Что такое гештальт-терапия? |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2017-11-15 20:13 Что такое гештальт-терапия? Достоинство хорошей теории, как известно, в ее практичности. Гештальт-терапия помогает осознавать, каким образом человек разрушает естественное развитие своих потребностей. И тогда он ищет другие способы поведения, взаимодействия с окружающими людьми: "Может, что-то нужно изменить в себе или в ситуации?". Введение «Компьютер раскрыт на чистой странице. На экране появляются первые слова. Я чувствую приятное волнение от предстоящей работы – мне надо внятно рассказать о гештальт-терапии. И вместе с тем я тревожусь, получится ли. Моя рука в нерешительности замирает... В своем воображении я начинаю представлять тебя, читатель или читательница этого текста — и мне становится легче. Я начинаю вспоминать замечательных учителей, обучавших меня этому психотерапевтическому методу, мой опыт гештальт-работы с различными людьми на протяжении этих десяти лет… И я чувствую себя уверенней...». Этот фрагмент текста в жанре «дневника-исповеди», «диалога с читателем», на мой взгляд, иллюстрирует основной процесс в психотерапевтическом подходе, именуемом гештальт-терапией, - осознавание. Что такое осознавание? Это наблюдение конкретным человеком в данный момент времени и называние соответствующими словами всех явлений, фактов собственной психической реальности. Я осознаю в данную секунду («здесь и теперь», как говорят психологи) собственные ощущения, чувства, мысли… Что даст осознавание? Во-первых, более глубокую и реальную связь с жизнью. Усиливая осознавание того, что происходит со мной сейчас, я начинаю ощущать тепло солнечных лучей, проникающих сквозь заиндевевшее оконное стекло, легкое прикосновение к лицу прохладного ветерка, блуждающего по комнатам, собственные приятные эмоциональные переживания. Я «возвращаюсь» к контакту с самим собой и окружающим меня миром. «Возвращаюсь», потому что обычно, в суете жизни, в воспоминаниях о прошлых незавершенных делах или в мыслях о том, что мне предстоит сделать в будущем, я пробегаю мимо многообразия мироощущения в конкретный настоящий момент времени. Поэтому, прежде всего, гештальт-терапия это не лечение, а оздоровление психической жизни, возвращение человеческого «я» к полноте жизни, к радости существования. Во-вторых, осознавание может приносить и исцеление. Ведь фокусируя свое внимание на ощущениях в собственном теле или своих эмоциональных состояниях, я начинаю замечать и болезненные «занозы», которые остались после недавней ссоры с родителями, или в результате напряженной ситуации на работе, или из-за неудачи в любовных отношениях. Привычно отвечая на вопрос «Как дела?» уклончивым «Нормально...», многие люди перестают замечать, как постепенно накапливаются неотреагированные вовремя негативные переживания, нарастает напряжение от стрессовых состояний организма... А накопленный годами эмоциональный груз, как известно, дает о себе знать: «что-то стало барахлить сердце... я стал на все раздражаться — на детей, на жену, на сотрудников». Поэтому навык осознавания полезен и для профилактики негативных телесно-эмоциональных состояний, и как средство психотерапевтического лечения самых различных недугов. История метода Родоначальник гештальт-терапии Фредерик С. Перлз получил классическое психоаналитическое медицинское образование в Европе. В 1942 г. после многолетней клинической практики он опубликовал книгу «Эго, голод и агрессия», заложившую основу психотерапевтическому направлению, во многом альтернативному психоанализу. После окончания Второй мировой войны Ф. Перлз приезжает в Нью-Йорк и в начале 50-х годов, объединившись со своими единомышленниками – Л. Перлз, П. Гудменом, П. Фромом и другими, создает первый Институт гештальт-терапии. Через десять лет гештальт-терапия начинает свое триумфальное шествие по всей Америке: в Кливленде, в Калифорнии открываются новые центры и институты. После смерти Перлза в 1970 г. расцвет гештальт-терапии продолжается. В Европе она получила новое развитие, встретившись со своими культурными корнями – психоанализом, экзистенциализмом, феноменологией и т. д. В России отдельные приемы гештальт-терапии, безусловно, уже давно применялись в клинической и психологической практике, однако началом развития гештальта как полноценного метода, по-видимому, можно считать конец 80-х годов, когда в Москве С. Паппе и В. Шлей (сотрудники Гамбургского института Ф. Перлза) начали долгосрочное систематическое обучение психотерапевтов и психологов. Затем оно было продолжено благодаря усилиям Французского гештальт-института под руководством Ж. М. Рабина, а потом уже - Парижской школой гештальта (С. Гингер), Лос-Анджелесским объединением гештальт-тренеров (Б. Резник и др.). Сегодня этот метод завоевал в России прочную популярность. Только в Москве существуют три международно признанных центра гештальт-терапии: Московский институт гештальта и психодрамы, Московский гештальт-институт, Московский институт гештальта и консультирования. А еще такие центры действуют в Санкт-Петербурге, Риге, Воронеже, Киеве, Минске, Алматы, Караганде, Красноярске, Новосибирске, Екатеринбурге, Томске, Таганроге, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде и других городах. Гештальт-терапия доказала свою эффективность как в психотерапии, так и в других областях психологической практики: в сфере бизнеса, образования, психологического консультирования и пр. Вместо теории Как психотерапевтическое направление с приличным стажем (более 50 лет), гештальт-терапия обзавелась солидной теоретической базой. Попробую представить ее в виде относительно простых положений, тем более, что сам Перлз весьма неодобрительно отзывался о чрезмерной страсти к теоретизированию, отдавая предпочтение описанию конкретной практики. Человеческий организм живет благодаря своей целостности. Целостность тела – органы тела взаимосвязаны между собой целостными функциональными системами: система пищеварения, система кровоснабжения. Само слово «гештальт» в переводе с немецкого означает «целостная структура». Целостность психики – единство ощущений, чувств, мыслей; единство эмоционального и рационального, единство души и тела. Нарушение целостности приводит к нарушению саморегуляции человеческого организма как живой системы. Итак, гештальт-терапия – это восстановление целостности организма. В чем сущность человека? В его человеческих потребностях – потребностях в общении, признании, уважении, любви… Целостность потребности – в ее динамичном цикле: потребность возникает, растет, находит то, в чем нуждается человек, и, удовлетворившись, успокаивается… Если потребности естественным образом удовлетворяются человеком, то все нормально, целостность сохранена. А если нет? Если человек каким-то образом прерывает, останавливает важные для себя потребности? Гештальт-терапия помогает осознавать, каким образом человек разрушает естественное развитие своих потребностей, и тогда он ищет другие способы поведения, взаимодействия с окружающими людьми: "Может, что-то нужно изменить в себе или в ситуации?" Вот, в общем-то, и вся теория. А достоинство хорошей теории, как известно, в ее практичности. Практичность гештальт-терапии заключается в том, что способы, «с помощью» которых мы обычно прерываем удовлетворение своих же потребностей, достаточно четко описаны и могут быть осознаны даже ребенком. Механизмы прерывания потребностей Как правило, удовлетворение человеческих потребностей связано с взаимодействием человеческого организма с внешним миром. Например, одолела жажда – понадобится найти вокруг что-то, содержащее воду: сок, квас, молоко или, на худой конец, напиться воды из-под крана. Захотелось послушать музыку – подойди и включи радио или магнитофон… Таким образом, удовлетворение потребности связано с контактом человека с внешней средой. Поэтому и механизмы прерывания потребностей (для краткости мы их будем называть «гештальт-тупики») описываются как особенности границы контакта человека и среды. Различают четыре основные «гештальт-тупика». Они носят специальные названия: Ретрофлексия – первый гештальт-тупик. Выглядит примерно так. «Всю свою энергию, свои жизненные импульсы я стараюсь удерживать внутри себя и не даю им прорываться наружу. Я хочу сказать другому человеку, как он мне нравится (или, наоборот, раздражает), а вместо этого только крепко сжимаю пальцы, кусаю губы. Хочется сказать дочке: «Что-то я устала сегодня…». А вместо этого получается привычное: «Ты выучила сегодня уроки?». Я хочу позаботиться о своем здоровье, но каждый раз откладываю поход в бассейн или тренажерный зал на завтра… Я так привыкла сдерживать внутри себя слова или действия, что иногда перестаю различать «внутреннюю речь» и внешние проявления: «А мне казалось, я говорила…». И, разумеется, у меня есть тысяча способов объяснить себе (и другим), почему я сейчас спрятала внутри себя свои желания…». Интроекция – еще один примечательный гештальт-тупик. «Я прерываю реальный контакт с другими людьми и внешним миром в целом с помощью различных «льзя» и «нельзя», крепко засевших внутри меня.«Нельзя говорить неправильно!» - и я замолкаю, краснея, когда ко мне обращаются иностранцы - ведь мой английский не сияет грамматической чистотой. «Невежливо прерывать другого человека!» - и я уже полчаса уныло слушаю бесконечный разговор соседа, зашедшего «на минутку» за спичками…В каких-то случаях эти правила, безусловно, полезны, но, возводясь на пьедестал незыблемых истин, они превращаются в бессмысленную противоположность. Но тупик есть тупик. И на наивный вопрос ребенка: «А почему надо доедать кашу, хотя я давно уже сыт?» я слышу свой восхитительный по логике ответ: «А потому, что я тебе сказал!!!». Проекция. Несколько штрихов к описанию этого гештальт-тупика. «Что вы мне рассказываете про контакт? Я и так все прекрасно знаю! Все люди только и думают о своей пользе. Так и норовят обмануть других! Вот мой сын – я ему нужен только для того, чтобы выуживать из меня деньги. Я его спрашивал? А что тут спрашивать – я и так это прекрасно знаю. Отношения с женой? Какие там отношения! Ей никто не интересен – у нее на уме одни тряпки и сплетни… Нет, тут уж ничего не изменишь. Что я хочу от вас? Да вряд ли вы мне поможете…».Все, что относится к нему, все свои сомнения и недостатки человек приписывает окружающим людям, миру в целом… Тут уж не до контакта и не до удовлетворения потребностей – дай Бог уцелеть! Конфлюенция или слияние.«А я, собственно, и не отделяю себя от других, зачем мне это? Какие у меня потребности? Да такие же, как у всех, что я, лучше других, что ли? Какие у меня проблемы? Да проблем у меня уйма – и ребенок плохо учится, и муж выпивает, и свекровь болеет и денег у нас мало… О чем я хочу конкретно поговорить? Да что вы сами считаете нужным, о том и расскажу…». Да… Не так просто удовлетворить какую-нибудь потребность в этом случае. Ведь ее и определить трудно – все сливается в спутанный клубок желаний, своих ли, чужих, сразу не разберешь… Тут и границы-то четкой между человеком и окружающим миром нет. Сплошное расплывчатое «мы»… Задачи гештальт-терапии Узнали в перечисленных механизмах прерывания контакта свой любимый? Или даже не один?... Ничего, не расстраивайтесь. Понятно, что каждый из четырех рассмотренных механизмов может быть гештальт-тупиком, останавливающим какую-то важную потребность, а может быть вполне эффективным «инструментом контакта». Какое же размышление возможно без ретрофлексии? Какое же обучение и воспитание возможно без интроекции? Какой же лидер может существовать без проективного механизма? Как же без слияния могут существовать любовные отношения? Задача гештальт-терапии состоит не столько в «опознавании» гештальт-тупика, закрывающего удовлетворение каких-то важных потребностей конкретного человека, сколько в достаточно длительном и напряженном поиске ресурсов, позволяющих превратить «зловредный» гештальт-тупик в инструмент успешного взаимодействия человека с окружающими людьми, природой, обществом. Кто приходит к гештальт-терапевту? Самые разные люди: от подростков («Меня выгоняют из школы — помогите наладить отношения с учителями») до стариков («Дети выросли и разъехались, не ощущаю осмысленности жизни...»). Или вот женщина средних лет: «На меня напали в подъезде. Избили, отобрали сумку с документами, это был мужчина. С тех пор я плохо сплю и при встрече с каждым мужчиной у меня появляется чувство беспокойства и страха... Даже с мужем я не ощущаю себя спокойно...». Или другая: «Хочу быть независимой от своей матери. Она сильная, деспотичная, красивая. Я уехала от нее в другой город. Но все равно, из-за отношений с ней, мне кажется, я не могу даже выйти замуж». А вот мужчина сорока лет: «Хочу начать новую жизнь, а не получается...» Или просто: «Мне постоянно снится один и тот же кошмарный сон...» Направления гештальт-терапии Гештальт-терапия многогранна, как многогранны и различные формы контакта с окружающим миром. Я назову лишь некоторые направления. • Телесно-ориентированная гештальт-терапия. Телесные «гештальт-тупики» блокируют свободный поток энергии в теле. Освобождение от телесных «зажимов» укрепляет физическое здоровье и дает новую энергию для социальных контактов, для творчества, для развития новых потребностей. При этом уделяется внимание высвобождению эмоций, накопленных в человеческом теле, а также восстановлению его целостности. Используются телесные упражнения и эксперименты из восточных духовно-телесных практик, из биоэнергетики, применяются техники массажа, дыхательные упражнения и др. • Арт-гештальт-терапия. Выражение и отреагирование эмоциональных состояний может очень успешно проходить с помощью рисования, лепки, танца, пения, драматизации и других средств искусства. • Семейная гештальт-терапия. Восстановление отношений, контакта между супружескими и иными парами, между родителями и детьми достаточно эффективно осуществляется средствами гештальт-терапии и системного подхода. • Групповая гештальт-терапия. Чрезвычайно полезна для осознавания социальных контактов, решения межличностных конфликтов, обучения различным формам контакта. • Организационная гештальт-терапия. Организационное психологическое консультирование менеджеров, бизнес-тренинги, индивидуальный коучинг в гештальт-подходе – отличное средство повышения эффективности работы организации в целом и удовлетворенности профессиональными взаимодействиями и отношениями отдельных сотрудников компании. • Футуропрактика (контакт с будущим). Эффективна для проектирования будущего в подростковом и взрослом возрасте, в ситуациях выбора, самоопределения, для решения экзистенциальных проблем. Послесловие На компьютере напечатаны слова: «Текст завершен. Если мне удалось в какой-то мере рассказать тебе, читатель или читательница, что такое гештальт-терапия, я очень рад. Если не удалось — мне немного грустно, но мое уважение к себе или к тебе не уменьшилось. А ведь это, может быть, и есть то главное, чему научила меня гештальт-терапия — УВАЖЕНИЮ К СЕБЕ И К ДРУГИМ ЛЮДЯМ. До следующей встречи!». Автор: Нифонт Долгополов Комментарии: |
|