на других островах и на материке Takasakiyama".

Согласно теории Уотсона, одна обезьяна учит другую мыть батат, потом та учит еще одну и вскоре все обезьяны на острове умеют мыть картофель на острове, где ни одна обезьяна никогда не мыла картофель раньше. Когда «сотая» обезьяна научилась мыть картофель, внезапно, спонтанно и таинственно обезьяны на других островах, без физического контакта, начали мытье картофеля! Эта обезьяна применила телепатию или Уотсон просто несет вздор?

Эта милая история не соответствует реальности. По крайней мере, часть истории о спонтанной передаче культурной черты в пространстве без контакта не соответствует действительности. Там действительно были некоторые макаки, которые мыли бататы. Одни обезьяны начали мыть картофель и вскоре к ним присоединились другие. Но даже после шести лет не все обезьяны увидели выгоду мытья картофеля в море. Уотсон выдумал историю о таинственной передаче навыка. То, что сознание обезьян на других острова само переняло культ мытья картофеля — миф. (Amundson, 1985; P?ssel и Amundson, 1996).

Рон Амундсен написал очень критическую статью об истории Уотсона в 1985 году. В 1986 году в ответ на критику Амундсена теории сотой обезьяны, Уотсон заявил, что его данные поступили из «недокументированных бесед с теми, кто лично видел этот феномен». P?ssel связался Масао Каваи, одним из главных исследователей, работавших над тем исследованием макак, и спросил его про историю Уотсона. Каваи заявил, что не знает ни о каких навыках мытья сладкого картофеля, которые распространяются быстрее, чем в «докритическом сообществе». Отвечая на вопрос о «спонтанном и быстром распространении навыка мытья бататов среди макак на острове Koshima, и на других островах, и на материке», Каваи ответил: «Отдельные обезьяны в других группах или в зоопарках, возможно, случайно научились стиральным навыкам, но это не наблюдается на всем острове и тем более это поведение не распространяется на других членов обезьяньей колонии» (P?ssel и Amundson, 1996).

Когда его спросили, не была ли эта история «анекдотом или частью фольклора» приматологов, Каваи сказал: «Нет». И когда его спросили, были ли какие-либо контакты между Уотсоном и его (Каваи) коллегами, Каваи сказал: «Нет». Итак, я повторяю: Уотсон придумал феномен сотой обезьяны. Ответ Уотсона на критику был опубликован осенью 1986 в журнале Whole Earth Review. Уотсон пишет: «Я принимаю анализ Амундсена о происхождении и эволюции сотой обезьяны безоговорочно. Это метафора, сделанная мною самим, как он справедливо предполагает, на основе слухов и с очень слабыми доказательствами. Я никогда не утверждал иначе». Уотсон по-видимому не предпринял никаких усилий, чтобы связаться с исследователями, дабы научно объяснить эти слухи. В любом случае, Уотсон изначально не преподносил историю как метафору, он преподнес ее как факт, с которым был знаком не понаслышке.

Следует отметить, что Уотсон был автором около 25 книг, и чушь про сотую обезьяну включает в себя только несколько абзацев из общего объема его трудов. Уотсон не раскаялся в этом и написал на своем сайте: «Я все еще думаю, что это хорошая идея». Как метафора? Или как факт? Интересно.

Понятие повышения сознания через достижение критической массы в настоящее время использует ряд шарлатанов New Age. Кен Кейс-младший опубликовал книгу в Интернете об угрозе ядерной войны и массового уничтожения, которая ждет всех нас, если мы не сделаем глобальный прорыв в ближайшее время. Его трактат называется «сотая обезьяна». В своей книге он пишет такие вещи, как «есть точка, в которой появление хотя бы еще одного человека, запускает новое осознание, поле усиливается настолько, что это осознание цепляет каждого!»

Он, кажется, работает для распространения мифа о сотой обезьяне. Хотя нет никаких свидетельств этого явления, Руперт Шелдрейк утверждает, что его теория морфического резонанса объясняет «увеличение легкости, с которой усваиваются новые навыки, когда большая часть населения осваивает их».

Уотсон умер в июне 2008 года, но его наследие продолжает жить в мифе о сотой обезьяне.


Источник: skepdic.ru

Комментарии: